Исторический Народ Божий заложил прообраз той России, которую «не одолеют врата ада». От этого образа мы отступали, но к нему непременно вернёмся, и уже возвращаемся.
ЧУДО 90-Х
На рубеже 90-х годов 20 столетия в России произошло два события всемирно-исторического значения – распад СССР и возрождение Русской православной церкви (РПЦ). Взаимосвязь между ними очевидна, хотя и неоднозначна.
Во-первых, одно из этих событий стало прямым следствием другого: в результате демонтажа советского строя РПЦ вырвалась из пут большевистского пленения, легализовала свой общественный статус и сбросила законодательные и административные оковы, угнетавшие её более семидесяти лет. Несмотря на разруху и хаос 90-х, она, обретя оперативный простор, начала стремительно и мощно развиваться, восстанавливая, правда в новом качестве, утраченные в 1917 году вес и влияние в обществе и государстве. Иначе, как чудом, это не назвать. Взлёт РПЦ оказался почти вертикальным, и уже к середине нулевых количество её приходов возросло с 6 до почти 40 тысяч, монастырей – с 17 до более 700, тысячи церквей были восстановлены и построены заново - от Калининграда до Камчатки. Удельный вес регулярно причащающихся мирян достиг 2 - 3 процентов населения, а православными себя, согласно опросам, считают порядка 70 процентов граждан России.
«Перестройка» сама по себе, в самом своём существе не дотянула до уровня социальной революции, ибо как таковой коренной смены правящих элит и социального взрыва в России 90-х не произошло, обновился лишь политический фасад, и под зорким присмотром западных «кураторов» руководство страной перешло в руки «новых либералов» - вчерашних коммунистов и комсомольцев. Новоиспечённые олигархи-реформаторы с упоением переформатировали и измельчили единую систему ненавистного им социалистического хозяйствования. Их принято считать главными выгодоприобретателями от развала и разграбления огромной страны, но это не так. Чубайсы и потанины, авены и абрамовичи – лишь фасад. Мировые владельцы денег, интересы которых они представляют, никогда не позволили бы своим холопам посягнуть на «законную добычу». Наши олигархи, здравствующие и поныне, это не более чем управляющие гигантскими российскими богатствами в интересах третьих лиц «за бугром».
В лихих 90-х Россия вынужденно прогнулась под бременем лукавого западного вторжения и внутренней измены, но её природный, дарованный свыше иммунитет, её духовный становой хребет выдержали удар, и она мгновенно отреагировала адекватным стратегическим победным ресурсом в лице РПЦ. Этот ресурс до конца себя ещё не раскрыл, по мере его становления и вызревания намечаются лишь первичные и общие контуры его значения, как станового хребта нынешней и грядущей русской государственности, Русского будущего в ещё не наступившем духовно-светском, метафизическом его смысле.
В этом контексте, оглядываясь назад, мы обязаны признать: именно состояние церкви, вернее тот общенациональный духовно-гражданский разлад, который до основания потряс Россию в 1917 году, - именно это, а не конспирологические внешние заговоры, послужили важнейшей причиной краха сначала «белой», а затем и «красной» империй.
ДУХОВНАЯ СКРЕПА ГОСУДАРСТВА
За несколько веков до событий 1917 года церковь начала слабеть, что и привело в итоге к революционному взрыву. По словам свт. Тихона Задонского, «православие неприметным образом уходило из России». Внешне при самодержавии церковь процветала, но внутренне духовная её жизнь угасала. В наши дни, напротив, при всех изъянах и болезнях роста РПЦ, уровень духовности в народе в целом переживает фазу подъёма. Православие, пользуясь образом мысли святителя Тихона, возвращается в Россию. Это происходит благодаря тому огромному «фаворскому капиталу», который был накоплен тысячами и тысячами новомучеников и исповедников российских, отдавших свои жизни за Христа в застенках ГУЛАГа и Соловков, на Бутовском полигоне, в советских тюрьмах и концлагерях. Народ Божий буквально отдал свою плоть, чтобы принять дух.
