Материалы к докладу на XXIХ Международных образовательных чтениях.
Направление: «Миссионерское служение Русской Православной Церкви».
Секция: «Сектантство внешнее и внутреннее как угроза Православному миру»
«Если чудотворец неправо учит, — мы не должны его слушать». Свят. Иоанн Златоуст (Маргарит, слово 4)
На Руси всегда было уважительное отношение к старцам.
В самом широком смысле слова старец – это старый, пожилой человек. Считается, что много лет проживший человек не только накопил за эти годы какой-то опыт, но и многими делами своими заслужил почет и уважение.
В православной среде слово «старец» нередко используется для уважительного обращения к духовно зрелым монахам. В некоторых монастырях (на Афоне) старцами называют монахов, занимающих руководящие должности.
Но самое глубокое значение обретает слово «старец», когда его используют в особом духовном смысле. Тогда старцем называют человека, который через свою богоугодную жизнь, получил особый дар любви и духовного разумения. Вокруг таких старцев нередко собираются ученики.
На Руси с принятием христианства старчество процветало, принося людям утешение, вразумление, а иногда – являя чудеса прозорливости и исцелений. Однако в середине 16 века, после государственных реформ, монастырская жизнь претерпела серьёзные изменения, негативно сказавшиеся на явлении старчества. Одновременно на Руси стало больше юродивых. Народ прислушивался к их причитаниям, улавливая в них тайный смысл. Вера в слова юродивых была очень велика; иногда настолько, что чуть ли не любое их слово могло восприниматься как пророчество. Однако постепенно «власть, и государственная и церковная, начинает подозрительно относиться к блаженным. Она замечает присутствие среди них лжеюродивых, натурально безумных или обманщиков. <…> Синод вообще перестает канонизовать юродивых» (профессор Георгий Петрович Федотов. «Святые Древней Руси»).
Безусловно, и мошенники, и искренне заблуждающиеся люди среди тех, кого народ воспринимал как старцев, были во все времена. Причем, поскольку потребность людей в духовных учителях особенно сильна в сложные жизненные периоды, то и количество подобных религиозных деятелей значительно увеличивается во времена кризисов.
Сейчас жизнь в нашем государстве сложно назвать стабильной. Тяга православных людей к старцам, потребность в наставниках, способствует приумножению учителей в религиозной жизни. Однако склонность обывателей неразумно, не рассуждая, привязываться душой к любым пророчествам и наставлениям без разбору, вкупе с подверженностью страстям самонадеянных людей, берущих на себя бремя руководства чужими жизнями, проводят к распространению такого явления как лжестарчество: младостарчество и псевдостарчество.
Виды лжестарчества
Три термина – младостарчество, лжестарчество, псевдостарчество – зачастую используются как синонимы, но не всегда. Так, под младостарчеством может подразумеваться вид духовнической практики, осуществляемой неопытными (малоопытными) в духовном отношении священниками, выдающими себя за облагодатствованных, духовно опытных пастырей и действующими исходя из этого ложного представления, злоупотребляя пастырской властью. Псевдостарчеством может называться вид духовнической практики, осуществляемой людьми, ложно выдающими себя за духоносных учителей. Лжестарчество может рассматриваться шире, как явление, объединяющее младостарчество и псевдостарчество
Все они обозначают искаженное, патологическое, деструктивное духовное руководство.
В соответствии с определением Священного Синода от 1998 года «О младостарчестве и сектах», можно выделить следующие «случаи злоупотреблений в духовнической практике, негативно сказывающиеся на состоянии церковной жизни»:
- присвоение священнослужителями безраздельной власти над душами людей (требование беспрекословного подчинения даже в тех случаях, когда от них требуется лишь рекомендация или совет, а то и вовсе не требуется никакого вмешательства; нередко это бывает связано с тем, что пастыри берут за образец монашескую практику послушания (при этом допускают грубые искажения).
- грубое вмешательство духовников в вопросы брака и семьи (признание незаконным и блудным «невенчанного» гражданского брака, заключенного в ЗАГСе; недопущение к причастию людей, состоящих в законном, но «невенчанном» браке; требование расторжения «невенчанных» браков; непризнание законных браков, в которых один из супругов неправославный; запреты на вступление в брак и принуждение к принятию монашества; запрещение разводов даже в критических для здоровья или жизни супругов (одного из супругов) ситуациях; запрещение вторых браков; выбор для прихожанина жениха или невесты с запретом жениться по собственному выбору, по любви);
- запрет обращаться за медицинской помощью (якобы, раз к врачам идете, значит, на Бога не надеетесь);
- навязывание прихожанам политических взглядов и социальных решений (выборы, военная служба, учеба в тех или иных заведениях, в наше время добавилось навязывание личного мнения о КОВИД-19, мерах безопасности в пандемию и вакцинировании);
- создание церковных общин, в которых взращивается культ личности пастыря на фоне негативного отношения к священноначалию, другим священнослужителями и приходским общинам, особенно если избранный для поклонения пастырь подвергается критике братьев во Христе за несоответствие его взглядов Священному Писанию и Преданию Церкви.
Несмотря на то, что в слове «младостарчество» используется часть «младо», явление младостарчества – вне возраста. Тут скорее речь идет о недостаточном, незрелом (по сути нездоровом) духовном опыте человека, берущегося руководить и учительствовать на правах духовно опытного пастыря. Недаром апостол Павел предупреждал об опасности посвящения в руководящий сан человека, малоопытного в Православии: кандидат в епископы «не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1Тим.3:6).
Нередко бывает, что необходимой для спасения окормляемых борьбе со страстями младостарцы уделяют неоправданно мало внимания. А бывает, что под видом душеполезных уроков они, напротив, взращивают в них страсти, то есть происходит извращенное духовное учительство.
