«Синий кит», «Беги или умри», «Разбуди меня в 4.30», «Фея Огня» - названия у игр со смертельным исходом зазывные. Но кто их создает и «забрасывает» в интернет?
Как заявила представитель следственного комитета одного из регионов РФ:
«Это разновидность информационной диверсии против молодежи России. Кто-то наблюдает за поведением детей и их реакцией. Мы едва успеваем за появлением новых форматов, их общий посыл: действие-смерть. Таким образом, воздействуют на психику ребенка, вгоняют в депрессию. Авторы этих игр нашли мир, где можно манипулировать людьми. Даже дома в четырех стенах подросток подвергается агрессии…»
Представители органов внутренних дел советуют зафиксировать атаку, сделать скриншот сообщения, скопировать адреса отправителя и сообщить информацию в полицию.
Психологи же настоятельно рекомендуют как можно чаще общаться с ребенком. Попытаться понять его интересы и разговаривать, как с взрослым человеком.
- В прошлом году в Российской Федерации был принят закон, ужесточающий наказание за создание подобных «игрушек», многие подобные группы блокируются, - отметила психолог миссионерского отдела Тульской епархии Наталья Ярасова. - Причем, их количество зашкаливает: мне попалась цифра, озвученная одним из представителей МВД - 16 тысяч! Что наводит на мысль о некоем целенаправленном действии: невозможно представить, чтобы любители развернули свою деятельность в таких масштабах. Тем более, как говорят специалисты, у руководителей подобных групп, хотя установить личности удалось лишь у некоторых, всегда есть деньги. Сейчас анонимность в сетях пытаются запретить: должна быть реальная личность с указанным аккаунтом, номером телефона.
- Существует множество современных городских движений и субкультур, например, зацеперы, руферы – кто они?
- Первые - любители езды на крыше вагона, обычно электрички, между или под ее вагонами. А слово «руфер» произошло оно от английского roof – крыша, и означает путешествие, суть которого - прогулка по крышам городских небоскребов. Другая категория риска в соцсетях – группы откровенных суицидников. На первый взгляд, они разные по направлениям, но исход бывает одинаковым: два года назад по России было зарегистрировано более 160 случаев детского суицида со смертельным исходом. И это - не считая несчастных случаев с детьми, таких как падение с крыш, например, при выполнении заданий «групп смерти».
Но ведь на крышу надо еще попасть, и если говорить о нашем городе, большая часть чердаков закрыта, но иногда не отслеживается, взломан ли замок. Не так давно я видела группу подростков, устроивших «фотосессию» на крыше одной пятиэтажки. Но в целом, блокирование выходов на крышу - весьма эффективный метод противодействия. В некоторых странах даже планируется ввести штраф для любителей покорять крыши исторических зданий и памятников архитектуры.
- Но в игре «Беги или умри» требуется перебежать дорогу перед мчащейся машиной – не прекращать же движение автотранспорта…
- Но не случайно и эпицентрами действия этих групп сегодня являются столицы – Москва и Питер, потому что, как высказался один педагог, «в деревне дурить некогда». А в мегаполисах, кроме телефонов и интернета, дети зачастую не знают ничего, в спортивные секции, танцевальные кружки ходят немногие, а энергия-то кипит!..
Самому подростку этот извращенный драйв в голову не придет – без провоцирующих указаний в сети. Погоня за адреналином свойственна тинэйджерам из разных семей, в том числе – благополучных. Ведь никто не отменял стрессовое состояние родителей, усталость, когда все воспитание сводится к двум фразам «Ты поел?» «Ты уроки сделал?».
А формирующемуся человеку нужно, чтобы его замечали, считались с ним.
Недавно я проводила беседу с подростками на эти темы, и из 12 человек три девочки признались, что участвовали в подобных группах, но ни одна не сказала про тягостное настроение и прочее. Общий мотив: интересно, драйвово, еще молодежь «цепляют» на уныние, поддерживают печальное настроение.