В этой исторической ретроспективе представляются глубоко ошибочными и даже опасными попытки многочисленных политиков из числа как неолибералов-нигилистов, так и патриотов-государственников призвать русский народ к покаянию за т.н. преступления Сталина. Дело в том, что не только Сталин, но и все правители «красной» эпохи служили лишь карающим бичом в деснице промысла Божия. Бедствия, войны и нестроения, беспримерные в истории человечества жертвы – всё это явилось, с одной стороны, итогом духовного оскудения народа Третьего Рима, но с другой – горьким для него лекарством.
В сегодняшней России, где миллионы людей пребывают в растерянности, а государство изрядно расстроено такими духовными недугами как коррупция и продажность, чиновный беспредел и некомпетентность, отсутствие внятных идеологических ориентиров и прямая измена «пятой колонны», возрождённая РПЦ через островки благочестия вновь по крупицам собирает, вдохновляет и вооружает смыслами здоровые общественные элементы – нынешних и будущих строителей государства Российского. На церковных «островках», тысячами разбросанных неприметно по лицу страны, не только вырабатываются «антидоты» ненасильственного преображения неолиберальной государственной модели, но и закладывается идейный и кадровый костяк государства будущего.
«ПРИВЫЧНЫЙ ВЫВИХ» РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАТРИОТОВ
Крах СССР стал не просто крупнейшим сдвигом и трагедией 20-го века. Он ознаменовал начало целой эпохи глобальной турбулентности, коренным образом меняющей идейно-политический ландшафт планеты. Ключевым признаком и главным содержанием современной эпохи становится предельное обострение всех видов и форм духовного противоборства сатанизма с православием на фоне поражения западного христианства, а так же всё более заметной деградации разного рода идеологий «от ума» и распада производных от них политических конструкций. Внешнее-вторичное рассыпается под напором духовного-первичного. Пена вещества (к которой относятся и любые измышления человеческого рацио) оседает, давая простор действию духа.
Не вина, но беда большинства наших воспитанных на учении марксизма-ленинизма патриотов - что им с трудом удаётся осознать и принять эту объективную реальность. На наших глазах некогда величественные идеологические течения, увлекавшие в «светлое будущее» десятки и сотни миллионов людей, тают как снег под весенним солнцем, а образованные на их почве партии стареют, дряхлеют и «теряют лицо», превращаясь в послушных приживалок беспартийных либеральных элит. Кризис «старой партийности», притом кризис поистине всеобъемлющий и бесповоротный, налицо, но о нём мало кто говорит, и ещё меньше тех, кто различает истинную, духовную подоплёку происходящего.
Мутная политическая «пена» ещё не скоро уляжется, обнажая сталкивающиеся под нею духовные пласты. Сегодняшнее российское общество несёт на себе «родимые пятна» прежних эпох. Согласно социологическим оценкам, около 40 его процентов по-прежнему живёт и дышит реалиями СССР, 20 процентов увлечено химерой неолиберализма, остальные плывут по течению потребительства и рыночной вседозволенности. Запад, по словам святого Серафима (Роуза), «утратил дар различения духов». Мы, русские, благодаря «второй христианизации» 90-х (термин Патриарха Кирилла), слава Богу, сохранили, удержали бесценный дар веры и правды Христовой. Однако ядро истинно верующих, то есть людей, способных ощущать духовную суть нынешней эпохи, пока ещё и у нас ничтожно мало в сравнении с декларативно православным большинством, а так же активными и пассивными противниками церкви. Оценивая этот «расклад» общественных сил и настроений, церковь отмечает ряд важных моментов. Первое - её враги, как осознанные, так и неосознанные – никуда не денутся, подпираемые и подкармливаемые волной сатанизма с Запада. Со временем и государство убедится в том, что это и его враги. Второе – потолок количественного роста РПЦ похоже, достигнут, и акцент должен быть перенесён на рост качественный, ибо среди двух третей формально верующих россиян есть немало тех, кто ещё придёт в храмы и кого тот же Серафим (Роуз) с любовью называл «наши вероятные братья во Христе». Третье – рост церкви, в силу её неотмирности происходит и измеряется иначе, чем у обычных земных структур. Здесь действует неописуемый принцип закваски и заквашивания, когда даже относительно ничтожная часть социума, вооружённая плодами Духа Святого, способна изнутри преобразить целое государство и нацию, чему есть немало свидетельств в мировой истории. Нагляднее всего этот таинственный принцип выражен в словах преп. Серафима (Соровского): «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».