Поддавшийся гордыне пастырь может дойти до состояния духовной прелести, и тогда он начинает проповедовать свои собственные представления о вере вместо основанного на Божественном Откровении христианского учения. Такие люди распространяют ереси и являются лжедуховными учителями, то есть лжепастырями, лжестарцами.
Лжестарцами являются также псевдостарцы — по сути, это обманщики, шарлатаны.
Иногда предлагают различать псевдо- и лжестарчество по признаку злонамеренности «старца» или создателей его культа: мол, псевдостарцы – это люди в состоянии прелести, принимающие свои собственные убеждения за истину; а лжестарцы – осознанно вводящие в заблуждение собственную паству для достижения личных материальных или психологических целей. Но псевдостарцы по сути являются ложными старцами, лжестарцами. К тому же далеко не все лжестарцы преследуют материальную выгоду, это нередко люди заблуждающиеся, уклонившиеся от православного учения. Поддавшись духовной прелести, они верят в правильность своего мнения и желают нести его окружающим, полагая, что тем самым делают доброе дело. Это яркая иллюстрация известной фразы: «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Лжестарчество в любом варианте — серьезная духовная болезнь, но определенный процент лжестарцев – реально психически нездоровые люди.
Так что правильнее считать псевдостарчество одним из видов ложного духовного учительства (лжестарчества).
Можно разделить лжестарцев по их принадлежности к православной Церкви:
Геронтомания
Чрезмерное стремление части православных христиан к поиску духовного наставничества от почитаемых старцев получило название «геронтомания» (от. греч. γέρων — «старик», «старец» (от. οἱ γέρωντες — «старцы», «старейшины») и μανία — сумасшествие, восторг, вдохновение, влечение).
Желание избежать ошибок в духовной жизни вполне естественно, как и то, что оно вызывает стремление иметь опытного наставника. Но, подпитываемое гордыней, это стремление тщится найти самого авторитетного, а ещё лучше фактически «блаженного», «святого» руководителя. Поэтому некоторые люди не удовлетворяются духовным наставничеством приходского священника или даже посланными Богом встречами с известными духовными учителями, а активно ищут себе особого духоносного опекуна, любые слова которого они готовы принимать без критики и рассуждения.
Такие люди жаждут ответов почитаемых старцев касательно всех мало-мальски волнующих их проблем. Нередко интерес поклонников старчества смещен с духовной жизни на мирскую, и руководство им нужно именно в повседневной жизни. Они ждут от старцев советов относительно того, стоит ли выходить замуж/жениться, менять ли дом или работу, делать ли операцию, ехать ли куда-то и т. п. Доходит до повседневного перекладывания любого, даже житейского, выбора на старцев и снятия с себя ответственности, до отказа от свободного разумного личного выбора.
«С одной стороны, человеку сегодня послушание и смирение даются крайне трудно, потому что каждый из нас превыше всего ставит свою собственную волю и желает во что бы то ни стало добиваться своего, сметая на пути любое препятствие. С другой стороны, человек готов свою волю полностью кому-то передать и больше ни о чем не беспокоиться – то есть сложить с себя ответственность за собственное бытие. Это очень соблазнительно, потому что кажется, что всё решается за тебя» (игумен Нектарий (Морозов).
Именно неумение или нежелание взять на себя ответственность не только за свою повседневную жизнь, но и за спасение своей души, приводит человека к скрупулезному подчинению воле другого человека. Поиск не наставника, но начальника предполагает выбор рабства вместо свободного осуществления духовной жизни под руководством более опытного в ней человека, выбор подчинения не Богу и Его закону, а человеку.
«Такое «послушание» – форма идолопоклонничества, когда через нарушение заповедей происходит измена Богу: старец почитается больше, чем Бог» (священник Владимир Соколов. «Младостарчество. Соблазны и причины»).
То есть геронтомания – это не просто поиск духовных учителей, а навязчивое, чрезмерное стремление к авторитетным старцам и к неразумному послушанию чужой воле, чужому мнению. Подобное послушание является «ложным, отталкивающим от общецерковного единства, чуждым христианской любви» (Леонов А. М.).
Даже вокруг пастырей, не претендующих на роль старцев и смиренно избегающих любого приписывания себе особой духовной мудрости, собирается определенное количество поклонников, возвеличивающих образ почитаемого ими батюшки до «прозорливости», «особой благодатности» и т. д.
Но если и сам пастырь склонен преувеличивать свой духовный опыт и присваивать себе право управлять чужими жизнями, то происходит встреча жаждущих всецелого руководства и желающего руководить. Можно сказать, они находят друг друга и пестуют друг в друге страсти, приведшие к этому союзу.
«Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета!» Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом …Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню» (святитель Игнатий Брянчанинов).
Лжестарец «получает большую власть, и самое главное, что эту власть ему дают сами паломники» (игумен Исидор (Минаев).
Стоит отметить, что «старцеискатели», несмотря на безудержное стремление к получению советов от тех, кого они считают «старцами», порой следуют этим советам выборочно (в зависимости от того, насколько их устраивает данный совет), совсем не исполняют эти советы или же следуют им в букве, но не по духу. Например, механически вычитывают Псалтырь, не вдумываясь, не прочувствовав слова молитв, или же внешне примиряются с обидчиками, утаивая обиду в душе. И такая механическая, по сути, псевдодуховная жизнь является «хорошей» почвой для греховных страстей. Если же человек полностью подчиняется ложнодуховному руководству, то это может обернуться для него гораздо более страшными последствиями.
Одной из ярких, заметных страстей последователей различных лжестарцев является кумиропоклонничество. Они склонны фанатично почитать и почти обожествлять своего лжедуховного руководителя.
«И самое чудное, что те же люди при этом отвергают слова обычного, нормального священника в храме, который дает совет, согласный с Евангелием, и ничего не предлагает от себя» игумен Нектарий (Морозов).
