переправа



Архиепископ Севастийский Феодосий (Аталла Ханна) — борец против сионизма, такфиризма и ксенократии



Опубликовано: 14-01-2020, 17:24
Поделится материалом

Общество


Архиепископ Севастийский Феодосий (Аталла Ханна) — борец против сионизма, такфиризма и ксенократии

 

Прослушав интересные сообщения и узнав имена видных богословов и религиозных деятелей, вносящих весомый вклад в дело строительства гражданского общества, в котором царит мир и добрососедство между представителями различных верований, я хотел бы добавить к этим славным исламским именам и имя православного палестинца. Он тоже посвятил свою жизнь поискам путей достижения межрелигиозного мира в одном из самых невралгических геополитических регионов на нашей планете — на Ближнем Востоке. Он не устает повторять о необходимости мира и согласия между представителями трех авраамических религий.

 

Прежде чем начать повествование об арабском архиепископе, хочу сказать несколько слов об арабских христианах. Как справедливо пишет в своем обстоятельном исследовании «Живые камни. Арабские христиане на Святой Земле» председатель Конгресса арабских христиан в Израиле Фуад Фарах, проживающий в Назарете в нескольких шагах от храма Святого Гавриила, принесшего Благую весть Марие: «Арабские христиане — не растение, привнесенное на Восток извне, как это пытаются утверждать некоторые недобросовестные авторы. Они не пришли сюда с крестоносцами или западным империализмом. Они — плоть от плоти и кровь от крови арабских и арабизированных народов». (1)

 

За много веков до прихода на Святую Землю арабо-исламских завоевателей с Аравийского полуострова на территории современных Сирии, Палестины, Ливана, Иордании и Ирака проживали многочисленные арабские племена. В частности, одним из самых известных арабских племен, утвердившимся в районе Хаурана между Дамаском и Амманом и основавшим здесь арабский вилайет, подчинявшийся Римской империи, было племя гассанов, принявшее христианство. Новую религию приняли и другие арабские племена, уже жившие в начале новой эры на Ближнем Востоке. Арабские христиане, считающие себя наряду с обращенными иудеями, первохристианами, участвовали в создании Иерусалимской и Антиохийской Церквей. (2)

 

Как пишет М.Н. Якушев, на IV Вселенском Халкидонском соборе в 451 году Иерусалимская епископия, большинство паствы которой составляли арабы, выделилась из лона Антиохийской церкви в самостоятельный Патриархат, получив сразу несколько наименований «Матерь всех Церквей», «престол Св. Иакова, брата Господня», «Сионская», а также «Палестинская Церковь» и «Святогробский монастырь».

 

После смены в 1534 г. арабского Патриарха Дорофея II (Аталлы Ханна), на Германа Пелопонесского Иерусалимскую кафедру вплоть до сегодняшнего дня занимают исключительно греческие Патриархи. Большой арабской паствой управляла и продолжает управлять группа греческих монахов из Святогробского братства, в которое не допускаются арабы, дабы закрыть им к архиерейству и не позволить вновь занять патриаршую кафедру. (3)

 

Борьба арабской паствы Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ) состоящей из палестинцев и иорданцев, против произвола греческих ксенократов не прекращается. Важную роль в этой борьбе играют решения Всеобщего арабского православного конгресса, первый съезд которого состоялся еще в 1923 году в Яффе. Но путь в архимандриты, игумены, епископы арабам был по-прежнему закрыт. Лишь в начале 2000-х гг. Священный Синод ИПЦ предпринял определенные шаги в поисках компромисса с возмущавшейся паствой. В конце 2005 г. Иерусалимский Патриарх Феофил III совершил архиерейскую хиротонию палестинца родом из Галилеи. Он был рукоположен Патриархом 1 декабря 2005 г. на кафедру архиепископа Севастийского.     