Внешне отношения церкви с либеральным государством кажутся прогрессом, шагом вперёд. Однако в реальности эти отношения сохраняют, и не могут не сохранять внутри себя высочайшего накала противоречивости и напряжённости. Государство вроде бы приняло церковь в свои объятия, первые его лица публично крестятся и посещают богослужения, РПЦ получает немалую помощь от бюджета. С другой стороны, целые сферы общественной жизни, не без ведома правящей элиты, жёстко отделены от духовно-церковного воздействия: СМИ и вообще масс-медиа, школы и вузы, наука и публичная политика.
ВЕЧНЫЙ СПОР О ВЕРХОВЕНСТВЕ
История России как и мира в целом насыщена поучительными примерами безуспешного, а порой и мучительно-трагического «перетягивание каната» между земными руководителями государства и церкви. Ещё великие русские мыслители конца 19-го – начала 20-го веков, в их числе К. Леонтьев, А. Хомяков, С. Булгаков, И. Ильин и др., задавались целью критически осмыслить и выработать некую оптимальную модель извечного соперничества земной и церковной власти, выраженного в парадигмах «папокесаризма» и «кесарепапизма». Не вдаваясь в детали, отметим, что острота этой дискуссии к началу 21-го века если не сошла на нет, то во всяком случае изрядно поблекла. Сам ход мировой истории, и прежде всего фронтальное отступление Ватикана, выразившееся в фактической дехристианизации ядра западного мира - Европы и США, вскрыл главные имманентные слабости и гибельные догматические ошибки инославия.
Сместив акцент с духовного совершенствования на изменение внешних порядков, то есть поменяв местами причину и следствие, католичество неотвратимо увлеклось идеей верховенства папы над светской властью. Итог очевиден: и того не добились, и это - духовное - разбазарили. Россия, слава Богу, не испытала таких резких отпадений от Евангелия и истины Христовой, хотя те или иные периодические уклоны в сторону дисгармонии светской и духовной властей имели место и у нас. Пожалуй, одним из самых наглядных и опасных проявлений такой дисгармонии можно считать церковный раскол на рубеже 18 века. Он был вызван, с одной стороны, честолюбивыми замыслами патриарха Никона, возомнившего себя главой объединённой греко-русской церкви с центром в Москве, а с другой, нежеланием тогдашнего самодержца Алексея Михайловича Тишайшего рисковать своим главенством в государстве. История их временного союза, основанного на зыбкой почве страстей и тщеславия, завершилась трагически не только для опального патриарха, но и для всего церковного народа, павшего жертвой дьявольского духа разделения, а также жестоких гонений на приверженцев старого обряда со стороны властей.
Эти события наложили свой отпечаток на причины и ход революции 1917 года, их отголоски достигают и наших дней. Не меньший урон церкви и государству принёс и так называемый Синодальный период, ставший прямым следствие никонианского раскола и духовно пагубного, осуждённого Вселенскими соборами (под страхом анафемы) посягательства Романовых, начиная с Павла I и кончая Николаем II, на «управление» Русской православной церковью. Опыт дореволюционной России показал, что такое вмешательство, особенно в контексте отмены Петром I института патриаршества, незаметно подточило и в итоге разрушило духовные опоры как церкви, так и самого государства. Под нарастающим давлением инославия русская церковь незаметно обмирщалась, бюрократизировалась и даже отчасти коррумпировалась, что в немалой степени предопределило равнодушие и даже враждебность к ней значительной части народа в период кровавых антицерковных гонений после 1917 года. Как важно сегодня не забывать эти уроки!