Получается, что появление лжестарцев в значительной степени связано с безумным, страстным стремлением некоторых людей найти себе духовного наставника, который дал бы однозначный ответ на все насущные вопросы. Христиане, которые неистово ищут себе учителей, могут стать искушением для некоторых пастырей, провоцируя в них лжестарческий дух. Высокий спрос на прозорливцев и пророков приводит к появлению различных лжеучителей: возгордившихся, безумцев, мошенников и манипуляторов.
Когда потребность людей в духовных учителях приобретает вид страсти, то и враг рода человеческого спешит удовлетворить эту страсть, предлагая псевдодуховных проповедников (лжестарцев), чтобы увести человека с пути к Богу.
Психологические основы геронтомании
В основе чрезмерной жажды духовного руководства лежат особенности психического строя некоторых людей.
Как уже сказано, неразумную потребность в руководителях имеют люди, склонные перекладывать ответственность за свою жизнь на других людей. Они готовы подчиняться и слушаться других, потому что боятся ошибиться и не хотят принимать последствия возможно неверного выбора.
Еще одним характерным признаком «старцеискателей» является склонность к магическому мышлению, порожденная сочетанием по-детски наивного стремления к чудесам, недостаточной образованности в определенных сферах жизни и легковерности.
Многие ищущие старцев люди жаждут исцеления как физических, так и духовных недугов. Среди них есть и реально тяжелобольные люди, надеющиеся выздороветь от соприкосновения с духоносным старцем. Но немало и тех, кто преувеличивает тяжесть своих заболеваний — это люди с повышенным уровнем тревожности, в том числе, болезненной мнительности, ипохондрии. При идеалистическом складе характера ипохондрики «могут потянуться <…> к иной целебной духовности — например, религиозной, экзистенциальной» (Бурно Марк Евгеньевич, доцент кафедры психотерапии Центрального института усовершенствования врачей).
Желание быть здоровым естественно для человека, но христианин должен заботиться не только о теле, но и о душе. А эти люди по тем или иным причинам концентрируют значимую часть своей жизни вокруг реальной или мнимой болезни, забывая об истинном смысле любого страдания в жизни православного христианина. Для таких тревожных людей поиск старца равнозначен поиску волшебной таблетки, и наличие того или иного чудесного «старца» словно освобождает их от необходимости духовных трудов. Ведь они жаждут именно чудесного исцеления, которое произойдёт от «благодати» этого «старца». Среди ищущих исцеления многие люди путешествуют от одного «старца» к другому, они обычно убеждены в том, что их состояние улучшается от каждой поездки, сравнивают степень «благодати» и «исцеления» от разных «старцев».
В псевдоучениях ряда лжестарцев условием исцеления часто объявляется определенное количество каких-то действий, например многократное (с конкретным числом) чтение какой-то молитвы или совершение определённого числа поклонов. Казалось бы, это средство, полезное каждому православному человеку. Однако в данном случае важным становится не молитвенное состояние, а количество прочтений; из молитвы исчезает самое важное – разговор с Богом, и она используется словно некий магический заговор. То есть происходит чрезмерная ритуализация, приводящая к механистичности духовной жизни. В иных случаях, напротив, провоцируется усиленное внимание к своему состоянию во время молитвы, что приводит к вредной для психики экзальтации.
Избыточная тревожность может касаться не только здоровья, но и жизни в целом, своей судьбы и т.д. Снизить уровень тревожности помогает ощущение контроля над собой, над ситуацией. Поэтому для тревожных людей характерна повышенная потребность в обстановке, при которой возможен контроль или иллюзия контроля над своей жизнью и над реальностью. Одним из парадоксальных средств, используемых людьми для «обретения» такого контроля, на деле усугубляющим тревожность, является сакрализация различных бытовых явлений, придание им почти магического смысла. Воплощением тревожащих людей страхов становятся, казалось бы, совершенно обычные предметы и явления: ИНН, паспорта, прививки, QR- и штрихкоды и т. п. Для того, чтобы спасти свою душу, по мнению большинства лжестарцев и их последователей, обычно необходимо отказаться от всего этого.
При этом опасения тревожных людей приобретают широчайший размах, изначально бытовые страхи переносятся на другие объекты, преобразуются в страх перед внешним вмешательством в психику, в душу. Этот страх вырастает фактически до степени фобии. У самых одиозных последователей лжестарцев наблюдается фактически неуправляемый, истерично проявляющийся страх порабощения сознания, полного подчинения воли без возможности сопротивляться — вплоть до параноидального восприятия мира, подверженности теориям заговоров и т. п.
В нашем обществе со специфической смесью табуирования и катастрофизации темы смерти у людей чрезвычайно силен страх перед концом своей или чужой жизни и перед концом света в целом. Нередко лжестарцы манипулируют эсхатологическими страхами человека. Нагнетая атмосферу обещаниями уже совсем близкого конца света, они выдают множество апокалиптических пророчеств, призывая выполнять ряд условий спасения, каковыми для них становятся отказ от ИНН и паспортов, оставление имущества и сокрытие в лесах и т. д.
В своё время ярким примером деструктивного духовного руководства людьми на основе ужаса перед концом света стала скандально известная группа под руководством психически больного лидера Петра Кузнецова, получившая название «пензенские затворники» и статус псевдоправославной секты. Осенью 2007 года 35 человек из этой группы в ожидании конца света переселились в подземелье, выкопанное ими по настоянию Кузнецова, назначившего дату катастрофы на май 2008. Что интересно, сам он в подземную пещеру не спустился.
Своему духовному руководителю последователи верили безоговорочно, называя его «отец Петр», хотя он никогда не был священником. Сам себя Петр Кузнецов в своих книжках называл «схимонах Максим» и «убогий Петр» (книги «Прозрение, или последние записки неизвестного схимонаха Максима», «Прозрение, или последние записки неизвестного схимонаха Максима. Продолжение 1», «7 голов и 10 рогов России или последние доказательства свершающегося и завершающегося Апокалипсиса», брошюра «Тайна беззакония» и другие).