Правда, когда началась шумиха в газетах, в группах стали отрекаться от прежних методов, писать, что суицид – это плохо и тому подобное.
Тринадцатилетняя тульская школьница Ника (имя изменено), вычитав в сети условия очередной суицидной игры «А тебе слабо?..», на спор с друзьями решила пройти по перилам лоджии на 9-м этаже. Не удержав равновесие, девочка сорвалась вниз и разбилась насмерть.
Мама Ники на нервной почве получила инсульт, и теперь имеет 2-ю группу инвалидности, она живет со своей матерью-пенсионеркой, будущего у этой семьи нет – только боль и отчаяние.
- А что за игра «Фея Огня»?
- Это был новый виток распространения суицидального контента среди детей, который обнаружили во Владимире в прошлом году: тогда полиция искала авторов массовой рассылки смс-сообщений, в которых детей призывали оставить на ночь включенным газ, чтобы утром стать феей, как в популярном мультфильме «Винкс».
Но проблема в том, что дети не рассказывают о своих тайных «друзьях» из сети старшим – даже если те их сильно напугали.
- А они пугают?
- Еще как! Но сначала узнают о новичке подробную информацию: его отношение к жизни и смерти, а заодно ли уточняют – а не диверсант ли пытается затесаться в их ряды?.. Кстати, в этом случае следы заметаются очень быстро и умело: группировки блокируются, а их члены вступают в ряды других организаций.
Вот лишь некоторые задания-квесты, которые должен выполнять подросток, вступивший в суицидальную игру: порезать губу, тыкать в руку иголкой, делать себе больно, пойти на самую большую крышу и стоять на краю, на руке лезвием вырезать некий символ… То есть, его приучают к боли, готовят к последнему шагу. Она из девочек на занятиях мне рассказала, что когда дошла до уровня резать лезвием руку, то отказалась выполнять следующие пункты. А дальше продолжила рассказ в третьем лице: как ее знакомые, тоже отказавшиеся идти дальше, стали получать угрозы, что убьют их или родителей: в соцсетях достаточно информации о семье горе-игрока. То есть, началась манипуляция сознанием, тут и взрослый-то человек испугается.
В большинстве случаев, эти угрозы не имеют под собой никакого основания, но – кто знает?..
- Наталья, так кто все-таки возглавляет эти группировки – по вашему, профессиональному мнению?
- Знаете, когда речь заходит о сектах, многие считают, что их создателями движет жажда наживы, на самом деле это жажда власти. И власть всегда ассоциируется с возможностью влиять на происходящее, играть чужими судьбами. Человеконенавистничество в моде, как и движение ChaildHate– неприязнь к детям, и появляется желание свести счеты – неважно с кем, лишь бы излить эту желчь.
Притом, сегодня для многих молодых людей, выросших на интернет-играх, размыты границы между реальностью и виртуальным миром: они не осознают, насколько серьезна смерть на самом деле.
Да и вообще, ребенку кажется, что он вечен, а если и думает о смерти, то либо понарошку, либо в духе «вот умру – тогда еще поплачете!». Мне приходилось общаться с юными клиентами, которые пытались своей смертью – к счастью, предотвращенной! – отомстить взрослым.
Прибавим к этому юношеский максимализм, когда любая проблема воспринимается, как конец света… Все эти душевные течения эксплуатируются создателями подобных игр и групп – людьми аморальными и, скорее всего, психически неадекватными.
В некоторых регионах полиция и хакеры работают оперативно: были сообщения, что удалось предупредить суициды подростков, отследив их участие в определенных группах. А в Перми создали проект «Герда. Старшая сестра в интернете», позволяющий родителям узнать, в каких опасных группах соцсетей состоит их ребенок.
Но – вернемся к тому, с чего начался разговор: если в семье принято решать все проблемы сообща, и взрослые рассказывают ребенку обо всех своих неприятностях, делятся планами, то и он привыкнет откровенно рассказывать близким обо всем.
Марина Панфилова
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.