Первый, главный и основополагающий столп нравственной модели хозяйствования – человек. Неолиберальный антипод этой модели таким фундаментом похвастать не может, ибо в этих джунглях властвует зверь и хищник, беспощадный мошенник, ловец удачи. Здесь дух Мамоны. Здесь за дымовой завесой свободного рынка, прав человека, толерантности и прочей словесной требухи всё и вся определяет доллар. Есть у тебя деньги – и ты кум королю. Нет – извини, старик, бизнес и ничего личного… Эта модель обречена, поскольку в ней не только не остается места человеку, но, напротив, лучшее творение Господа отодвигается на задний план, унижается до состояния жалкого потребителя, колесика и винтика в маховике мировой олигархии, надежно посаженного на крючок разнопланового кредитования.
А сегодня и того хуже: этот запуганный, задерганный, беспомощный человечек начинает мешать махине глобальной экономики и стоящему на ее службе прогрессу. Ставится задача преодолеть человека. В корне изменить его природу, перечеркнуть образ и подобие Божье в нём. Знакомьтесь, перед вами трансгуманизм. Он возведен сегодня в ранг государственной политики в Штатах и в других странах Запада. У нас тоже есть следы этой напасти, но пока еще смутные. Скрытно, с опаской.
А что же человек? Каким он должен быть, чтобы экономика вернула себе человеческое лицо? Чтобы она не прикрывала человеческой видимостью всё ту же неолиберальную модель, как в благополучной Скандинавии, Швейцарии и т.п., а именно вся целиком была обращена к человеку, водима им, служила его благу. Для начала надо понять, что, какая бы модель ни маячила перед глазами, она всегда сотворена человеком, и никем больше. У каждого преступления, обмана, хищения, если хорошенько покопаться, есть автор. Другое дело, есть ли желание копаться… этот автор, а точнее – его исходные намерения, «тайные дела» - так их называл апостол Павел – вот, что придает одной модели минус, а другой – плюс. Следовательно, без нравственного, а лучше – духовного человека не может состояться и нравственная модель хозяйствования.
Где же взять такого человека? Да и не одного, а тысячи. Там, где жива пока еще церковь Христова. А жива она по-настоящему только в России. Истинно верующий человек не способен взять чужое ни у соседа, ни у государства. Он скорее, следуя Евангелию, лишит себя глаза или руки, если те его искушают. Точно так же он не обманет, не предаст и не продаст. Причина проста: такой человек живет и действует, ежесекундно сознавая неопределенную краткость своей земной жизни и тяжкую ответственность свою перед вечностью. Это хорошо знал Достоевский, напоминая, что «если Бога нет, значит всё позволено». Таким образом, верующие чиновники, финансисты, предприниматели, управленцы и прочий «актив» нравственной модели хозяйствования естественным образом составляет руководящее ядро этой модели, вокруг которого сосредоточатся другие честные и порядочные люди. Их много, их миллионы. И они, конечно, справятся с любыми задачами строительства на любом уровне, но в наши дни нравственность не в чести. Особенно – на высших этажах принятия решений. Беда в том, что, отрываясь от подпитки снизу, останавливая социальные лифты, власть сначала парализует саму себя, а затем транслирует паралич на все сферы жизни общества. В то же время, было бы неверно считать, что нравственная экономика может возникнуть только после полного и окончательного коллапса неолиберальной модели. Не так. Вторая как бы вырастает из первой, незаметно развиваясь у самых корней народной травы в опоре на уже упомянутых нами нравственных людей. Будущее не может наступить, если его нет в настоящем. Неважно, что либеральные сми игнорируют данное явление. Пожалуй, оно даже к лучшему. Факт тот, что новая модель развивается, опыт накапливается, новые формы и методы хозяйствования осмысливаются. Так из частей, разбросанных и разобщенных, по воле Божьей собирается и однажды выплеснется на поверхность новая экономика и новое общество.
Задуманный Переправой и Русским экономическим обществом имени Шарапова новый онлайн-ресурс как раз и нацелен на то, чтобы по крохам, по зернышку, в центре и на периферии, собирать этот опыт и находить его феноменальных носителей. Слава Богу, талантов в России всегда хватало. А время нынче такое, что они в особом спросе.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.