В переговорах, которые удалось наладить представителям Пензенской епархии, затворники угрожали совершить самосожжение, если им помешают осуществить задуманное или попытаются извлечь из пещеры силой. В подземелье двое затворниц умерли, одна от рака, другая от истощения — она не пила и не ела двадцать дней, соблюдая по «благословению» Кузнецова строгий пост.
После того, как в пещере случился обвал, а на Кузнецова было заведено уголовное дело, у 82-летней затворницы Ангелины Рукавишниковой было «видение», в котором, якобы, сам Господь сказал ей, что, если она не выведет товарищей, все погибнут. В группе ее самочинно называли игуменьей Антонией. По её собственным словам, которым легко верили затворники, лет в 50 с ней произошло «чудо»: она рассказывала, что умерла и воскресла на третий день, помучившись перед этим в аду, а затем вернулась к жизни, отказавшись от предложения Самого Господа остаться у Него в Раю, так как тосковала по земле. Когда она предложила покинуть подземелье, многие затворники ушли с ней.
Оставшиеся 9 человек, проведшие под землей более полугода, покинули затвор после несостоявшегося конца света, но некоторые из них потом также неистово, отказываясь от ИНН и паспортов, ждали следующую дату конца света – падение на землю кометы Армагеддон в 2012 году — столь же напрасно. Сам Кузнецов судом был признан невменяемым, причем формировать религиозную группу он начал, уже будучи психически больным. Но несмотря на всё это, часть его последователей осталась верна своим заблуждением, называя «отца Петра» пророком, провидцем. Они говорили, что видят все указанные им знаки и верят ему по-прежнему, ждут, когда он выздоровеет после принудительного лечения и исполняют его духовные наставления. Священнослужители Пензенской епархии тщетно призывали затворников покаяться и вернуться в лоно Русской Православной Церкви.
По сути, эта религиозная группа являлась псевдоправославной сектой, которая сложилась из христиан, которые в силу своей религиозной неграмотности уклонились от Православия. Они нашли себе «духовного» учителя вне лона Церкви, поверив его псевдоправославному учению и приписав ему отсутствующий у него благодатный дар прозорливости. Игнорируя тот факт, что Кузнецов не являлся священнослужителем, они считали его духовным отцом своей общины. Для них лидер секты был почитаемым «прозорливым» «старцем», наставлениям которого они охотно подчинялись. Группа Петра Кузнецова обладала всеми типичными признаками лжестарчества (конкретнее, псевдостарчества, так как Кузнецов не был церковным пастырем).
Этот довольно подробно описанный пример хорошо иллюстрирует упомянутые легковерие, магическое мышление, склонность к подчинению, а также другие особенности психики последователей лжестарцев, которые равняют их с адептами религиозных сект, — отсутствие критичности, стереотипность, узость, уплощённость мышления:
Безусловно, подобное упрямое самомнение и уверенность в своей правоте порождены гордостью – и у лжестарцев, и у их последователей. Можно сказать, что в их взаимоотношениях происходит взаимная подпитка гордыни.
Общая характеристика поклонников лжестарцев
Повторим, что паства лжестарцев обычно состоит из людей, чья религиозность пропитана оккультизмом (пытающиеся спастись от назначенного в очередной раз конца света, ИНН-щики и пр.). Весьма популярна среди поклонников старчества тема экзорцизма, отчиток.
«Стремление многих православных к духовному рабству и зависимости от воли сомнительных «старцев» напоминает времена, когда после принятия Русью христианства по ее просторам ходили разные вещуны и волхвы, пугая нетвердых еще в вере людей гневом богов: неурожаями и болезнями. Или петровские и послепетровские времена, когда старообрядческие посланцы призывали всех бежать в скиты «от антихриста». Таким образом, алармизм (склонность людей к излишней панике и предсказанию катастрофы, к распространению тревожных, часто необоснованных, слухов, настроений — ред.) и эсхатологический психоз (бред с ожиданием конца света — ред.) постоянно наблюдались в истории в различных вариациях и провоцировались «старцами». «Старец» — это архетип многих народов, олицетворение мудрости, тайных знаний: друид, шаман, тибетский лама и т. п. Именно этот архетип заставляет людей искать “духовного сверхчеловека”, противопоставляющего себя и свою доктрину Церкви и Ее учению» (священник Дионисий Дудаев).
Псевдоправославный оккультизм питается желанием людей получить немедленный результат без сложной духовной работы в сочетании с надеждой на чудо.
«Человеки… потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному» (свт. Игнатий Брянчанинов «О чудесах и знамениях»).
Порой встречаются свидетельства о том, как старцы с первого взгляда называют грехи и болезни человека, исцеляют больных, изгоняют бесов и т. д. В подлинном старчестве всё это встречается, но нужно понимать, что чудотворение не является безусловным признаком духоностности, святости человека (чудеса будет творить и антихрист) Подлинно духоносный старец отличается «высокой праведной жизнью и безукоризненным Православием» («О порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне»). И вот этого-то лжестарцам недостаёт.
В случае лжестарчества рассказы о чудесах чаще всего оказываются недостоверными слухами, выдумкой или результатом самовнушения, но нельзя забывать о том, что и лжестарцы с помощью бесов способны совершать чудеса:
«Люди, развращенные умом и противники веры, именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса <…> однако, когда эти многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?, тогда Он даст им, как Сам свидетельствует, такой ответ: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:22–23).» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин).
Значительная часть приходящих сегодня в Церковь — люди с непростой судьбой и сильной душевной болью, травмированные, изломанные. Они одновременно и никому не доверяют, и готовы поверить первому встречному. Из-за того, что им не удалось благополучно адаптироваться к жизни, они жаждут спасительных инструкций, стремятся снять с себя, передать кому-то другому ответственность за свою жизнь. Такие люди в зоне риска, их легко уловить тем, кто готов управлять чужими умами и судьбами.