 

Архиепископ Феодосий Севастийский родился в 1965 г. в галилейской деревне Рама. Свое духовное образование он начал в иерусалимской церковной школе, а после учебы на теологическом факультете университета в Фессалониках в Греции стал доктором теологии, то есть богословом. Церковную службу он начинал в священном храме Гроба Господня в Иерусалиме в 1991 г. Ставший в результате многолетней борьбы своих братьев по вере за права арабов первым архиереем негреческого происхождения в ИПЦ, он избрал себе имя Аталла в память о последнем арабском Патриархе на Иерусалимской кафедре — Аталле (Дорофее II). (4) Он пользуется огромным авторитетом среди палестинской и иорданской паствы ИПЦ. Эта паства, составляющая более 99% от всех прихожан «Матери всех Церквей» считает своим духовным вождем его, а не Патриарха-грека Феофила III.

 

Архиепископ Севастийский Феодосий — стойкий борец против сионистской человеконенавистнической идеологии, против израильских оккупантов, за законные права палестинского народа на собственное независимое государство и право доступа к величайшим Святым местам христиан и мусульман — Храму Гроба Господня и мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Он клеймит оккупационные израильские власти, незаконно объявившие Иерусалим своей «вечной и неделимой» столицей и стремящиеся иудеизировать Восточный Иерусалим, изменяя и стирая особые черты Священного города, города мира и начала трех монотеистических религий. Палестинский иерарх обвиняет США, открывшие свое посольство в Иерусалиме, в пособничестве и соучастии в преступлениях Израиля убийцам женщин, детей и стариков в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. Он осуждает политику поселенческого колониализма израильского руководства, создавшего более 500 незаконных, вооруженных поселений на земле, по решениям СБ ООН принадлежащей палестинскому народу. Он требует восстановления справедливости для палестинского народа, освобождение Израилем оккупированной им палестинской, сирийской и ливанской земли, права палестинских и сирийских беженцев вернуться на родную землю.

 

Владыка Феодосий неоднократно задерживался израильской военной полицией еще до архиерейской хиротонии. Его много раз допрашивали, запрещали выезжать из страны и ограничивали в правах. Опальный палестинский архиерей призывает беречь как зеницу ока христианское присутствие на Святой земле, в колыбели христианства, напоминая нам слова автора книги «Жизнь и смерть христиан Востока. От истоков до наших дней»: «Когда исчезнут христиане на Ближнем Востоке, его святыни превратятся в декорации «духовного «Диснейленда», контуры которого уже проступают в христианском Иерусалиме».(5)

 

Он самым активным образом участвует в христиано-исламских диалогах, будучи убежденным сторонником единства христиан и мусульман в решении общенациональных задач. Он участвовал в работе группы «Христиане и Ислам» в Ближневосточном Совете Церквей, выступал на исламских съездах в верхах от имени Церквей Палестины. У владыки хорошие отношения с муфтием Иерусалима и имамом мечети Аль-Акса. На международной научно-практической конференции «Религия в современной системе международных отношений» в Санкт-Петербурге в ноябре 2016 г. архиепископ Севастийский Феодосий прочитал доклад на тему: «Согласие между Православием и Исламом в Святой Земле» и говорил, ссылаясь на притчу о добром самаритянине: «Там Христос показал как нужно вести себя по отношению к иноверцам. Поэтому у нас прочная христианская любовь к нашим мусульманским братьям». (6) Он также рассказал, как во время вторжения израильской армии в Ливан в 1982 г. христиане и мусульмане вместе молились за дело мира и вместе шли в колонах демонстрации, начавшейся от Храма Гроба Господня и протянувшейся до мечети Аль-Акса.

