В предыдущие сто лет было предпринято несколько попыток для чего-то установить массу человеческой души. На чувствительных весах взвешивали умирающих. В момент смерти человека весы констатировали уменьшение его массы на величину от 4 до 21 грамма. Было решено, что это и есть масса души.
Если даже и допустить, что нематериальная душа действительно имеет какую-то материальную и не строго постоянную массу, то и тут удивляться нечему. Потому что все мы разные. И тела у нас разные, и души у каждого из нас индивидуального размера!
При этом размер души человека нам гораздо более интересен и важен, чем масса. Потому, что от размера души зависит очень многое.
В момент зачатия каждому человеку даются только исходные заготовки для тела и души. Тело, - состоящее пока что из одной клетки, - и душа, в непостижимом для нас виде. И то, и другое призвано расти и развиваться.
Как растёт и развивается тело – нам прекрасно известно на своём собственном опыте и на примере братьев, сестёр, своих и соседских детей, внуков. Тело постепенно увеличивается в размерах, набирает массу, меняет пропорции и в своё время, - примерно к 25 годам, - завершает развитие. После этого с ним уже трудно что-то сделать. Ну, разве что мускулы накачать или силиконом что-нибудь надуть…
Душа человеческая тоже растёт и развивается, но пределов развития, в отличие от тела, видимо, не имеет.
Бог, как известно, есть Дух и есть Любовь. Поэтому вовсе не тело, а человеческую душу Он создаёт по Своему образу и подобию, а уже дальше «дух творит себе формы». Душа – это нематериальное место хранения нематериального Божьего дара - Любви. Она призвана наполняться Любовью и тем самым всё более и более приближаться по содержанию к Творцу. Чем больше становится душа, тем больше Любви она способна вместить. И чем больше Любви она готова вместить, тем больше она становится.
Любовь присутствует в каждой душе, но в разной степени. В маленькой душе и Любви тоже мало, и поэтому хватает её только на себя и своё тело; в обычной для нашего времени среднестатистической душе – на себя и ближайшее окружение; в большой душе – на весь мир, на всех людей, животных, растения, на всё творение Божие…
Тут к месту важно сказать, что существуют два похожих слова, кажущиеся однокоренными, но таковыми не являющиеся: «малодушный» и «великодушный». Термином «малодушный» определяется человек не с малой душой, а со слабым, малым духом, робкий. В основе слова – не «душа», а «дух». А «великодушным» называется как раз человек с большой, великой душой, а не какой-то сильный духом герой, не ведающий страха.
Тело и душа растут и развиваются одновременно, но с разной скоростью и независимо друг от друга. Поэтому в жизни мы можем встретить различные комбинации. Маленькие люди, - дети, - и души имеют пока что маленькие. Большие люди, - взрослые, - по идее и души должны бы иметь большие. Но бывают и дети с большими душами, и взрослые люди с маленькими душами.
Хотя душа и невидима для нас, но размеры её, тем не менее, мы очень легко можем установить без всяких сложных научных экспериментов, - опосредованным путём, - всего лишь наблюдая за её поведением в теле.
Всё, что любит и не любит маленькая душа, мы можем понять, глядя на детей.
Маленькая, не выросшая и не развившаяся душа, недалеко выходит за объёмы своего тела, поэтому и знакома только с ним, и, соответственно, область её интересов и забот – она сама и порученное ей тело. Всё остальное, не касающееся их обоих, для неё не существует.
Маленькая душа в маленьком детском теле радостно гоняет голубей на площади, наслаждаясь тем, что есть кто-то ещё меньше и слабее неё…
Маленькая душа в детском теле обожает клоунов в цирке, потому что всегда ведь интересно посмотреть, как по чужой голове дубасят молотком так, что слезные струи бьют на два метра…
Маленькая душа за столом выбирает для своего тела лучшие кусочки.
Маленькая душа легко обижается, капризничает, требует своего, а порой и чужого, не брезгуя даже мелкими безвозвратными заимствованиями, - ей ведь нужнее!
Она любит вкусненькое и комфорт. Очень любит подарки и поэтому всегда с нетерпением ждёт Дня рождения и Нового года.
Она не любит, когда её вместе с телом в чём-то обделяют и тогда бьётся за справедливость.