Образцов гармоничного и благотворного для России церковно-государственного соработничества тоже немало, и их можно и нужно брать на вооружение сегодня. Вот преподобный Сергий Радонежский благословляет благоверного князя Димитрия Донского на переломную для вековой борьбы Святой Руси с Ордой битву на Куликовом поле. А вот родственный союз патриарха Филарета (Романова) с его сыном, новоиспечённым самодержцем России Михаилом Фёдоровичем Романовым при поддержке боголюбивого ополчения в 1612-13 годах вырывает страну из трясины многолетней и пагубной смуты. Все выдающиеся полководцы, царедворцы, учёные и хозяйственники, прославившие тысячелетнюю православную Россию – от Владимира Красно Солнышко, Невского и Суворова до Горчакова, Менделеева и Пушкина – были глубоко верующими православными людьми. Ими созидалось и их подвигами прирастало и укреплялось могущество государства Российского. Это был тот исторический народ Божий, от простолюдина до царя, который, соединившись в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, вооружившись щитом и мечом духовно-светской государственности, заложил прообраз той России, которую «не одолеют врата ада». От этого образа мы отступали, но к нему непременно вернёмся, и уже возвращаемся.
Напрашивается судьбоносный вывод: всякий перекос в симфонии государства и церкви, всякий фальшивый звук, не отвечающий канонам Божьей правды и нашей исторической традиции, тем более, любая попытка разорвать этот тандем в угоду чьим-то амбициям или интересам чреваты смертельно опасными для России и фатальными последствиями. Этот вывод должно, наконец, осознать, впитать и поднять на свои знамёна наше патриотическое движение, если оно действительно мечтает возродить былую славу и величие Родины.
В УСЛОВИЯХ НЕОЛИБЕРАЛЬНОЙ ПЕРЕХОДНОСТИ
Неолиберализм как квазиидеология и модель госуправления был навязан Западом России извне как удобная форма неоколониального контроля и сдерживания. Однако чужеродный русской почве «имплант» не прижился. За четверть века, подобно раковой опухоли, он основательно опутал и отчасти парализовал национальное самосознание, застопорил хозяйственное развитие, существенно ограничил наш экономический суверенитет, через послушные СМИ и масс-медиа широко распространил бесконечно чуждую нашей традиции заморскую «культуру греха». Зачем, с какой целью Промыслу Божию угодно было попустить Третьему Риму эту новую напасть, да ещё и сразу после распада СССР?
Как ни странно это звучит для рационального уха, но именно под давлением национального унижения и убывания, осквернения русской памяти и достоинства только и становится возможным настоящее возрождение дремлющего Русского духа. «Кого люблю, того и наказую» - говорит Господь. Теперь мы видим это воочию: скорби и потрясения, переживаемые нацией, не только выковывают её стойкость, но и, как в огне, очищают её от всего ложного и чуждого. Не будь этого горького лекарства, победи в России «партия бытоулучшателей», от которой по словам великих духовидцев Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского «происходят все беды», утони Россия в патоке сытого мещанского благополучия, страна наша была бы уже духовно мертва. Сознают ли это наши власти и патриоты?
Но что означает для нас «воспрять духовно»? Речь идёт не только и не столько о легальном, внешнем, статистическом статусе РПЦ и быстром восстановлении её «инфраструктуры», сколько прежде всего о формировании в России в лоне Церкви новой мощной положительной общественной силы, именуемой «Народ Божий». Эта сила выросла и растёт снизу и незаметно, тихо, как луговая трава. Она зарождается, крепнет, ширится и мужает под спудом глобальных и национальных скорбей, вызванных наступлением сатано-нигилизма. Одно связано с другим и, чем сильнее давление вселенской тьмы на человеческое богоподобие, тем отчаяннее, тем решительнее духовное сопротивление воинов Христовых. Переходное состояние русской истории, а, значит, и нашего государства, и самой РПЦ, и церковного народа выражается в нескольких явлениях.