 

Во многих своих публичных выступлениях и в СМИ палестинский архиепископ заявляет, что мусульмане-палестинцы — братья православных палестинцев, которым в условиях израильской оккупации ничуть не лучше, чем мусульманам «Как на не пускают в церкви и отбирают наши дома, так и мусульман не пускают в мечеть Аль-Акса. Мы вместе томимся в тех бесконечных израильских КПП, мимо которых с ветерком проезжают еврейские машины» — говорит владыка. В интервью телеканалу «Царьград» духовный лидер палестинских православных христиан подчеркнул: «Воистину страдания палестинских христиан — это те же страдания, как у всего народа Палестины. Политика израильской оккупации направлена на весь палестинский народ, будь то христиане или мусульмане». Он везде повторяет, в том числе на встречах с мусульманами, что палестинская проблема — не только проблема мусульман, но и христиан, всего палестинского народа.

 

С первых дней сирийской трагедии в 2011 г. владыка Феодосий решительно встал на сторону законного сирийского режима, высказался за сохранение межконфессионального сотрудничества в стране, призвал к объединению христиан и мусульман на борьбу против международного терроризма, рядящегося в исламские одежды. Фактически он возглавил в Израиле движение солидарности с сирийским народом, подвергшимся жесточайшей агрессии такфиристов, поддержанных и подстрекаемых своими западными и восточными подельниками — США, странами НАТО, монархиями Арабского залива. В своих проповедях, выступлениях он обличал и продолжает обличать общего врага христиан и мусульман, который уничтожает и мечети, и церкви. Он решительно и твердо заявляет о своей солидарности с Сирией в ее борьбе против американо-сионистского заговора, направленного против всех национально-патриотических сил Ближнего Востока. Архиепископ неоднократно подтверждал, что угрозы, поступающие в его адрес со стороны Израиля и его друзей не повлияют на его позицию по поддержке Сирийской Арабской Республики и противостоянию антисирийскому заговору. (7) Он призывает к сочувствию сирийским жертвам сил мирового зла и прославляет стойкость и мужество народа Сирии и ее доблестных вооруженных сил, отстаивающих национальный суверенитет и территориальную целостность страны. Голос палестинского иерарха с телевизионных экранов, из динамиков гаджетов ободряет сирийцев, внушает им уверенность в себе и в грядущей победе. В 2015 г. он приветствовал ввод в Сирию Воздушно-космических сил России, переломивший ход боевых действий и позволивший освободить большую часть территории Сирийской Арабской Республики.

 

Будучи духовным вождем православных христиан Палестины и Иордании, владыка Феодосий поддерживает стремление паствы ограничить засилье ксенократического греческого клира и епископата в ИПЦ, где с 1534 г. патриарший престол оккупируют греки. Он постоянно возвышает свой голос в защиту своих палестинских братьев по вере, испытывающих двойной гнет — израильских оккупантов и греческих ксенократов. Палестинский архиепископ вместе с арабской паствой осуждает практику продажи и сдачи в аренду церковных земель израильскому оккупанту. В результате самоуправства корыстной греческой иерархии на землях, принадлежащих Иерусалимскому Патриархату, стоят и кнессет, и резиденция израильского премьер-министра. Вместе с паствой он требует от греческой ксенократии допуск православных христиан к управлению делами Церкви, достойного представительства арабов в Священном Синоде, заботы о палестинских приходских священниках. За свою независимую позицию, критику греческого клира и епископата Феодосий Севастийский неоднократно был запрещен в служении.

 

Совершенно определенную позицию занял владыка в отношении антиканонических действий Константинопольского Патриарха Варфоломея против Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В отличие от предстоятеля ИПЦ Феофила III, не осудившего раскольнический план Стамбульского сидельца, возмечтавшего стать «Православным Папой», палестинский владыка заклеймил его как исполнителя политической воли США, преследующих свои политические интересы. Вашингтон, как заявил он, сделал мишенью Украину и каноническую Украинскую Церковь Московского Патриархата для ослабления позиций всего миронового православия и России. Как тут не вспомнить слова Бжезинского о том, что для того, чтобы расправиться с Россией, необходимо подорвать и расколоть Русскую Православную Церковь. Феодосий Севастийский заявил, что Украинская Церковь на протяжении веков была вместе с Русской Церковью и надо защитить и сохранить это наследие. Он поддержал твердую, объективную позицию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, оценив его ответы и доводы Патриарху Варфоломею как предельно ясные.

