Коронация императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. 1898. Худ. Д.Туксен. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Буря эмоций, вздыбленная ещё не вышедшим на широкий экран фильмом режиссёра Алексея Учителя «Матильда», примечательна во многих отношениях. Во-первых, до хрипоты спорят, насмерть ссорятся и даже протестно идут на автотаран кинотеатров, согласившихся на прокат фильма-изгоя, те, кто самого фильма ещё не видел. И таковых 98 процентов. Во-вторых, поражает диапазон, накал и поистине общероссийский масштаб разгоревшихся споров. Ругаются все – от министров и депутатов до деятелей культуры и простых граждан. Всех до истерии, до озноба волнует вопрос, была ли у Николая II любовница, и вправе ли либеральный режиссёр вторгаться в интимные сферы семейной жизни царя-страстотерпца. В-третьих, весьма примечателен факт почти мгновенного перерастания этих общественных дискуссий в акты уличного насилия и начала в разных уголках страны стихийных партизанских действий со стороны некоего «Христианского государства — Святая Русь» против неугодных прокатчиков. Остаётся только не без волнения ждать октября сего года, когда с разрешения Минкульта «Матильда» пойдёт широким экраном. «Православный ИГИЛ» - так с лёгкой руки зампреда комитета Госдумы по культуре Елены Драпеко данное явление отныне перепевается не на шутку разгорячёнными либеральными политиками и СМИ.
Что ж, так с ИГИЛа и начнём. По сути, Е. Драпеко, сама того возможно не зная, с термином почти не ошиблась. Я и прежде писал, и продолжаю считать, что настоящий ИГИЛ, запрещённый в России и объявленный США «врагом человечества номер один», это не просто шайка разбойников и рядовая террористическая организация. Это нечто большее, значительно большее. Это крайнее и даже кроваво-жестокое выражение того накопившегося за несколько столетий цивилизационного протеста, который вызван бесцеремонным вторжением Запада во все сферы жизни традиционного восточного общества. Вторжением сначала культурным, а затем и военным. «Исламское государство», и не оно одно, представляет собой часть гумилёвской антисистемы, возбуждаемой к жизни, с одной стороны, гниением и растлением самой глобальной системы – в данном случае постхристианского Запада, а с другой – пассионарно-жертвенной готовностью революционеров Востока не только отстоять свой суверенитет, но и отомстить системе-агрессору, низложить и унизить её, поживиться за её счёт.
Как и горящий ныне Арабский Восток, Россия три десятилетия назад подверглась цивилизационному вторжению того же постхристианского Запада. Разница лишь в том, что последний не осмелился развязать прямую военную авантюру против пусть и ослабленной, но всё-таки равновеликой ядерной державы. Вторжение окозалось «мягким» - политическим, финансово-экономическим, кадровым и, конечно, культурно-духовным. Через поваленный Горбачёвым и Ельциным советский «железный занавес» к нам хлынула и проникла во все поры общества не просто западная псевдокультура, а самые, что ни на есть, её отходы, продукты её гниения и разложения. Эффект в итоге получился тот же самый, что и на мусульманском Востоке. Задавленный, но до конца не уничтоженный прессом советского безбожия русский традиционализм, корень и ствол которого – Православие, сначала потихоньку пришел в себя, расправил церковные плечи, мобилизовал из праха неверия Народ Божий. Теперь эта новая положительная сила начинает всё громче заявлять о себе как о могильщике пагубного для России, навязанного извне, неолиберализма, естественном противнике западного экспансионизма и движущей силе Русского возрождения, грядущей духовно-светской цивилизации, наступление коей пророчески предвидел преподобный Серафим Саровский. Сам по себе православный подъём в России антисистемой, разумеется, не является, ибо им движет не ненависть, а любовь и Бог. Вопрос спорный, но в принципе этот мгновенный и чудесный подъём можно было бы назвать альтерсистемой, приходящей прямо на наших глазах на смену неолиберальному упадку и угару. Впрочем, у этой альтерсистемы, как и у всякого широкого общественного явления, несвободного от радиации внешнего мира и влияния падшей человеческой природы, могут быть и обязательно будут побочные антисистемные проявления вроде «сверхправильного» или «непримиримого» (воинственного, агрессивного и т.п.) православия. Строго говоря, последнее уже и не является Религией любви, но лишь подстраивается под неё, принимает её вид, пользуется её терминологией, прикрывается её высокими целями, оставаясь при этом, по сути, продуктом «мира, лежащего во зле».