«Предпосылкой такой готовности [выполнить все что угодно] являются удивительная открытость и доверчивость русского человека, его уступчивость и податливость, его склонность к максимализму, к жертвенному служению. Но эта максималистская открытость сочетается с поразительной наивностью и незащищенностью. Поэтому такой открытый, наивный и готовый жертвовать собой человек всегда может стать жертвой бессовестного насилия» (священник Владимир Соколов. «Младостарчество. Соблазны и причины»).
Интересно то, что старцы популярны даже среди невоцерковленных людей, вплоть до того, что многие совершенно далекие от Церкви люди едут к известным духовным авторитетам за предсказанием или советом – как пошли бы к гадалке, экстрасенсу и т.д. Отсутствие опыта благотворной духовной жизни, незнание и нежелание знать хотя бы основы православного учения лишают таких «пользователей» возможности отличить богодуховного старца от человека, находящегося в состоянии прелести или от псевдостарца.
Как уже было сказано, среди лжестарцев есть определенное количество психически больных людей, и у части последователей лжестарцев также отмечаются т. н. «пограничное состояние» и различные психические болезни. По словам психиатров, исследовавших эту проблему, нет оснований предполагать, что лжестарчество провоцирует возникновение психических отклонений у окружающих, а вот вызвать проявление или обострение уже имеющихся оно вполне способно. Большое количество психически нездоровых людей в лжестарческой пастве связано с тем, что людям с психическими патологиями комфортно находится в своеобразной атмосфере, которая возникает вокруг лжепастырей, они тянутся к ней и находят свое место.
Но большая часть последователей лжестарчества, с точки зрения психологии, — это люди со слабо развитой способностью к критическому мышлению, склонные подчиняться чужому мнению.
Стоит отметить, что человек может быть достаточно адекватен во всем, кроме вопроса веры. То есть он будет нормально вести себя в быту, на работе, в семейной жизни. Он может проявлять сохранный разум и здравый смысл при решении сложных интеллектуальных или жизненных задач. Однако, когда речь заходит о его религиозном мировоззрении, о его вере, о Боге, он словно переключается в другое психическое состояние, перестаёт рассудочно мыслить.
Среди последователей лжепастырей (как и среди сектантов) встречаются хорошо образованные люди, даже ученые. Это связано с тем, что светское образование часто существенно противопоставляется религиозному, и получается так, что духовная сфера многие годы остается чуждой человеку. А в какой-то момент он начинает осознавать свои религиозные потребности, включается в духовный поиск. Однако в этом мире он совершенный новичок, несмотря на все свои знания. Поэтому он ищет себе более опытного учителя. Но человек, привыкший полагаться на свой разум, часто переоценивает свою способность понять, кому и во что стоит верить. Такой человек сам не осознает, что при оценке духовности учителя основывается не на понимании христианства, какового у него еще нет из-за нехватки опыта духовной жизни. Собственная религиозная малограмотность приводит к его неверному пониманию смирения, терпения, христианской любви. Поэтому и выбор учителя может оказаться неверным.
По словам игумена Нектария (Морозова), в лжестарческих общинах происходит то же самое, что и «во всех тоталитарных сектах, когда более слабая воля ищет подчинения сильной», и членов этих общин можно разделить на три группы:
«Первая категория – люди, у которых практически отсутствует критическое мышление и которые моментально подчиняются, становясь частью управляемой массы. Но тот, кто полностью подавляется, уже не видит лжи. Таких людей, «пограничников», которых легко зомбировать, видно невооруженным глазом. И человек, желающий власти над ними, обязательно их выделит из толпы и подчинит себе.
Вторая категория – люди, способные анализировать: увидев противоречия внутри секты, они уходят из нее. Так вот, человек, умеющий критически мыслить и ответственно живущий, попав в такую общину во главе со лжестарцем, начинает видеть несообразность всего происходящего. Этот духовный лидер говорит о наступлении последних времен, когда нужно отложить прочее попечение и думать о спасении души, но при этом он, например, раздражительный, гневливый, корыстный.
Третий тип – это те, кто всё трезво оценивает, но в секте <и около лжестарцев — ред.> остается, потому что понимает, какие здесь сокрыты возможности. Такие люди превращаются в руководителей среднего и высшего звена секты». Игумен Нектарий (Морозов)
Бизнес-туризм под видом «паломничества» к старцам
Около некоторых лжестарцев находятся люди, использующие их личность и имидж ради собственной выгоды: чаще для удовлетворения своих невротических потребностей или болезненного самоутверждения, ведь близость к «старцу» даёт возможность власти над другими людьми при помощи психологических манипуляций. Но иногда вокруг лжестарца выстраивается целая финансовая система.
Например, долгое время осуществлялись платные поездки (несколько тысяч рублей) в село Чихачёво (Верхнеландеховский район Ивановской области) к «старцу Иоанникию» (схиархимандриту Иоанникию (Ефименко) на «отчитку». К Никольскому приходу села стекались паломники, жаждущие чудесного исцеления, несмотря на то что еще в 2014 году благочинный Родниковского округа, руководитель Информационного отдела Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов предупреждал:
«К сожалению, вокруг этого священника сложилась нездоровая атмосфера, связанная с ажиотажем вокруг якобы “прозорливого старца”… Епископ Кинешемский и Палехский Иларион не благословляет паломничества в Чихачёво”.
В 2020 году схиархимандрит Иоанникий был освобожден от должности настоятеля и запрещен в священнослужении, но продолжал совершать богослужения и Таинства, игнорируя запрет, более того, было заведено уголовное дело по факту незаконного удержания людей на территории прихода (верующих убеждали, что за его пределами они погибнут от болезней). Кроме того, у схиархимандрита Иоанникия нашли травматическое оружие без разрешительных документов и 2 миллиона рублей неустановленного происхождения. После неоднократных проигнорированных призывов к покаянию церковный суд Кинешемской епархии признал схиархимандрита Иоанникия (Ефименко) виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда Апостольских правил и правил Вселенских Соборов и постановил извергнуть из сана. Это решение утверждено Патриархом в августе 2021 года.