Она не выносит, когда ей делают замечания и наказывают, и поэтому вечно оправдывается и перекладывает вину на других...
Завидует всему, что в чужих руках.
Детям все эти мелкие душевные изъяны простительны, именно потому, что их души в силу малого возраста просто ещё не имели времени и возможности вырасти и развиться...
Гораздо неприятнее, когда маленькая душа сопутствует взрослому телу. Какому-нибудь «мужчине в самом расцвете сил», вроде Карлсона, который живёт на крыше.
Маленькой душе большого взрослого тела топать ножкой на голубей уже как бы по статусу не с руки, но, поскольку желание самоутвердиться за счёт более слабых никуда не делось, - ей теперь необходимы охота и рыбалка. Теперь всё по-взрослому: хочется уже не напугать, а убить кого-то. Не для пропитания или ради одежды, а именно только для самоутверждения в якобы честной борьбе…
Даже в большом теле маленькая душа остаётся всё такой же по-детски себялюбивой и легко опознаётся.
Имея деньги, она не подаёт нищим, потому что это ведь не её тело имеет нужду…
Имея время, она не торопится утешать плачущего, потому что это ведь не она сама скорбит, а совсем чужая душа…
Маленькая душа большого уставшего тела желает свободное время проводить не с семьёй, а с друзьями или подругами, потому, что так им обоим, - и душе, и телу, - комфортней… Друзья ведь не заставляют что-то делать по хозяйству, не задают вопросов, не тащат в музей и не просят помочь с уроками…
Маленькая душа, как малый ребёнок, не работает на пользу ближнему, а хочет только наслаждаться жизнью, сладко спать, наряжать и вкусно питать своё тело, и периодически водить его на фитнес для того, чтобы оно всем нравилось и ему завидовали.
Маленькая душа большого тела, - если есть возможность, - любит катать это самое тело на хорошей машине. При этом она, - как, впрочем, и всегда, - думает только о себе, - объезжает всех по обочинам и обгоняет по встречке, нагло втискивается, срезает путь через территорию заправки. Планируя ехать прямо, занимает ряд, предназначенный для поворота направо, и, не ведя ухом, спокойно слушает раздражённые гудки сзади. Мчится на краснеющий жёлтый, и, будучи однажды всё-таки уличённой, - до последнего отпирается и торгуется с инспектором, никогда не признавая своей вины… Потому что она – единственная, а все остальные души и тела находятся вне её внимания, и вообще, - своим существованием очень досаждают…
Маленькая душа в большом теле тоже очень любит подарки, но Дня рождения и Нового года ей уже оскорбительно мало, поэтому она ждёт подношений и знаков внимания без повода. Просто так, как свидетельства уважения… А уж если ей вместе с телом удалось взгромоздиться на какой-нибудь мало-мальски руководящий пост, - то тут только успевай заносить!
Маленькой душе, - по её мнению,- все всё должны, а она сама – никому и ничего!
Тот, кого мы в повседневной жизни называем эгоистом – это вовсе не какая-то плохая личность, нет. Это может быть вполне даже милый человек, просто с маленькой и неразвитой душой и соответствующим поведением.
Весьма примечательно, кстати, что именно эгоисты имеют повышенные шансы стать «великими». Естественным образом думая только о себе, искренне не обращая внимания на мнение окружающих, непринуждённо пренебрегая общепринятыми нормами, они легко и радостно идут по жизни. Не испытывая никаких сомнений и угрызений совести именно из-за неразвитости души. Запросто меняя друзей и политические взгляды, спокойно подставляя соперников и устраняя конкурентов, неоднократно заводя и бросая семьи, не отвлекаясь на детей и внуков, они живут в своё удовольствие, - красиво, ярко и широко…
Потом их хоронят на престижных кладбищах и увековечивают их память в названиях театров, кораблей, улиц… Далеко не самые лучшие с евангельской точки зрения люди зачастую объявляются титанами духа, совестью народа и образцами для подражания… Какую книгу из старой серии «Жизнь Замечательных Людей» ни открой – так она непременно про эгоиста первой гильдии!