Во-первых, в деидеологизации, а, лучше бы сказать, разидеологизации нашего общества. Вот уже не первый десяток лет мы охаем и ахаем по поводу пресловутой статьи 13 Конституции РФ, в которой прямо запрещена государственная идеология. Но не милость ли это Божия? Ведь, если задуматься, все «измы» действительно сошли на нет, а попытки государства и общественных «активистов» придумать на сей счёт «что-то новенькое» ни к чему так и не привели. И не приведут! Попытка же духовно, нелинейно взглянуть на эту реальность подводит к мысли о том, что перед нами не тупик, а рубеж – рубеж выхода на иной, качественно более высокий уровень «идеологического строительства», когда духовные, Евангельские истины займут, наконец, главенствующее положение по отношению к продуктам человеческого разума – культуре, науке, образованию, судопроизводству, управлению обществом и государством. Но, Боже упаси, только не в смысле вульгарной клерикализации, а в смысле возвращения в широкий общественный обиход духовных сдержек и противовесов, ныне почти утраченных. В смысле утверждения повсюду и во всём критерия подчинённости развития интересам самого человека. Отсюда следует, что история русского будущего будет написана и отчасти пишется уже, в категориях духовно-светского преображения.
Во-вторых, государство и церковь как тело и душа пребывают в постоянном и тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Как позитивном, так и, увы, негативном, но всегда с заметными оттенками переходности. Болезни, от которых страдает сегодня государство, включая коррупцию, космополитизим, равнодушие, отрыв верхов от низов, переносятся и на церковную почву. Конечно, на не столь уж редких проявлениях бюрократизма и формализма, от коих страдают сегодня церковные институты, лежит отпечаток унаследованных вирусов синодальной казёнщины и чекистского госнадзора. Эти «родимые пятна» ещё предстоит изживать как церкви, так и государству. Хотя думается, что до конца изжить их просто невозможно.
Пока ясно одно: процесс восстановления симфонии будет трудным и ухабистым, отмеченным не только успехами, но и временными поражениями и отступлениями. Странным образом порочное стремление современных российских неолибералов во власти плодить политические симулякры – общественные формы, имитирующие гражданскую активность, передаётся и в церковную среду. Представители последней, в том числе и на верхних уровнях иерархии, частенько не только уклоняются от крупных самостоятельных оценок и проектов, лишь бы «не раздражать власть», но и ощутимо сдерживают общественное творчество низовых уровней Народа Божьего, который, набирая силу, всё более настойчиво стремится выразить себя в национальном строительстве.
В-третьих, переходность нынешнего этапа выражается в сохраняющейся ассиметричности взаимоположения движущих сил современного общественного развития России. Неолибералы-западники сходят со сцены, но по-прежнему и из-за всех сил цепляются за рычаги власти. Их позиции день ото дня слабеют по мере, с одной стороны, разрушения «западного Вавилона», а с другой – неуклонного и логически необъяснимого, граничащего с безумием ожесточения западных неолиберальных элит против неолиберальной же (по ими же навязанной форме) власти России. Некогда сплочённый политический блок российских неолибералов в наши дни на глазах рассыпается: пример им брать больше не с кого, бежать некуда, «заграница не поможет». В этих условиях определённая часть не до конца ангажированных Западом либералов начинает искать альтернативный путь развития, обращаясь к платформе патриотов, в том числе и той их части, которая идейно и духовно развивается под знаком Народа Божьего.
ЧТО ТАКОЕ НАРОД БОЖИЙ?
Это понятие не является чем-то новым для Священного Писания и для церковной истории. В широком смысле оно обозначает всю церковь Христову – от земли до Неба включительно. В узком – то новое поколение православных верующих, которое народилось после распада СССР и сегодня, всё более и более сознавая себя субъектом стратегического действия, начинает играть важную системообразующую роль в общественной трансформации постлиберальной России. Это десятки тысяч «добрых пастырей» - верных Христу архиереев, священников и монахов, а так же миллионы мирян, подавляющая часть которых как бы заново обрела веру и Спасителя после десятилетий лихолетья и безбожия. О последней, светской части Народа Божия стоит сказать особо.