 

Архиепископ Севастийский Феодосий — искренний друг России. Он неоднократно посещал Москву и Санкт-Петербург, встречался с высокими представителями Русской Православной Церкви, выступал на российских и международных религиозных и светских конференциях и семинарах. Он отмечает, что православные палестинцы служили опорой еще Российской империи на Святой Земле и на Ближнем Востоке. Он дает высокую оценку традиционной поддержке христиан Востока Царской Россией и унаследованной Россией советской ближневосточной политике, неизменно отстаивающей решения Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН относительно мирного урегулирования в регионе и реализации прав палестинского народа на собственное независимое государство со столицей в Восточном Иерусалиме. Владыка вспоминает свои встречи с Патриархом Кириллом в Палестине и с гордостью рассказывает как во время последнего визита в Иерусалим В.В. Путина и посещения им Храма Гроба Господня он молился вместе с ним.

 

Феодосий Севастийский — член руководства многих таких общественных организаций, как Иерусалимское общество христианского наследия, Национальный палестинский совет против апартеида, Комитет солидарности с палестинскими политзаключенными в израильских застенках, Секретариата христианских школ Святой Земли и др. Он является убежденным сторонником межконфессионального сотрудничества в борьбе за мир, справедливость и благоденствие народов. Тесно сотрудничая с мусульманами, он приветствует участие в общих добрых делах и тех представителей третьей авраамической религии — иудеев, которые выступают за справедливое решение арабо-израильского конфликта на основе международного права и не приемлют политику руководства Израиля в отношении палестинцев и всех соседей.

 

Владыка Феодосий высоко оценивает историческую роль ИППО на Святой Земле в конце XIX - начале ХХ веков, культурно-просветительскую миссию так называемых «московских школ» Общества в регионе. По его признанию, он испытывает глубокое удовлетворение в связи с возвращением ИППО в Палестину и на Ближний Восток в последние десятилетие, с возобновлением его культурно-просветительской деятельности, его гуманитарной помощью нуждающимся в Сирии и Палестине как христианам, так и мусульманам, в одинаковой степени страдающим от преступлений такфиристов и израильских экспансионистов.

 

В 2012 г. архиепископ Феодосий Севастийский был награжден высокой наградой ИППО — орденом Почетного знака Великого князя Сергия Александровича. В 2014 г. решением Совета Общества он был принят в действительные члены ИППО.  

 

 

Фомин О.И. — президент Благотворительного фонда  «РУССАР», член Совета  Императорского Православного Палестинского Общества,  кандидат исторических наук

  1. Фуад Фарах «Аль-хаджарат-уль-хейя. Аль-масихиюн уль-араб фи-д-дияр аль-мукаддаса» (Живые камни. Арабские христиане на Святой Земле). Ан-Нассара (Назарет), 2005., с. 21.
  2. Олег Фомин «Арабы-христиане на Святой Земле в XXI веке, Православный журнал-обозрение «Новая книга России». Январь 1 (205) 2012, с.12.
  3. М.И. Якушев «Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи 1830-е – начало ХХ века». Москва. «Индрик» 2013 с.с. 137, 140-141.
  4. О.И. Фомин «Записки о современных православных христианах Иордании». Православный сборник. Выпуск 116. Москва. «Индрик» 2019., с.352.
  5. Jean Pierre Valognes «Vie et mort des chretiens d’Orient. Des origins o nes jours». Fayard Paris 1994. р.9.
  6. Журнал о православной жизни «Нескучный сад». Мультикультурная церковь. 28.11.06.
  7. Сайт НИРА «Аксапея». 20.06.2011. 

 

Метки к статье: Фомин
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Архиепископ Севастийский Феодосий (Аталла Ханна) — борец против сионизма, такфиризма и ксенократии"
Имя:*
E-Mail:*