Практические действия, сообразные с теорией Н. Я. Данилевского
Крайне важно не начинать каждое поколение с "чистого листа" реформировать Россию, а восстановить "связующую нить" с нашими братьями и отцами, с их опытом и верой. Благо воцерковление позволяет мыслить с ними соборно, понимая друг-друга. Труды славянофилов по правильному возрастанию "от корней" были сметены революцией, послевоенное возрождение народных чаяний бело обокрадено "перестройкой". Причины поражений государства и народа в оторванности друг от друга, в отсутствии связующего звена - общества.
Протянем друг- другу руки помощи и с Богом.
"... Величайшие усилия правительства не приводили ровно ни к чему там, где цели его были противны народному убеждению, или даже где народ относился к его целям совершенно равнодушно." [1,с.163]./Здесь и далее цитаты взяты из труда Н.Я. Данилевского " Россия и Европа", ссылки на другие источники будут оговариваться отдельно/.
"Государство, не имеющее народной основы, не имеет в себе жизненного начала, и вообще не имеет никакой причины существовать".[1,с.187].
Но каким образом претворяется в жизнь это чудо единства человека, народа и государства? Одним из достижений славянофилов , к которым по праву принадлежит и Н.Я Данилевский, состоит в выстраивании пути достижения этого единства.
С.Ф.Шарапов, поздний славянофил, писал : " Идеал русского гражданского устройства, выясненный славянофилами и вполне отвечающий народному представлению о личности," мире" и Государе таков : Отдельное лицо, физическое или юридическое, - полный хозяин владеемого им клочка земли. Земство в лице лучших излюбленных людей - полный хозяин своей области или города. Государь-самодержец - полный хозяин всей Русской земли, в верховной полноте прав которого заключаются права как частных лиц, так и земств.....и над всем этим , все обнимая собою.....- высится Христова Церковь".[2,с.45].
Человек, как " живое существо общественное", одновременно находится во множестве социальных структур, основные из которых: семья, общество, государство. Ребенок нормально может развиваться только в семье, где масштаб социального общения соразмерен ему, где есть защита и помощь, а главное, все пропитано любовью окружающих
Так-же и семья может нормально развиваться только в обществе, которому семья не безразлична. С одной стороны, семья является опорой общества, с другой, общество служит неким защитным зонтиком для семьи, страхуя ее от всяческих невзгод. А вот уже общество выстрагивает государство, дает ему " жизненные начала" и "причины существовать". Только в такой последовательности восхождения , некоего "органического роста" социальных связей человека через семью и общество к государству и возникает гармония единства.
"Государство есть такое состояние общества, которое обеспечивает членам его покровительство личности и имущества, понимая под личностью жизнь, честь и свободу". [1,с.186].
Современные либеральные теории о " самодостаточных индивидуамах", объединенных мировым правительством, приводят к нарушению "традиционной лесенки " человек-семья-общество-государство. Оставляют только человек - государство. Этим нарушается само предназначение социальных институтов. Гибнут те из них, где генерируется любовь. А кто мы без любви?
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.