Первое. Миряне представляют собой самый многочисленный отряд воинства Христова, неразрывно духовно связанный с другими его отрядами и в то же время имеющий ряд специфических черт и отличий. Они тоже клетки единого богочеловеческого организма, но, в силу своего служения в миру, обладают знаниями, навыками и опытом, которых, по понятным причинам, нет или не хватает у клира. Это социальная база Церкви, канал духовного просвещения и миссионерства, внешняя, наряду с государством, ограда основания Истины, та ударная духовная гвардия, которая призвана, с одной стороны, отразить натиск сатано-нигилизма с Запада, а с другой – заложить основы новой, духовно-светской российской государственности.
Второе. В отличие от партий и им подобных земных общественных конструкций, Народ Божий существует и развивается как своего рода грибница – незримо и духовно связанными между собой «островками благочестия» самых разнообразных форм, размеров и образа служения. Богочеловеческий организм, где верующих людей можно сравнить с живыми клетками, а «островки» с частями и органами тела Христова на земле, - этот организм весь устремлён к небу, небом созидается, просвещается и управляется. Если он пока ещё пассивен и недостаточно ярко и жёстко проявляет себя вовне (что и смущает некоторых наших патриотов), то это свидетельство не слабости его, а всего лишь некоторой недоразвитости, незавершённой переходности от меньшего к большему.
Третье. «Верующие профессионалы» как костяк Народа Божьего – люди особого рода. Представляя все слои и группы населения, они, благодаря духовной работе над собой и действию церковных таинств, становятся выразителями и носителями качественно нового духа созидания. Простой пример. Коррупция, разъедающая сегодня изнутри наше государство, есть болезнь сугубо духовная. Её нельзя победить никаким внешнем насилием, контролем или даже нравственной этикой. Подобное лечится только подобным. Только человек, всем сердцем и существом своим сознающий Христа и вечность, неспособен воровать. Он буквально понимает слова Господа о том, что лучше отсечь соблазняющую тебя руку или вырвать глаз, чем войти в будущий век осквернённым. Сегодня, когда сатано-нигилизм низверг все традиционные нравственные ценности и устои, когда «культура греха» возводится в ранг закона, а понятие чести и совести изымаются из обихода, только верующие специалисты в состоянии остановить процесс деградации и разложения общественно-государственных структур.
В Евангелии есть ключ к пониманию механизма созидания будущего России. Это притча о закваске, щепотью которой женщина заквасила три меры муки, пока всё тесто не вскисло. Современное, окружённое врагами, раздираемое противоречиями, уставшее от нарастающего саморазрушения, временно заблудшее российское общество как раз и напоминает Евангельское тесто, ждущее закваски. Закваски новой, способной поднять его из идейного болота «старой партийности», открыть новые горизонты, вдохнуть надежду. Такая закваска в России есть, она представлена Народом Божьим, но последние четверть века она в основном сосредоточена на самой себе, набирает силу, как бы заквашивает саму себя. Примечательно, что жуткий пресс неолиберального позора не только вызвал к жизни эту закваску, но и, усиливаясь, исподволь, в протестном режиме содействовал её развитию – количественно и качественно.
ДВА ВЫХОДА ИЗ НЕОЛИБЕРАЛЬНОГО ТУПИКА
Святой Паисий (Святогорец) писал: «В мире накопилось слишком много пыли и грязи – должно сильно подуть». Все войны, революции и социальные катаклизмы являются результатом не Божьей кары, а злой, дурной и свободной воли самих людей, предпочитающих заповедям блаженств путь самоистребления в горниле страстей и греха. Современная Россия тоже стоит на развилке. Перед ней два пути – путь относительно мирного и ненасильственного, управляемого сверху волей самодержца глубокого преображения в духовно-светском ключе, что соответствовало бы исторической миссии Третьего Рима; и путь окончательного загнивания «пришлой» неолиберальной общественно-государственной модели с весьма вероятным революционным финалом и насильственным сломом государственной машины. Заранее сказать, по какому из этих путей промысел Божий пустит вывод России из нынешнего исторического тупика, решительно невозможно, ибо человеку не дано знать будущего, а пути Бога – не наши пути. Тем не менее ясно, что появление в России на рубеже 21-го века закваски Народа Божьего каким-то образом должно «вписываться», и обязательно впишется в оба эти сценария.
