переправа



Нравственная экономика. Природа



Опубликовано: 26-08-2017, 10:10
Поделится материалом

Общество


Нравственная экономика. Природа 

 

Вопиющий факт: по данным ООН, в настоящее время мировая суша и океан загажены 1,5 млрд. тонн пластиковых отходов. А к 2030 году этот показатель достигнет 2,5 млрд. тонн. Человечество буквально заваливает себя мусором,  выжигает почву под ногами, забивает свои лёгкие ядовитыми выбросами, топит небо парниковыми газами – одним словом, убивает себя. Прямо по апостолу Павлу: хорошего, чего себе хочу, не делаю, а плохого, чего не хочу, делаю. Странным образом человечество кривых зеркал с опережением изобретает орудия и средства самоуничтожения, о путях же и способах спасения, если и помышляет, то как бы нехотя, вскользь, как о чём то малозначительном. Между тем, по мнению академика Моисеева Н. Н., гибнущий мир, возможно, уже прошёл точку невозврата в своём экологическом самоубийстве, и запущенные им механизмы глобального бедствия делают сомнительной даже перспективу дожить до 2050 года; современная же наука и техника не способны остановить этот маховик.

 

Если душа, по словам Святых отцов, храм для человека, то созданная и дарованная Богом природа это храм для всего человечества. Святитель Николай Сербский ставил её во главу угла нашего бытия и сознания. Господь, по его словам, сотворил мир природы, что бы глазами «человеков» любоваться её дивной красотой и гармонией, чтобы, познавая её, изгнанники из рая могли утешаться и укреплять веру в Творца. Даны нам для этого и средства познания, именуемые святителем Николаем «свечами»: у язычников это разум, иудеев – разум и Ветхий завет, христиан – разум, Ветхий и Новый заветы, церковь и Святой дух. Отсюда можно предположить, что именно историческое убывание христианства в мире ослабило и помрачило разум человечества, переставшего, подобно безумцу, ценить, любить и хранить свою природную обитель.

 

Заранее нельзя сказать, поможет ли нравственная модель хозяйствования остановить сей роковой процесс. Да, и сама она пока ещё только зарождается вдалеке от столбовых дорог пресловутого прогресса. Ясно одно: корень зла в помрачённой душе самого человека, его отступления от Бога во тьму гордыни и греха. С корня и надлежит лечить все древо, а России – как раз то место, где промыслом Божьим сохраняются остатки и собираются остатки истинной веры, чтобы в последнем отчаянном усилии дать миру шанс на спасение. Нравственная модель хозяйствования подразумевает, что природу надо холить и лелеять, а не потрошить, не насиловать, не покорять и не убивать. За примерами такого благоразумия и целомудрия далеко ходить не надо: предки наши, отцы и деды, со страхом и трепетом ходили по земле, чутко прислушиваясь к её нуждам, оберегая от зла и вреда всякую тварь, всё живое. На матушке-Волге например в периоды нереста в прибрежных сёлах переставали звонить в колокола, из реки можно было пить воду, а рыбы было столько, что квоты на вылов от села к селу устанавливались в зависимости от того, как далеко переместится в сплошном потоке рыбы, идущей на нерест, вертикально установленный деревянный шест. Куда делись эти святые навыки и убеждения?! Не пора ли, оглянувшись назад, пока не поздно, вернуть родную природу на тот пьедестал, с которого она была свергнута каких-то 50 – 100 лет назад ради «дел человеческих»? А ведь именно от этих дел, если вспомнить Книгу бытия, от этих предприятий и проектов падшего ещё в Эдеме человечества, по словам Господа, и была проклята ни в чём не повинная земля.

 

По капелькам и крохам, по историческим примерам и творческому наитию предстоит нам, тем, кто не желает гибнуть среди кривых зеркал цивилизации, собирать новую модель жизни и хозяйствования. Преступления против природы – от  мельчайших, вроде брошенного на землю окурка, до вопиющих, наподобие пригородных мусорных свалок и заражения рек промышленными отходами – должны быть не просто объявлены преступлениями против народа и государства. Люди, их совершающие – а у каждого такого злодеяния всегда есть автор или группа авторов, - должны стать нерукопожатными. Всю систему воспитания и образования предстоит перенастроить в духе смиренного и сокрушенного преклонения перед храмом природы, так хорошо знакомого детям.

 

Предстоит огромная работа и по обузданию стихии параноидального рыночного роста и безоглядного научного познания. И то и другое давно уже махнуло рукой на самочувствие обычного человека из плоти и крови. Дошло до того, что в угаре вожделения грядущих свершений и побед мы всем миром, на уровне насквозь больного коллективного бессознательного, всерьёз рассчитываем на руку помощи из космоса или надеемся сбежать туда с нами же загаженной планеты. Какой бред и позор! Лучше уж взяться за дело: очищать свои подъезды, дворы, поля и леса от грязи, освобождать русла рек, возрождать отеческие традиции и образ жизни, через природу возвращать достоинство человеку. В России с её природными богатствами, просторами, православной верой и талантливым народом, нравственное хозяйствование не только возможно, но и неизбежно.

 

Александр Нотин

 

Метки к статье: Нотин
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Нравственная экономика. Природа"
Имя:*
E-Mail:*