Однако на сайтах некоторых паломнических служб до сих пор размещены объявления о поездках к «старцу»:
«Встретиться со старцем можно в его доме, находящегося на территории Свято-Никольского скита в Ивановской области. Ещё вчера о приёме в доме мы и не мечтали. Приём всегда проводился в Чихачево на улице в любую погоду. В личной беседе отец Иоанникий ответит на вопросы паломников и поведает нам о путях искупления грехов. К сожалению, проповедь, которую говорил Батюшка на улице, мы не услышим. Он больше её не говорит. Но мы можем приобрести проповедь на бумаге или диске. Очень рекомендуем Вам приобрести полезные проповеди Батюшки… Спешите, пока Батюшка нас принимает!».
В оплаченные турфирме услуги входит дорога, а также: «Встреча с Схиархимандритом Иоанникием в его доме. После общения с Батюшкой мы набираем Святую воду в храме. Целебная вода из колодца, вырытого прп. Тихоном Лухским Чудотворцем».
По результатам пребывания со «старцем» в Чихачёво обещается «такое исправление в человеке, что диву даёшься», например, «приобретается достойный внешний вид, происходит исцеление от разных смертельных болезней».
Сейчас на сайтах не указывается, проводятся ли, как раньше, «отчитки», но до запрета Иоанникия в служении они были и оплачивались отдельно.
Так же отмечается туризм к «исцеляющей» могиле Славика Крашенинникова (Чебаркульского):
«Возможно, за Крашенинниковой стоят люди, которые делают на этом бизнес. О Славике вышли книги и компакт-диск с аудиозаписями. Сделано всё профессионально. Грамотный пиар. Возможно, кто-то хорошо зарабатывает. По слухам, сама женщина купила себе кусок земли под Непряхино и строит там коттедж. Ведь к могиле Славика приезжают очень богатые люди. Вот недавно наведались к нам представители от одного знаменитого спортсмена» (настоятель храма Преображения Господня протоиерей Димитрий Егоров).
Паломнический туризм «по старцам» уже довольно давно приобрел черты настоящего бизнеса. Причем, туры отличаются направленностью в зависимости от целей паломника: к одним «старцам» везут для решения проблем в личной жизни, к другим – за исцелением, к третьим – за предсказанием и т. д. Описываются предлагаемые путешествия в типичных оккультных категориях, например, «очень сильный батюшка».
Далеко не всегда финансовую прибыль от деятельности «старца» получает он сам или его окружение. Бывает, что имя и образ священнослужителя используется для раскрутки «старчества» без его ведома, а он сам не давал своего благословения на подобные «тематические» поездки и вовсе не считает себя каким-то особенным, старцем. Случалось даже, что провозглашенные народом «старцы» узнавали о налаженном паломническом бизнесе в их честь только из расспросов корреспондентов.
Однако чаще образ «прозорливых» и «духоносных» подкрепляется собственными убеждениями и деятельностью лжестарцев. При этом большая часть лжестарцев трудится не ради денег.
«В современных младостарцах мы видим … назойливое стремление владычествовать над судьбами других людей, принуждение к абсолютному повиновению, приписывание своим весьма сомнительным «откровениям», «благословениям» статуса воли Божьей. Плюс изобретение каких-то нелепых местных «благочестивых обычаев», «молитв по соглашению», борьбой с «чипами» и штрихкодами, синхронному чтению акафистов, призывами к прославлению в лике святых людей сомнительного образа жизни, проведению сеансов экзорцизма или отчиток и тому подобного. Вся жизнь подобных людей, увы, преиспещрена страстями – властолюбием, неукротимым желанием прослыть «старцами», «прозорливцами», «чудотворцами» (протоиерей Александр Новопашин).
Признаки лжестарческих сообществ
Вокруг лжепастырей порой формируются обособленные группы, зачастую авторитарные. Эти общины отождествляют себя с Православием, однако пропагандируют идеи и нормы, основанные на ложном, извращенном толковании Священного Писания и учения духоносных Отцов, не соответствующие веро- и нравоучению Церкви, а принцип христианского послушания у них подменяется принципом слепого подчинения воле «наставника».
Большую часть лжестарцев и их почитателей правильно относить к псевдоправославному движению, однако случается, что из подобной псевдоправославной общины формируется полноценная секта (как в вышеописанном примере с группой Петра Кузнецова).
Стоит отметить, что лжестарцы (или их общины) обычно достаточно громко заявляют о себе, активно до навязчивости проповедуют свои взгляды, причем затрагивают весьма чувствительные, можно сказать, болевые точки людей. Они манипулируют человеческими страхами, предлагают «рецепты» облегчения напряжения или спасения души, создают иллюзию контроля над своей жизнью или посмертной участью.
Современных последователей лжепастырей объединяют следующие признаки:
1. Искажение православного учения.
«Отдельно стоит упомянуть историю печально известного бывшего священника Владимира Головина, который буквально создал свою эрзац-церковь, а фактически секту. Его последователи знали о Православии, как правило, из многочисленных и многочасовых видеопроповедей «батюшки», которые в свою очередь наличествовали не только многочисленными искажениями Православной веры, но и откровенным кощунством и пошлостью» (протоиерей Александр Новопашин).
2. Обязательное противопоставление себя другим, в первую очередь, формально, – иерархам Русской Православной Церкви, чья пастырская деятельность не вписывается в их субъективные представления, а по сути – самой Церкви; но бывает, что они прямо противопоставляют себя Церкви в целом. Обвинение членов Церкви в отступничестве и искажении веры, в неблагоприятных поступках и т. п., ярко выраженное негативное отношение к позиции Церкви по ряду социальных вопросов. Принципиальный отказ ходить в те или иные православные храмы или вообще «в церковь».
