Перед чем мы стоим? Микроскопическая козявочка, какую не разглядеть даже в мощнейший электронный микроскоп, опрокинула и положила на лопатки целый мир, все человечество. Понимать это можно по-разному, но лучше всего найти объяснение в Священном Писании. У апостола Павла читаем, что Господь призвал ничтожных и ничего не значащих мира сего, чтобы посрамить могущественных и властных. А что может быть ничтожнее коронавируса?
Итак, на данном этапе развития цивилизации, мы сталкиваемся с мельчайшим представителем незримого мира, который принес и еще принесет нам немало скорбей. И не только в смысле здоровья, но и в смысле многочисленных экономических, финансовых и прочих трудностей, которые, как лавина, будут еще долго сползать на наши головы.
Одна из этих трудностей, и далеко не самая малозначительная, - повсеместное закрытие храмов в России и в других православных странах. Во всех, кроме Белоруссии. Архиереи и сам патриарх объяснили нам, почему опасно посещать церковные службы в разгар пандемии. Слово в слово они повторили заявления светских властей на этот счет, кое-где даже детально растолковав нам требования гигиены, социальной дистанции и других способов предохранения. Спасибо им, конечно. Но от пастырей такого уровня я, разумеется, прежде всего, ждал чего-то другого. Церковь земная и небесная суть одно, они неразделимы, и уже только поэтому Церковь стоит определенно выше, чем государство. Глава её – не земнородный и сменный президент, а сам Спаситель Христос. Земля для него – подножие ног, а престол – на Небе. Это первое. Второе – то, что государство для Церкви, что тело для души. С момента сотворения первого человека мы знаем, что именно душа оживляет тело и поддерживает в нем жизнь. Когда же оставляет его, сбрасывает тело, как одеяние и орудие, необходимые для ее относительно краткого земного странствия. Так и Церковь: составляющие ее люди во Христе – это живые, здоровые клетки единого духовно-телесного организма, силой которого формируется, наполняется и защищается наше государство. В сущности, это и представляет собой оптимальную, искомую симфонию власти земной и небесной.
В духовном смысле вторжение коронавируса не есть случайность или кара. Даже если правы иные конспирологи – а у меня нет полной уверенности в их неправоте – это вторжение было изначально попущено Богом. Значит, мы его заслужили, вернее, наше угнетенное и болезненное состояние достигло тех ступеней и значений, причем, в глобальном масштабе, что потребовалось такое лекарство свыше. Сегодня мы видим, как это горькое лекарство действует мощно и повсеместно, на ходу блокируя жизнь человечества и открывая глаза миллионам людей на те явления в ней и внутри себя, которые раньше игнорировались. Так, например, оказавшись перед закрытыми дверьми храмов, многие из нас, возможно, впервые по-настоящему остро почувствовали скорбь этой потери. Потери литургии, таинств, церковного полумрака и соборной молитвы. А как еще объяснить ценность этого явления, если хотя бы на время не лишить того, к чему привыкли и стали считать чем-то обыденным. Именно об этом в состоянии прозрения прямым текстом говорил Иисус Христос, напоминая фарисеям и книжникам пламенные упреки пророка Исайи.
Вызывает недоумение и длительное, более, чем двухмесячное молчание священства. Нет, не о мерах предосторожности или природе вируса. О духовном смысле Божьего вразумления и оптимальных путях преодоления верующими, особенно пожилыми, мучительной самоизоляции. О том, как причаститься на дому, призвав знакомого священника, какие молитвы и святоотеческие книги читать во время вынужденного досуга вместо той светской и пустой чепухи, которую навязывает лукавый интернет.
И последнее. Мы, миряне, тоже часть Церкви. Причем, во-первых, ее численное большинство и во-вторых, по словам апостола Петра, ее «царственное священство» в периоды гонений и вообще любых испытаний. Мы не давали обетов пастырского служения, но крещены Духом Святым точно так же, как священники и архиереи. Это нас, грешных, Господь встряхивает и пробуждает от затянувшегося легкомыслия и бездеятельности с помощью вирусного кризиса, суда Божьего. А по сему ни в коем случае нельзя нам впадать в осуждение наших пастырей. Не только потому, что такого рода настроения осуждены Вселенскими соборами под страхом анафемы. Они не помогают нашим старшим братьям преодолеть свою долю невзгод. А еще и потому, что такое незаконное деяние души губит и убивает саму душу осуждающего. Вот, о чем стоило бы помнить всякого рода критикам и «непоминальщикам»!
Многие спрашивают «Переправу», где же народ Божий? Есть ли он вообще? И на каком основании мы утверждаем, что он существует, крепнет и даже мужает? Ответ очевиден. Достаточно включить духовное чутье, прислушаться к вопросам и тревогам множества людей, понять их внутренние чаяния и запросы. Люди, не тысячи, а миллионы, и не только верующих, но и просто честных, совестливых и умных людей, которые «мзды не берут» и которым «за державу обидно» -- эти люди действительно пробуждаются и направляются, часто не сознавая того, к источнику жизни и истины – Богу. Иначе и быть не может. Иначе не объяснить того факта, что после развала СССР, на пепелище всеобщего разорения, на руинах якобы разгромленной Православной Церкви, словно Феникс из пепла, в мгновение ока возродилась Русская Православная Церковь. С тех пор и по сей день протекал период нашей общей новоначальности. Нашего церковного младенчества и отрочества. Для него были характерны приливы благодати и восторга, сменившиеся, в строгом соответствии с учением Церкви, нынешним периодом испытаний в вере. Но это не гибель, а шаг вперед. Из этого испытания народ Божий выйдет более сильным и зрелым. Мы вступаем в период церковной юности и университетов. Для него, для этого периода, присущи новые откровения и новый уровень самопознания в духе и истине.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.