Уважаемые родители! Обращаюсь к вам как в далёком прошлом ученик советской школы, отец троих взрослых детей и счастливый дедушка троих внуков. С высоты прожитой жизни открывается панорама деградации отечественного образования такого масштаба и такого уровня угрозы будущему России, что молчать сил нет. Картина поистине ужасающая! Впрочем, не всё ещё потеряно, пока ещё не поздно не только предотвратить неминуемую катастрофу, но и коренным образом улучшить систему образования, подняв её до небывалых высот во спасение наших потомков и на пользу всему миру.
Первое, что бросается в глаза, это те драматические сдвиги, что произошли в нашем обществе после крушения СССР. Можно по-разному относится к «красной империи» и её порядкам, но в одном ей нельзя отказать: это была модель почти идеального социального государства, обеспечившего детей и детство беспримерной опёкой. В те годы никто и помыслить не мог о вооружённой охране школ, платных секциях и поборах с родителей. За продлёнку тоже, кстати, платы не взималось. Стоило только иному недорослю в течении двух – трех дней не появиться на уроках, как поднималась всеобщая тревога. «Беглеца» находили, возвращали за парту, окружали шефством, если надо, брали на буксир. Учили тоже не в пример качественнее, чем теперь. Помню, в 27-й нашей английской спецшколе, что на Кутузовке, педагогический коллектив настолько жёстко и умело вбивал в наши головы язык Шекспира и Марка Твена, что позже, уже в МГИМО нам, выпускникам этой школы, позволяли не ходить на занятия английского, «чтобы его не портить».
С началом либеральных времён были «преодолены» не только недостатки советского строя (каковыми грешит, если приглядеться любой строй и любая эпоха), но и перечисленные выше положительные достижения. С водой выплеснули и младенца. Государство и общество на три четверти отказались от функций опёки и защиты детства. Из охранителей подрастающего поколения они, где-то вольно, а где-то невольно, превратились в его гонителей или равнодушных наблюдателей. Молодёжь ответно ощетинилась замкнутостью, демонстративным презрением к нормам морали, половой распущенностью, вызывающим сленгом и матерщиной, подростковой преступностью, интернет-аутизмом, наркоманией и публичным паразитизмом. Если, по словам епископа Тихона (Шевкунова) в 70-х годах лишь двое из десяти старшеклассников в среднем по стране были негодны к строевой (службе в армии), то в настоящее время таковых наоборот – восемь против двух. Чуете, куда клонится дело? А мораль? Если подростку с детства внушается, что он пуп земли и высшая ценность, то какими словами можно убедить его рисковать жизнью ради Родины или помогать ближнему?
Теперь о самом образовании. Само это русское слово предполагает научение молодёжи некоему «образу», одному на все времена. Что это за образ: императора, диктатора, президента? Нет, это образ Того, кто сотворил человека «по образу и подобию своему». Образ Бога любви, промыслом и благодатью которого всё вокруг и внутри нас «и живёт, и движется, и дышит». В наших «продвинутых» школах по-прежнему в мозги молодым, с одной стороны, вбивается антинаучный бред Чарльза Дарвина, а с другой – всячески внушается недоверие к православию и церкви как чему-то дремучему, безнадёжно устаревшему и тормозящему прогресс. Уроки православной культуры со скрипом, преодолевая отчаянное сопротивление либералов от образования, вошли в стандарты нашей школы. Но вошли опасливо, как бы бочком, с оговорками на «предпочтение родителей», в микроскопически малом объёме учебных часов. Содержание их тоже пока оставляет желать лучшего, как местами и качество преподавания. История, устройство, церковные догматы в самом общем изложении это, конечно, важно, но это отнюдь не то, что может зажечь молодую душу любовью к Богу и привлечь её под своды храма.