С обывательской точки зрения ненасильственный сценарий выглядит более предпочтительным: президент-самодержец, упреждая неизбежный хаос, созывает новую «опричнину», роль гвардии в составе которой объективно отойдёт народу Божьему. Почему? Только искренне верующие люди, всем сердцем сознающие свою ответственность перед Христом и Вечностью, но при этом обладающие профессиональными знаниями в различных областях земной жизни, - только такие «верующие профессионалы», получив от самодержца поручение и полномочия, смогут через своё служение Богу и людям вытеснить плесень разложения и измены с высших этажей госвласти, а дальше вниз и вширь – во все сферы народной жизни. Коррупция – это духовная болезнь. Её не победить запретами и угрозами. То же самое относится к измене, равнодушию, алчности и другим социальным недугам, поразившим подобно метастазам раковой опухоли наше общество. Тьма вытесняется только светом, тьма слабее света, и она обязательно отступит. Но свет правды Божьей подаётся в падший мир исключительно через души людей, победивших в себе тьму. Наше общество готово к этим изменениям, оно жаждет их, истосковавшись по правде, справедливости, добру, красоте и согласии.
Нынешний или будущий самодержец скоро убедится, что Западу доверять нельзя, а народ Божий – это единственная сила, способная удержать страну от развала и хаоса. Но и отряды народа Божьего, укрывшиеся до поры вокруг и внутри церковной ограды, ждут призыва богопомазанного самодержца. Они не двинутся без команды, чтобы вольно или невольно не уподобиться мятежникам и революционерам. Народ Божий по природе своей контрреволюционен, держа в памяти, что главный революционер и вдохновитель всех революций в мире – дьявол.
В то же время день ото дня возрастающий и мужающий народ Божий готов и ко второму сценарию. Если России предназначено вступить в высшую и, возможно, последнюю перед Концом времен фазу своего исторического развития через «тернии и волчцы» социального хаоса – этот вариант тоже исключить нельзя, церковь и её народ должны будут держать фронт сопротивления стихиям мира сего, создавая предпосылки для будущей победы.
О МОБИЛИЗАЦИИ
Все ведущие страны мира, претендующие на сколько-нибудь заметную роль в глобальном мироустройстве, проводят национальные мобилизации. Все, кроме России. Наша рукотворная «идеологическая обесточенность», на первый взгляд ставит нас в крайне невыгодное, почти обречённое положение перед лицом конкурентов. Но это только на первый взгляд, и только в рационально-материалистическом измерении. Разрушая свои духовно-нравственные корни и устои, западная цивилизация и страны вроде Китая заранее обесценивают все свои усилия по внутренней общественно-политической «сборке». Китаю ещё предстоит увидеть горькие плоды модернизации по западному типу, а вот сам Запад, начиная с президентства Трампа, уже лицезрит бездонную трещину раскола и раздоров, крушения иллюзий и дьявольских претензий на мировое господство. В этом смысле, Запад слаб, слабеет и будет слабеть, уступая даже «не отмобилизованной» России. Молитвой и общенародным духовным подъёмом, генерируемым церковью, Россия сосредотачивает не внешние, а внутренние, духовные, главные и решающие ресурсы своего выживания и возрождения. Мобилизация у нас идёт, но идёт она не по старым лекалам, не в идеологических шорах человеческой фантазии о «светлом будущем», а на гранитной основе незыблемых духовных истин, с которых мы всем народом в беспамятстве свернули в 1917 году, и на который нас теперь через скорби возвращает всеблагий промысел Божий. Иначе не найти рационального объяснения для блестящих побед русского оружия и дипломатии на Ближнем Востоке и повсюду, где Россия противостоит осатаневшему и обезумевшему Западу. Как впрочем, не объяснить и причин самого западного безумия.