Почему же духовная, прикровенная сторона происходящего вокруг и в связи с «Матильдой» имеет для нас такое важное, почти судьбоносное значение? Потому что, не различая духовной природы событий, смешивая всё подряд в кучу слов и понятий, мы, во-первых, так ничего и не поймём, а во-вторых, вольно или невольно либо сами заразимся страстями, либо, что ещё хуже, внесём вирусы страстей внутрь церковной ограды. Не зря сказано в народе: «благими намерениями дорога в ад вымощена». Народ мудр, и знает, что внешнее юродство может прикрывать показной дурью не только святость, но и саму дурь. «Партизанам от православия» мнится, что они защищают Церковь и восходят на Голгофу. А вот, что писал ровно по этому поводу святитель Игнатий Брянчанинов: «Основал Бог церковь Свою действием слова и духа Своего, и поддерживает Он ее этим действием. Сами апостолы единственно из себя не могли сделать ничего. …Благодатные человеки только орудия. Человек, чуждый благодати, не может быть орудием. Ошибаются, тяжко ошибаются те, которые хотят действовать силою и средствами своего падшего естества. Падшее естество заражено враждою к Богу, находится в общении и сродстве с падшими духами. Как же может оно действовать в пользу дела Божия? Это противоестественно ему, это невозможно для него. Опыты согласно показали, что человеки, вздумавшие действовать от себя в пользу дела Божия, действовали во вред его, в пользу дела демонов». Всем новоначальным «православным активистам» и «боевикам», вполне искренне стремящимся – да не будет сие сказано никому в обиду! – проявить инициативу без благословения, а как бы «от себя», и грудью встать против «Матильды» или других угроз, стоило бы огненными буквами вписать эти слова святителя в своё воспалённое сознание. Иначе всем нам не избежать того, что Святые отцы не без грусти называли «ревностью не по разуму». Иначе мы так и будем, оставаясь заложниками льстивого и лукавого мира сего, играть под дудку дьявола и его агентуры, играть на его поле и по его правилам.
Всему виной, как видно, застаревшее и общее для всех нас духовное невежество, незнание первооснов духовной брани и Священного Писания. Это что-то вроде привычного вывиха, когда приоткрывшуюся духовному зрению правду Христову ветхий по своей природе человек, не постигший вполне тонкостей незримой брани, бросается защищать силою кулаков и ругательств. При всём сочувствии к горячности депутата Н. Поклонской, вступающей в жаркие споры с коллегами-коммунистами и либералами в Госдуме и Правительстве, не могу не высказаться в том духе, что такого рода пассионарность, особенно на фоне молчания Патриарха, способна увлечь на баррикады ложной борьбы с действительным злом немало легковерных людей и стать худшим образцом неогапоновщины. Здесь я бы даже в принципе согласился с наблюдениями думца-коммуниста С. Говорухина, констатирующего «оживление темных сил, кликуш, сумасшедших, вандалов, мракобесов». Едва ли кто из старцев назвал бы подобную деятельность церковной и богоугодной. Церковь вообще выше мира и она не нуждается в подобного рода добровольных защитниках, ибо глава ее Иисус Христос победил мир. Господь говорит: «Сыне, отдай мне сердце свое». Здесь, на поприще борьбы со страстями и выполнения заповедей, а не в разгромах кощунственных выставок и атаках на кинотеатры находится эпицентр духовного противоборства мировому злу. Здесь, в тайной клети души, а не в рукопашных боях решается судьба русского мира, ибо ревность не по разуму рождает не смирение, а гордость, привлекает не Божью благодать, а соблазн увлечения непрерывно провоцируемой дьяволом борьбой невежества с несправедливостью.
Излишне и говорить, что большинству наших «православных партизан» вместо наскоков на ветряные мельницы вроде «Матильды» полезно было бы почитать серьёзные книги о революции 1917 года и крушении «Белой империи». О царе Николае II чего только не придумывают! Особенно же досадно, что многие его ярые сторонники и защитники из стана монархистов, а равно и противники будь то либерального или патриотического толка почти не дают себе труда по-настоящему осмыслить духовные причины крушения 300-летней Романовской династии. Личность последнего царя и уж тем более скрытые стороны его натуры имеют на этом грозном и величественном фоне не столь уж важное значение. Куда важнее, что в момент своего мнимого или реального отречения от престола Николай II остался один на один с бедой и своим страшным выбором, что, по правде сказать, не он отрёкся от России, а православная (или к тому времени уже изрядно не православная!) Россия в лице своих элит и немалой части народа отреклась от него. Путь же царя в историю и его место в ней определяется не его индивидуальными достоинствами и недостатками, присущими ему, как и всякому смертному, а его добровольным восхождением на Крест, его осознанным и жертвенным служением Промыслу Божию.
И последнее. Тот факт, что сам по себе малозначительный – как с художественной, так и с исторической точки зрения фильм сумел сдетонировать столь внушительный общественный резонанс, превосходящий по уровню и масштабу даже скандал с пресловутой «Пусси Райот», вполне может означать и знаменовать начало фронтального наступления неолибералов на позиции Русской Православной Церкви. Тут совпадает несколько роковых обстоятельств: первое – естественное истощение неолиберализма в России, что побуждает его на отчаянное сопротивление перед лицом неминуемого исторического поражения; второе – нарастающая агрессивность Запада, который устами З. Бжезинского давно обозначил РПЦ как своего «главного врага после СССР»; третье – президентские выборы в России 2018 года, в результате которых, очевидно, и определится стратегический вектор Русского будущего.
Как важно для всех нас, оказавшихся на столь грозном рубеже эпохального перелома, не поддаваться на уловки незримого врага, держаться святоотеческих истин, деятельно, но без фанатизма служить людям, Церкви и Богу, во всём полагаясь на премудрый Его промысл, попускающий во благо даже такое зло, как кощунственный и оскорбительно-провакационный для русской души фильм «Матильда».
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.