Например, группа Петра Кузнецова обвиняла Православную Церковь в неисполнении возложенных на неё Богом обязательств.
Последователи Пелагеи Рязанской считают, что Церковь отпала от Бога: «Духовенство предало Бога, Православную веру и православный народ»; «Раньше Церковь готовила народ для рая, а сейчас — для ада! («Угодница Божия Пелагея Рязанская»).
Поклонники Алексия Пензенского называли Церковь беззаконной: «Тайна беззакония» продолжает совершаться на всех уровнях, и не только во внешнем мире, но и внутри самой Церкви Христовой» (Пензенский старец Алексий).
«Православные люди прекрасно помнят слова свт. Иоанна Златоуста: «производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… грех раскола не смывается даже мученической кровью». А посему обычных православных людей нужно убедить в том, что та «официальная Церковь» – это не настоящая церковь, она утратила благодать (приняв ИНН, погрязнув в экуменизме), в ней нет Христа, а настоящая Церковь – там, «у старцев», ибо там Христос. «А значит, грех раскола уже не грех раскола, поскольку настоящие раскольники – это Патриарх и официальная Церковь, а «мы» – церковь настоящая, истинно-православная церковь, с нами старцы, много лет подвизавшиеся в горах Кавказа или на Афоне» – вот алгоритм рассуждений тех несчастных, которые столь опрометчиво поверили столь елейным проповедям «о старцах», «о прозорливцах» (протоиерей Александр Новопашин).
3. Чувство элитарности, избранности, восприятие своих общин как островков правильной веры.
4. Создание ореола «святости» вокруг «старца».
«Старцев» они часто провозглашают безгрешными, забыв, что нет человека без греха, и: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слóва Его нет в нас» (1 Ин.1:9–10). Тех, кто обличает лжестарцев, его последователи обвиняют, считают гонителями веры и «святого», а самого гонимого лжестарца объявляют страдальцем, мучеником.
Например, лжестарца Сампсона Сиверса его почитатели возводят не просто в преподобные, а даже в «огненные аввы». А последователи т. н. Славика Чебаркульского (Вячеслава Крашенинникова из г. Чебаркуля, умершего в 11-летнем возрасте), уверены, что он был одним из высших ангельских чинов, воплотившимся в человеческом теле, чтобы послужить спасению людей по примеру воплощения и служения самого Господа нашего Иисуса Христа.
5. Приписывание «старцам» совершения чудес, в том числе, противоречащих основам православной веры.
Вокруг лжестарцев много рассказов об исцелениях, сбывшихся предсказаниях, изгнании бесов и т. п.
Последователей Славика Чебаркульского «лечат» стул, на котором он сидел, и камни с его могилы.
А порой рассказывают о том, что они творили невозможное с точки зрения Православия. Например, в книге «Дорога к старцу» про Алексия Пензенского говорится, что однажды «старец» обратил к покаянию беса, жившего в одержимой женщине, и тот стал светлым ангелом.
6. Навязчивая, экзальтированная проповедь скорого конца мира, пришествия антихриста.
7. Яркий признак современного лжестарчества — признание опасными ИНН, паспортов, различных электронных средств, прививок, авиационных химтрейлов и др.
8. Подозрительное отношение к верующим, не являющимся членами своей группы. Агрессия в адрес носителей противоположной точки зрения, ярость по отношению к тем, кто не согласен с идеями лжестарца и подвергает сомнению его правоту и праведность. Злость может доходить до словесного проявления ненависти, нередки переходы на личности: насмешки, оскорбления, даже угрозы (гореть в аду и т. п.).
Примером тому яркая агрессивная позиция схиигумена Сергия Романова и его последователей: «Человек не только не удалился от мира, но, напротив, являет себя этому миру «во всей своей красе», в ненависти по отношению к власти, к священноначалию, а значит и к Церкви, по отношению к русскому народу, за который он якобы так радеет (протоиерей Александр Новопашин).
9. Механистичность в религиозной жизни, например:
Скрупулезный подсчет молитвенных или ритуальных действий:
«Поклоны – есть работа Богу всем телом, что существенно и очень велико для души и прощения грехов. Убил цыплака – 10 поклонов, курицу – 40 поклонов, петуха – 50, а за аборт – 5 млн. поклонов и т.д.» («Угодница Божия Пелагея Рязанская»).
Тщательное соблюдение времени «духовной жизни» для получения «особой благодати» (минимальное или оптимальное время для того или иного занятия):
«Кто будет подавать яички от Пасхи до Троицы, то считается, что в каждом яичке сорок милостыней» (Пензенский старец Алексий).
«Ночной поклон выше дневного поклона в 40 раз (с 23:30 до 03:00)» («Угодница Божия Пелагея Рязанская»).
Чрезмерное внимание к телесным проявлениям, приписывание им особого значения в духовной жизни:
«При неправильном перстосложении Господом ни крестное знамение, ни поклоны не принимаются. Всё пустое». «Обратите внимание, православные христиане, как каждый из нас молится, можно сказать холодной молитвой. Но хорошо телу прогреться от поклонов (чтобы плечики пропотели). Вот такая молитва и есть самая высокая и достойная перед Богом». «Участие тела в молитве – основа существования человека, его облика, и возможность лечения различных болезней» («Угодница Божия Пелагея Рязанская»).
Для ряда лжестарческих общин характерны и другие признаки, которые помогают отличить их от православных групп.
Они могут самочинно ограничивать/отвергать какие-то молитвенные или религиозные действия с угрозой несчастья при несоблюдении придуманного правила:
«Читать 15 кафизму нельзя. Принесет великие горя и беды семье… Кто читает 15 кафизму, тот уподобляется Иуде и сам на себя добровольно накладывает проклятие и лишается разума»; «15 кафизма также не читается о живых, так как можно уничтожить и всех своих живых»; «особенно прескорбное действие оказывает чтение 108 псалма. Об этом имеется много свидетельств» («Угодница Божия Пелагея Рязанская»).
