Словосочетание «образ будущего» нельзя отнести к общепринятому понятийному аппарату устойчивого развития и проектирования будущего, хотя оно достаточно часто встречается в литературных, философских, исторических, футурологических исследованиях и произведениях. «Образ будущего», как позитивную модель ожидаемого будущего, одним из первых стал использовать в качестве самостоятельной категории, нидерландский социолог Фред Полак в своей работе «The Image of the Future» (1961 г.). Им было задано направление исследований, предполагающее, что наши субъективные образы будущего определяют реальный ход событий. В развитие этого подхода, мы хотели бы подчеркнуть значимость понимания и формирования «образа будущего» для изучения социально-экономического и духовно-нравственного настоящего, вне зависимости от того, насколько удачным, позитивным или наоборот оказался его прогноз, результат коллективного обобщения субъективных образов.
Не отвергая «субъективные образы будущего», мы полагаем, что реальный ход событий в направлении достижения будущего общества в какой-то степени детерминирован – объективирован общими законами природы и поддается объективному научному изучению.
Актуально и понимание, что Россия так и не имеет стратегии своего развития с четко обозначенной целью и ориентирами в будущее, не в «плановые периоды», а в историческую перспективу. Кроме исследовательского направления вопросов формирования будущего, не существует и общественных механизмов обобщения субъективных образов (равно как и принятия решений в области стратегического развития).
Целесообразным представляется использование понятия «образ будущего» для исследования и формирования картин будущего, образа, смыслов и замыслов, воспроизводимых общественным сознанием в тот или иной момент времени. При этом предполагается, что в образах будущего концентрируется и отображается некое коллективное предчувствие будущего, принимающее со временем зримые, реальные черты. Кроме того, в процессе формирования образа будущего ставятся задачи не спроектировать, наполнить, разработать, а сначала попытаться различить, распознать смыслы, духовные ориентиры, заложенные в объективные закономерности развития социально-экономических систем и общества. Не нами определено быть или не быть достижимым этому коллективному предчувствию, но Промыслом Божьим!!! Не спроектировать, не наполнить, не построить, а изначально распознать правильность направлений гармоничных устремлений, смыслов и замыслов и уже потом что-то творить!
Все возможные направления развития событий, путей, ведущих к достижению образа будущего (возможно изначально не претендующих на реализацию), осмысление их совокупности, выбор наиболее реальных и достижимых - открывает обществу границы мыслимого, а значит, и потенциально осуществимого в жизни.
Мы предполагаем, что образы будущего фиксируют варианты возможного, как если бы эти возможности обладали характером действительности. В определенном смысле образы возможного будущего должны быть рассмотрены именно в модальности действительности. Представление о некой возможности, ожидание определенной перспективы оказывает реальное влияние на эмоциональное и интеллектуальное состояние человека, а социальное ожидание моделирует поведение социальных групп. В рассматриваемый нами период стиль поведения, ориентированный на будущее, становится приоритетным, предвосхищая новую духовность, новые нравственные ориентиры, формирование нового эгрегора, единой мыслеформы.
В чем же смысл, необходимость практического формирования, а затем и проектирования путей достижения образа будущего?
По нашему мнению, для понимания этого необходимо:
Смысл иметь в обиходе проектирования будущего коллективно сформированный образ будущего, на наш взгляд, означает:
При формировании, исчислении образа будущего необходимо выделять четыре ключевых смысловых элемента этого образа:
1. Основываясь на всей истории человечества, воспринимать истинным только то, что одновременно отвечает трём критериям: опыту предков по данному вопросу, мнению специалистов и своему личному опыту. Честно определить сегодняшнее состояние общества, как исходную точку движения к образу будущего.
2. Значимый образ, смысл, минимально необходимый набор взаимоувязанных характеристик, показателей, механизмов и процессов образа будущего.
3. Единая смысловая картина образа будущего, с механизмами перехода к нему с помощью синхронизированных характеристик и показателями «нашего сегодня».
4. Мировоззренческая основа (система ценностей), которая будет определять выбор решений развития из сегодня к образу будущего.
Важнейшей смысловой характеристикой образа будущего является «горизонт его проектирования». Не долгосрочное, среднесрочное планирование, к которому мы привыкли и в рамках которого осуществляется государственное и региональное планирование. Это все периоды предсказуемости предпринимаемых действий. Мы же говорим о более долгосрочных периодах в столетия, предел которых обуславливается лишь характеристиками "памяти" изучаемого объекта - «глубины памяти» сложных социально-экономических систем и показывают, насколько быстро будут "забыты" системой последствия наших действий, если мы можем изменить состояние последней.
Зримое предугадывание перспективы развития в смыслах и образах будущего вызывает определенные действия, реакции в обществе, результатом которых нередко бывает приближение желаемого образа. Однако сам этот образ входит в социальную реальность на правах ее элемента и тем самым меняет настоящее. Поэтому хотелось бы подчеркнуть, что, рассматривая образы будущего, мы получаем возможность более отчетливо и разносторонне представить и эпоху их создания, увидеть в ней не только реализовавшееся бытие, но и множество нереализованных возможностей, которые характеризуют «наше сегодня» с позиции ее скрытого потенциала.
Способность трансформации потенциального в реальное, посредством формирования и реализации образа будущей реальности является важнейшим психологическим, идеологическим (мировоззренческим) свойством, объединяющим наше прошлое, настоящее и будущее. Однако, необходимо добавить, что поиск человечеством своего будущего, представление смыслов этого будущего и его реализация – мощный механизм саморазвития, заложенный в нас самой природой, и как использовать его – во вред или на благо – зависит только от нас самих.
Выдвигая на первый план представление о стратегиях активной, созидательной деятельности человека, его сообществ, сегодняшняя ситуация в обществе обязывает не просто предугадывать промыслительное будущее, но и создавать желаемое будущее, конструировать, проектировать его, направлять развитие социальных систем и организаций в русло предпочитаемой нами и осуществимой (с точки зрения внутренних свойств социальных систем) тенденции развития. Человек действует не «потому что», а «с целью того чтобы», и это «с целью того чтобы» является определяющим для выбора стратегии действия, которую необходимо корректировать в зависимости от постоянно изменяющейся социально-экономической обстановки. Человек как субъект познания и действия активно предугадывает, конструирует социальную реальность, созидает сначала образ будущего, а потом по этому образу и само желаемое будущее.
Центром Проектирования Будущего выполнена разработка «Наше сегодня и образ нашего будущего. Формирование стратегий развития (духовные, мировоззренческие, научные, методологические и проектные аспекты)», в которой в определенной степени реализованы представленные здесь соображения и подходы. По Вашему письменному запросу итоговый и развиваемый документ может быть представлен, а Ваши возможные замечания и предложения учтены редакционным советом этой разработки.
Центр проектирования будущего Народного Дела «Преображение»
Координаты для связи и для предложений:
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.