Какими путями может развиваться наша мобилизация на переходном этапе от неолиберализма к духовно-светской цивилизации? Только в режиме синергии церкви государства и общества, и не иначе. Конкретные формы и инструменты этого действа предугадать нельзя, но начало ему положит, как и уже отмечалось, призыв самодержца, обращённый к сердцевине общенациональной мобилизации – верующим профессионалам. Опираясь на структуры и духовный опыт церкви, лидер обновляющейся России создаст необходимые политические, организационные и материальные условия для отбора лучших представителей народа Божьего и расстановки их на ключевые позиции госуправления. Возможно, эта работа займёт не один год, но само её начало побудит часть неолиберальной «элиты» бежать «за бугор», к своим семьям и активам (не исключено, что прямиком на плаху ковбойской «экспроприации экспроприаторов»), а другую – выступить против власти. Политического кризиса не избежать, но при наличии плотной, хорошо организованной и самоотверженной поддержки снизу, самодержец не встретит со стороны уходящей либеральной богемы серьёзного сопротивления – слишком тонок её слой и слаб её дух. Чем глубже отрава неолиберализма будет проникать в русское сознание и бытие, тем более мощный, концентрированный иммунный ответ в лице Народа Божьего его естественных союзников она получит.
С большой долей уверенности можно предполагать, что церковный народ в лице своего передового светского отряда – верующих профессионалов, при поддержке духовенства сможет не только соединить разрозненные «идеологической пургой» части общества, но и, что ещё более важно, вооружить их общим, согласным с Богом видением Русского будущего, совместной программы действий во всех сферах и на всех уровнях государственно-общественного строительства.
СИНТЕЗ КАК СТЕРЖЕНЬ НАШЕЙ ПРОГРАММЫ
Происходящее в мировом масштабе, но с особой силой, остротой и наглядностью в России переход всемирной истории из рационально-материалистической в духовно-светскую парадигму характеризуется рядом моментов.
Во-первых, коренным изменением отношения к таким «незыблемым» понятиям, как цивилизация, прогресс, рост, природа и другие. Первичность духа императивно диктует необходимость срочного возврата к антропо-центрическому принципу в понимании этих постулатов и категорий. В безумной гонке за научным познанием, комфортом, удовольствиями человечество, поддавшись уловкам своего извечного незримого врага, увязло на ложном пути развития. Запад и все, кому он силой или обманом навязал свою модель, стремительно скатываются в «пропасть небытия» (Игнатий Брянчанинов) – будь то глобальный электронный концлагерь, или ядерная война, или экологическая катастрофа. Россия, по воле Божьей, отстала в этой смертельной гонке, и отныне именно ей предстоит, хотя бы в пределах собственных границ, выработать противоядие вселенскому безумию. Наши пространства, недра, народ и армия промыслительно подготовлены к решению данной задачи. Наш тысячелетний исторический путь обеспечивает, даже с избытком, необходимые знания и опыт для положительного решения задачи выработки оптимальной модели Русского цивилизационного будущего. Ничего специально придумывать не надо: верующие и просто честные совестливые историки, социологи, политологи должны будут лишь скрупулёзно просеять зёрна опыта различных исторических эпох, прожитых Россией, включая и до, и после революционные этапы вплоть до нынешнего, неолиберального, в котором, если поискать, тоже найдутся зёрна положительного опыта. Соединяя эти сквозные элементы между собой, синтезируя их, так сказать в контексте реальной действительности наших дней, отбрасывая всё, что мешало и мешает движению к духовно-светскому идеалу (например, ту же партийность, от которой всем нам советовал «отгребаться» свщм. Андроник (Никольский) ещё в 1907 году), эта передовая группа «мозгового штурма» создаст искомую оптимальную модель симфонии государства, церкви и общества.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.