Некоторые лжестарцы или толкователи их наставлений запрещают вкушать молочную продукцию («в ней «живет смерть»), посещать врачей (так как это говорит об отсутствии упования на Бога, маловерии и пр.) и др., а также называют грехами религиозно нейтральные действия:
«Не могли уснуть с «пустым желудком», ели (пили чай) перед сном»; «не могли находиться в тишине», «допускали небрежность во внешнем виде» («Дневник кающегося» Сергея Масленникова).
«В некоторых монастырях или приходах практикуются т. н. генеральные исповеди, которые становятся обязательными для многолетних прихожан. На этих «генеральных исповедях» священники буквально выпытывают у молодых и пожилых женщин подробности их интимной жизни» (Протоиерей Александр Новопашин).
Лжестарцы и их последователи порой придумывают какие-то случаи «из жизни» настоящих или анонимных святых или «неизвестные ранее подробности» реальных событий библейской истории. Например, в книге про Пелагею Рязанскую есть такой рассказ:
«Одному Святому Старцу, который всегда размышлял о Крестных страданиях Христовых, и горько рыдал, явился Христос и подробно рассказал ему, как Он претерпел страдания и сколько пролил крови ради спасения человеческого рода, начиная от вечера Четверга до погребения: Сердечных воздыханий испустил — 109. Из Тела Моего истекло крови — 225000 капель. Вооруженных воинов было — 118 человек. С ними творили бесчинства — 230 человек. Всего было — 348 человек. 3 воина вели Меня на распятие и творили Мне различные пакости. За волосы и бороду терзали и влачили Меня — 77 раз. Спотыкался и падал на землю (начиная от вертограда до Архиерея Анны) — 7 раз. Претерпел руками по устам и щекам — 105 ударов. Кулаком били по лицу — 20 раз. Уставал и надрывался от начала до конца страданий — 707 раз. Сильных ударов получил — 1199 раз. Били Меня со всею силою тростью и палицею — 40 раз. Когда возложили на Меня терновый венец — 5 остриев вонзились Мне в череп до мозгов, из них 3 преломились и остались в главе Моей, с ними и погребли Меня. От прободения венца тернового истекло крови — 3000 капель. А ран на голове Моей от прободения венца было — 1000. Терновый венец возлагался и падал с главы моей — 8 раз. Неся Крест по дороге на Голгофу, падал на землю — 5 раз. Смертных ударов претерпел — 21 раз. Поднимали Меня от земли за волосы и усы — 23 раза» и т. д. («Угодница Божия Пелагея Рязанская»).
Подобные «свидетельства» явно выдумка или же плод галлюцинации. Последователи Пелагеи Рязанской приписывают Спасителю чрезмерное внимание к тому, какие пакости творили Ему люди. По всей видимости, это было сделано для усиления сопереживания Господу, однако в итоге получилось нечто похожее на мстительный учет обид, что является хулой на Милосердного Христа.
Стоит отметить, что в приведенном примере мы снова имеем дело с тщательным вниманием к числу каких-то действий. В подобном виде это вызывает сомнение в психическом здоровье автора.
Каким должен быть настоящий старец
Однажды архимандрита Кирилла (Павлова) спросили: «Батюшка, сколько вы знаете старцев?» – «Старцев?.. – задумался тот. – Стариков – знаю, а старцев – нет».
Помимо широко известных лжестарцев, во многих епархиях есть лжестарцы местечкового уровня, к которым в надежде на чудо стекаются некоторые прихожане православных храмов.
Поэтому очень важно помнить:
«Не следует быть легковерными, но если увидим кого-нибудь из верных или неверных, которые проходят великое телесное подвижничество, или обитают в пустыне, искусные в Писании, или неученые, или сочиняющие собственные писания; или какое-нибудь тело, не разрушившееся за многие годы, или что-нибудь подобное: то не рассматривать это как признак святости, если при этом не увидим наличия совершенного исполнения Господних заповедей и даров Духа, указанных Апостолом, а также совершенной ненависти тщетной мирской славы, и полного исповедания Православной веры; — без чего все является действием демонов, при попущении Бога, Ему Одному известными судами (Никон Черногорский. Из вступления к 33-му Слову «Пандекты»).
Задача духовного отца – не открывать человеку какие-то особые способы спасения, не решать за него, как ему жить, не управлять всей его жизнью с помощью приказов, советов и наставлений, а помочь человеку самому устроить свою жизнь в согласии с Богом.
«Священник не открывает обратившемуся к нему верующему каких-то тайн, а просто разворачивает его лицом к закону Божиему. Самому человеку не хочется смотреть в глаза собственной совести, всматриваться в свое сердце, а священник помогает ему это сделать. Но выполнить что-то за кого-то пастырь не может. В трудной жизненной ситуации или в каком-то сложном духовном вопросе он говорит: «Смотри, вот что об этом сказал в Евангелии Господь, святые отцы. Давай мы с тобой вместе разберемся, как тебе в этой ситуации поступать». Или же предлагает поступать так-то и так-то, но не потому, что это его пастырское мнение, а потому, что весь закон духовной жизни говорит об этом (игумен Нектарий (Морозов).
Большинство «подсказок» о духовной жизни человеку может дать обычный приходской священник. Обретение по милости Божией духовного отца, особенно если им станет человек, стяжавший духовные опыт, – это дар от Бога в помощь спасению во Христе.
«Подлинный старец, прежде всего благодаря высокой духовности, бережно относится к каждому конкретному человеку. В силу своей опытности и благодатного дара он раскрывает образ Божий в человеке теми средствами, которые созвучны его духовному устроению и возрасту» (Патриарх Алексий II).
Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.