А что может? Наблюдая за десятками молодёжных аудиторий, я вынес твёрдое убеждение в том, что у тинэйджеров в душах есть и накапливается гигантский запрос на правду Христову, однако в силу возрастной специфики он либо не выражается открыто от страха и стыда, либо подсознательно ожидает инициативной помощи старших. Современный ребёнок, где бы он ни проживал и к какой бы социальной группе ни принадлежал, почти постоянно испытывает гнетущий страх, транслируемый в его душу извне. Общество буквально перемалывает семьи, превращая большинство из них в неблагополучные или неполные. Но оно и само, чем дальше, тем больше, превращается в дикие джунгли, где человек человеку волк, и правят законы типа «догоняй или убегай». Хвалёные либеральные СМИ наперегонки пропагандируют пошлость и пороки, изо всех сил стараясь укоренить в податливом сознании молодых преклонение перед бесстыжими шоуменами и шоу-дивами, удачливыми мошенниками и бандитами, оборотнями в погонах, казнокрадами и иже с ними.
Романтика и привлекательность человека труда полностью вытеснены с экранов ТВ и медийных пространств, оставляя зияющую пустоту в душах людей. Как жить, как выживать в таком обществе, где тебя за каждым углом ожидает засада, и никто – ни прохожий, ни государство – не придут на помощь? Отращивать когти и клыки, как предлагает «льстивый и лукавый мир»? Но ведь даже на самые крепкие и острые клыки в диких джунглях всегда найдутся клыки и покрепче, а претендентов на победу и успех в борьбе за место под солнцем столько, что шансов на победу в этой толчее почти нет. Отсюда страх и неуверенность, бессилие и замкнутость, наполняющие душу подростка, вступающего на тропу этой войны.
Как быть? Кто поможет, и может ли кто помочь одинокому путнику в этом дремучем лесу? Если смотреть на всё происходящее с позиции промысла Божьего – а только такой подход способен дать комплексное надёжное объяснение, - то должно признать, что нынешняя катастрофа с образованием и воспитанием не только закономерна, но и в известной мере полезна. Господь не карает Россию. Он её наказывает, то есть даёт наказ. Он открывает всем нам глаза, чтобы внешняя мишура и словесная трескотня «немного учёных» не загораживали реальной картины мира. И ещё Он, попуская скорби и зло, непременно подаёт также средство к их преодолению.
Сегодня уже в семь – восемь лет от роду ребёнок с помощью глобальной сети, всё больше напоминающей гигантскую духовную помойку, без труда и гораздо раньше срока получает зрительную информацию о вещах, прежде его сверстникам недоступных. Ребёнок ещё слаб и незрел как душою, так и телом, а ему предлагается – да, чего там, буквально навязывается! – такая и столько грязной информации, сколько и какой ему никак не понести. С чем это сравнить? Возьмём холодную бутылку и плеснём в неё крутого кипятку. Бутылка, как и положено, расколется. Она не готова к «встрече» с кипятком. Точно так же душа ребёнка, как сосуд драгоценный, не готова принимать в себя и превозмогать нечистоты падшего мира. Под давлением порнографии и других извращений, суицидальных искушений и прочих «прелестей» пресловутого свободного мира он даёт трещину, и больше уже не может вмещать и хранить ни романтической щемящей влюблённости, ни уважения к другому полу, ни веры в добро и правду.