Обычная для нашего времени душа кроме своего тела знает ещё и ближайшее окружение: родственников, коллег, друзей, домашних питомцев. Пока всё хорошо, она их порой даже любит, правда, ни в коем случае не в ущерб себе, а лишь как приятное дополнение к своему комфорту. Если же в данном месте по каким-то причинам этому самому личному комфорту души и тела возникает угроза, то они запросто и легко перемещаются в другое, более подходящее на данный момент место…
Душа, выросшая чуть больше среднестатистической, способна уже сопереживать и сочувствовать даже и совершенно посторонним, но только при условии, что на них упал взгляд. Она искренне подаёт нищим, подбирает и выхаживает бездомных животных, подкармливает зимой птиц, переводит старушек через дорогу и поднимает поскользнувшихся на голом льду… Но при этом чужие беды и проблемы, не попавшиеся на глаза, для неё не существуют. Самостоятельно догадаться об их наличии такая душа не может.
Большая душа, наполненная Любовью, ощущает чужую боль и тяготы мира вообще, даже не нуждаясь в личном созерцании. Осознавая, что перевести через дорогу всех старушек Земли и одарить всех нищих нереально, эта душа выбирает для себя другой путь служения: она в своём скромном уголке невидимо для мира молится о совершенно незнакомых ей где-то в это самое время «путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их…» О городе, и живущих в нём людях… О стране и воинстве её… И много ещё о чём...
Иногда человеческая душа вырастает до таких великих размеров, что обнимает весь мир и достигает Престола Божьего. Неудивительно, что при таких её размерах собственное тело, - если оглянуться на него, - кажется душе настолько маленьким, ничтожным и не заслуживающим внимания, что любить его, думать и заботиться о нём просто даже как-то и неловко. Так бывает со святыми…
Для того, чтобы тело правильно росло и развивалось, требуются три известных условия: хорошая наследственность, правильный образ жизни и полноценное питание. Материальное тело нуждается в материальной пище.
С душой всё обстоит так же. Во-первых, хорошо, когда у неё есть генетическая православная память предков. Во-вторых, она должна вести правильный образ духовной жизни. Кроме того, её надо питать. Поскольку душа сама нематериальна, то и для своего роста и развития она нуждается не в килограммах белков, жиров, углеводов и всяких витаминов, а, разве что, - периодически, - в маленькой ложечке Святых Даров. Остальное время она должна потреблять пищу духовную.
Главный питатель и воспитатель души – Церковь. Хорошо, когда душа знакомится с ней ещё в детстве, а не после выхода тела на пенсию. Читающий или слушающий Евангелие, на простых притчах и примерах имеет возможность узнать, какой должна быть даже не в идеале, а в норме душа человека. Умному – достаточно!
Но даже ведь и Апостолы, бывало, не понимали притч и просили пояснить смысл их. Поэтому для тех, кто не может сам разобраться, существует Святоотеческая литература. Святые Отцы многих веков детально растолковывают, как понимать изложенное в Евангелии.
Для тех, кому и Святые Отцы кажутся сложными, - пишут, говорят, и публикуют свои проповеди нынешние богословы.
Если же человек совсем далёк от Церкви, не читает и не слушает даже современных проповедников, то тогда остаётся только попытаться перевести его душу на «искусственное питание» с помощью светской литературы. Несколько поколений людей в богоборческие времена, кстати, выросло именно на этом эрзаце… Потому что лучшие образцы детской и классической «взрослой» литературы созданы писателями, собственные души которых успели всё-таки вырасти на первоисточниках и знали, о чём и как надо говорить, даже и не называя вещи своими именами.
Всего-то чуть больше двухсот произведений, включённых в программу, должно быть в таком случае добросовестно прочитано школьником до аттестата зрелости. Зрелости чего? Души? Ума? Скорее всего – зрелости тела. Душе и уму ещё зреть и зреть!
