переправа



Мир сей. «Потолок Фантомаса»



Опубликовано: 11-01-2021, 12:53
Поделится материалом

Общество


Мир сей. «Потолок Фантомаса»

 

Понятие исторической памяти, с моей точки зрения, — это не только память о недавних событиях, даже самых великих, не только память о событиях различных исторических эпох, но и память о событиях, духовных и нравственных уроках периода зарождения самого человечества. В первую очередь, это касается пребывания человека в Раю, его грехопадения, отвращения от Бога и покорения духу дьявола.  


Последствия тех событий были очень тяжкими, потому что человек стал смертным. Многие святые отцы рассуждали о тех событиях, единодушно признавая, что смерть вошла в наш мир грехом. Грех стал причиной того, что жизнь в современном мире передается через смерть. Каждое последующее поколение служит предтечей, и, если хотите, удобрением для будущих поколений.   Одно поколение возвращается в землю, откуда пришло, а другое поколение нарождается.


Мир сей – это мир, который начался в момент и в результате грехопадения. Именно тогда человек стал смертным и тленным, стал болеть, подвергаться различным нуждам и скорбям (холоду, голоду и пр.). Наконец, он стал страстным. Изначально первые люди были безстрастными, укорененными в Боге, в добре. Но, вкусивши плодов с древа познания добра и зла, они сами, своевольно, своенравно изменили свою природу, не послушав предупреждения Божия, который сказал: «Смертью умрете».


И начался мир сей. Как ни прискорбно это сознавать – мир падшего человечества. Каждый из нас, в той или иной степени, относится к падшему человечеству, т.е. к людям, которые являются потомками Адама. Все мы - братья и сестры, потому что все произошли из одного корня, от одних родителей, - Адама и Евы, - а те произошли от Бога. Поэтому все мы сыны и дочери Божьи. Это важно осознавать для того, чтобы не искать праведного человека на земле, кроме Иисуса Христа. За 600 лет до Его рождения пророк Исаия говорил об этом, а Апостол Павел в 3 главе своего Послания к Римлянам подтвердил его слова:


как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного».

 
Каждый из нас, в той или иной мере, подвержен грехам и страстям. В результате грехопадения души человеческие стали поврежденными, страдающими от страстей. Тела тоже повредились, так как стали болеть и умирать. Преподобный Иоанн Дамаскин подтверждал этот факт: «Мы… родившись от Адама, уподобились ему, унаследовавши проклятие и тление» («Точное изложение православной веры», гл. 28 «О тленности и нетлении», разд. 86)


Такой «невеселый комплекс» человеческой природы мы получили в результате грехопадения, и каждый из нас, если он трезво оценивает себя и окружающий мир, должен признать, что это – факт. Очень точно и поэтично об этом «факте» сказал в своей молитве святой Антиох («2-я молитва ко Господу нашему Иисусу Христу», читается на сон грядущим): «Иису́се, до́брый Па́стырю Твои́х ове́ц, не преда́ждь мене́ крамоле́ змии́не, и жела́нию сатанину́ не оста́ви мене́, я́ко се́мя тли во мне есть».

 
«Семя тли» – это то глубинное духовное и телесное повреждение нашей природы, которое мы наследуем от Адама. И поэтому никто не избежит ни рождения, ни смерти. И то, и другое от нас совершенно не зависит. Мы – невольники на этом коротком земном пути.


Тем не менее, наша падшая цивилизация стремится к своему развитию. Но тут тоже все не однозначно: в технократическом направлении мы видим некоторое развитие, а вот в духовной сфере – налицо деградация, причем, очень серьезная. Деградация всего человечества носит вполне конкретный «адресный» характер: каждый из нас вносит свой «посильный вклад» в общую картину грехопадения. Поэтому, когда мы обозначили тему нашей встречи как «мир сей», то, естественно, мы имели ввиду все человечество, его общую и личную составляющие.


Вторая часть заголовка нашей статьи – «потолок Фантомаса». Почему я решил прибегнуть к этому образу? Старшее поколение наверняка помнит Фантомаса – киношного выдуманного злодея, которого ловят на протяжении нескольких серий и никак не могут поймать. Этот французский фильм был очень популярен в 70-е годы. Так вот, в одной из серий, по сюжету, на сыщиков, которые ловят Фантомаса, начинает медленно падать потолок, приводимый в движение неким скрытым механизмом, чтобы раздавить всю команду. Этот яркий образ, по-моему, как нельзя лучше подходит к описанию нашей падшей цивилизации, которая всей своей нарастающей тяжестью неумолимо давит нам на сознание и на плечи, все ниже пригибая нас к земле. И нам становится все труднее дышать, двигаться, думать. Труднее жить. Как точно описал этот факт Ф.М. Достоевский: «По крайней мере, от цивилизации человек стал если не более кровожаден, то уже, наверно, хуже, гаже кровожаден, чем прежде» («Записки из подполья», ч.VII)


Каждый по-своему ощущает этот надвигающийся потолок цивилизации, его гнетущую тяжесть. И хотя мы стараемся сами себя убедить в том, что ничего страшного не происходит и все у нас хорошо, а завтра вообще все будет прекрасно, тем не менее, в десятках и сотнях разнообразных проявлениях мы видим обратное.


Наши души должны постепенно научиться безпристрастно наблюдать за происходящими в мире событиями, научиться отличать хорошее от плохого, правду от неправды, анализировать и понимать истинные причины того или иного события, исторического момента. Ничего страшного в этом процессе познания нет, и мы не сойдем с ума, как думают фаталисты. Наоборот: знание истины и правды делает человека сильнее, неуязвимее, милосерднее.

 

Александр Нотин

 

Метки к статье: Нотин
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Мир сей. «Потолок Фантомаса»"
Имя:*
E-Mail:*