Глубоко убеждён, что в отсутствие должной общественной опеки над детством, с одной стороны, и половодья греха и разврата обрушившегося на наши головы с начала 90-х – с другой, нет никакого другого способа уберечь детскую душу для здоровой жизни, крепкой семьи, служения обществу, кроме одного – глубокого, по-взрослому серьёзного освоения святоотеческой «науке о душе». Всё, что нас окружает, буквально настаивает на противоположном: живи ради тела, ублажай, защищай и украшай его, отдавай этому 100 процентов своего времени и внимания! Что это, как не вражьи происки? Ведь тело рано или поздно, и никто не знает когда, отойдёт в землю, откуда, согласно Священному Писанию, оно и взято. В момент смерти личность продолжается только живою душой, и её состояние - здоровое или болезненное, чистое или грязное, красивое или уродливое – а вовсе не состояние тела в этот момент – вот, что определяет загробную участь человека. Вот, за чем надлежит и имеет смысл скрупулёзно следить каждое мгновение земного бытия. Вот главный, и, по сути, единственный – ибо у гроба карманов нет! – итог нашей земной жизни. Тем более печально, что некая незримая и злобная рука разными путями всячески отвращает нашу молодёжь от познания собственной души и умения ПРАВИЛЬНО за нею ухаживать. Наука о душе это целая область разностороннего знания, накопленного за два тысячелетия христианства. Это наука порой проста в изложении, но невероятно трудна в исполнении. Это не просто набор важных сведений о природе, происхождении, структуре, свойствах, ресурсах и возможностях человеческой души, как второй ипостаси и «внутреннего человека», но и целый комплекс всевозможных требований и навыков практического характера, без которых эта наука остаётся пустым звуком. Как тело, лишённое ухода, довольно быстро превращается в неприглядную и смердящую плоть, так и душа – внутреннее тело, оставшись без должной заботы, начинает хиреть, болеть и страдать. Второе хуже первого, ибо, в отличие от тела, от души избавиться невозможно.
В России будущего наука о душе, хочется верить, будет преподаваться с детского сада и дальше на всех этапах взросления человека, вплоть до глубокой старости. Постигая её премудрости и ребёнок, и взрослый перестаёт зависеть от прихоти и соблазнов «мира, лежащего во зле». Здоровая, чистая и сильная душа, и только она, как учат Писание и Святые отцы, способна встретить и узреть Живого Бога. Творец ждёт её обращения и охотно наполняет своею Благодатью, исцеляет и направляет по «узкому пути, ведущему в жизнь». Бог любви и блага в нынешних условиях – единственная и последняя опора всякому человеку, живущему в миру, независимо от его возраста, пола, состояния и т.п. Промысел Божий, очевидно, для того и попустил всем нам нынешние смутные времена, чтобы с глаз наших окончательно спала пелена философских мудрований и идеологических «измов», которые более не в состоянии удерживать социум от крушения в болото растления и греха. Попустив же подобные испытания, Господь даровал, можно не сомневаться, каждому способность усвоить спасительную науку о душе. Дело только за малым: донести, объяснить, приложить эти духовные сокровища к уровню сознания современного человека. И не стоит терзаться сомнениями – если уж ребёнок начинает развращаться в детсадовском возрасте, становясь «малолетним старичком», значит в него УЖЕ заложен потенциал и способность усваивать святоотеческое лекарство. Принимая последнее – разумеется, в той форме и объёмах, которые сообразны его возрасту, - наши дети и внуки, если и не отгородятся от соблазнительной на вид внешней заразы, то, по крайней мере, научаться защищать от неё свои души.
Чему же они научатся? Они узнают, в том числе и опытно, что:
- не мир лепит их, как пластилин, а, напротив, они создают его духом своим;
- душа стократ важнее тела, и она – главный объект заботы сознательного человека;
- чистая и здоровая душа побеждает любые страхи, иллюзии, обманы и преграды, ибо по жизни её ведёт сам Бог;
- отдавать полезнее для души, чем получать;
- все энергии, способности и таланты, дарованные Богом человеку, сокрыты в душе, но обретаются они только путём исполнения заповедей Христовых, служением людям и Богу;
- верующий человек никого не боится, ибо он боится Бога.
Много ещё поразительных тайн и открытий содержит в себе святоотеческая наука о душе, достигнувшая нашего времени из глубин веков как спасательный круг. Все силы зла, видимые и невидимые, сознавая это, ополчаются на церковь и её сокровенные знания. Но русская душа уже просыпается, откликаясь на зов Божий…
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.