Всё должно быть прочитано внимательно и полностью, до последней точки. Задача школьника – не понять (как может только начинающий жить пятнадцатилетний подросток понять мысли восьмидесятилетнего уже уходящего из жизни Л.Толстого!), а всего лишь добросовестно прочитать и сохранить в памяти. Понимание, возможно, придёт гораздо позже, даже спустя десятилетия. Только с высоты жизненного опыта станет понятно, что практически каждое классическое литературное произведение – это намёк, отсылающий нас к общечеловеческим ценностям, вершина изложения которых - Евангелие. Даже в рассказе «Муму», над которым ныне не подсмеивается разве что ещё не родившийся, нам мастерски и исподволь показан некий отблеск Нагорной проповеди, совершенно невидимый для большинства школьников. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Этих слов нет в рассказе, но душа взрослого читателя ощущает их невидимое присутствие. Разве они не про Герасима? «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». И это как раз про бессловесного и покорного барской воле Герасима…
Примечательно, что в школах Запада давно уже нет перечня литературных произведений, обязательных к прочтению. Каждый учитель волен выбрать для своего класса любую книжку. Обычно читают про милых вампирчиков, забавных монстров и юных хорошеньких ведьмочек. Результат: души нескольких уже поколений западных людей, лишённые даже «искусственного питания» в виде хорошей литературы, ужасающе малы, неразвиты и эгоистичны…
У нас же становление души обычного светского человека, не имеющего генетической православной памяти и воспитателей души из числа ближайших родственников или знакомых, и происходит, как правило, таким путём: от детской литературы, - через классическую, – к приходским проповедям и беседам и далее, – к Святоотеческим трудам и, наконец, - Евангелию.
Дошедший до Евангелия, потребности перечитывать и освежать в памяти классическую литературу уже, как правило, не имеет. Это – как, если бы профессор регулярно возвращался к Букварю и истории о маме, которая мыла раму!
А если даже и перечитает случаем что-нибудь на даче в гамаке, так только удивится: что ни возьми – а всё равно это оказывается некой «бывальщиной» с подробным «отчётом о проделанных грехах» вымышленных персонажей… Авторы наперебой, как охотники на привале, торопятся рассказать: «А вот был ещё такой случАй…»
А ведь до Евангелия это совершенно не замечается!
Таким путём прошло большинство воцерковлённых людей, включая многих нынешних священников и даже церковных иерархов, потому, что далеко не всем ведь во времена оные посчастливилось родиться в уже готовой «под ключ» православной семье.
Проблема размеров чужих душ, казалось бы, не должна никого волновать. Со своей хотя бы разобраться! Но дело-то как раз в том, что размеры душ непосредственно определяют состояние общества и влияют на каждого из нас.
Окружающие нас в повседневной жизни жадность, недоброжелательность, мстительность, вороватость, хамство, жестокосердие, неуступчивость, склонность ко всякого рода интриганству и лукавству, и всякий прочий негатив - это всё проявления маленьких душ, сражающихся со всем миром за житейское счастье и признание для себя и своих тел…
Домашнее насилие, разводы с последующим разделом имущества вплоть до последнего атома (атом в бытовых условиях неделим, а то бы и его разделили!), конфликты на работе и с соседями, в транспорте, магазине и поликлинике, - это тоже повседневные проявления маленьких душ…
«Важнейшее из искусств – кино» не даёт расти и развиваться душам и успешно учит молодое поколение ни за что не поступаться личными интересами, ничего и никому не уступать, никогда ничего не прощать, и отстаивать даже место на парковке у гипермаркета всеми возможными способами, вплоть до применения огнестрельного оружия!
«Гвозди бы делать из этих людей!»
Большая душа и ведёт себя совсем по-другому. Вместив в себя Любовь, она и сама «долготерпит, милосердствует, … не завидует, … не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит…» (1 Кор. 13:4-8).
Жаль только, что даже до нормальных размеров душа современного человека растёт так мучительно долго, что вырастает, обычно, только к концу жизни тела!
Тогда-то и стекаются старички под своды храмов…
В старые богоборческие советские времена бабушки с уже относительно выросшими душами, бывало, на свой страх и риск относили внуков в церковь, чтобы тайно крестить их и этим положить начало росту маленьких душ.
Отчего бы и сейчас, собираясь в храм, им, теперь уже абсолютно ничем не рискуя, не прихватить внуков с собой! Так маленькие родные детские души вырастут ведь гораздо быстрее! Если будут не только литературу в школе читать, но и в храме Евангелие и проповеди слушать, и Святые Дары принимать!
Мы все чрезвычайно заинтересованы в скорейшем росте душ населения.
Реформа душ – это единственная реформа, которая необходима нашему государству. Только она одна может решить те проблемы общества, с которыми безуспешно пытались справиться все предыдущие реформы…
Андрей Большаков
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.