…Мы приехали в лагерь Витязей,* когда Русская Православная Церковь отмечает память святых Царственных срастотерпцев. Батюшка в своей проповеди рассказал о подвиге Царской семьи: «Жизнь Царственных страстотерпцев, крестный их подвиг служат нам примером. Мы с вами настолько ослабли в полусонной, полудремотной жизни, что готовы ли мы на какой-либо подвиг, даже не ради страны, державы, а ради самих себя? Семья императора для нас идеальный пример, который заставляет задуматься. Существует их переписка, читая которую, понимаешь, насколько же они были целомудрены и возвышенны, насколько любили друг друга! За это предстали перед Богом и прославлены в лике святых».
Завершая проповедь, о.Михаил поделился с ребятами своей радостью. Он показал им уникальные реликвии – снимки, принадлежавшие Царской семье, и рисунок «ландыши», сделанный самой императрицей Александрой Федоровной. На рисунке надпись: «1912 год» и инициалы «АФ». Эти вещи привезла из Бельгии и подарила о.Михаилу одна благочестивая женщина – урожденная княжна Звенигородская, которая родилась в Ардатовском уезде. Она была знакома и с Царской семьей, и с бароном Врангелем, и с другими великими людьми прошлого столетия. Затем батюшка обратил внимание ребят еще и на то, что литургию в этот день он служил на необычном антиминсе, освещенном епископом Феофаном на Полтавщине (Украина) еще при жизни Царской семьи – в 1916 г., когда уже два года шла Первая мировая война. Ребята вытягивали шеи, чтобы все получше рассмотреть, а потом с благоговением брали в руки реликвии и передавали друг другу. Вот такие сошлись факты в этот день.
Немного о духовной брани
Думаете, что в лагере Витязей все идет как по маслу? Что все дети – идеально-православные (правда, трудно определить, что это такое…)? Что здесь царят расписание, дисциплина, послушание, оздоровление, одухотворение, закаливание, обучение… Все это есть. Но вспомните собственное чадо – частенько непослушное, иногда капризное, не любящее напрягаться физически и духовно, – и вам станет понятно, что и в православном лагере не может быть все гладко. Наоборот, где ярче свет, там сильнее заметны неровности, шероховатости – все несовершенства.
К моменту нашего приезда в лагере уже три дня шла настоящая духовная война – против привычки к матерной брани, которая как плесень разрослась так резко, что стала вдруг всем заметна. От старших передалось к младшим. Начальник лагеря, инструктора, батюшка очень много сделали, чтобы объяснить ребятам весь вред этой греховной привычки. Всю правду – без прикрас. Что Матерь Божию этим оскорбили, и свою мать обидели.
Будем ли об этом писать? – спрашиваю о. Михаила. У нас запретных тем нет, – отвечает батюшка, – все казусы общения, которые есть в мире, прорываются и сюда. Надо это гасить. Общее падение нравов и культуры печалит. Идет развал страны, потому что нет внутренней дисциплины. Все начинается с малого. Господь говорит, что неверный в малом и в большом будет неверен. Айсберг проблем. Матерятся в семье при детях. Все это деструктивно влияет на отношения людей и воспитание детей. Господь этого не терпит. Нельзя совмещать молитву – славословие Богу – и одновременно обращаться с антимолитвой к дьяволу. Мат – призывание нечисти. Матерная брань пронизана совершенно противоестественной агрессивностью и похотливостью. Матерящиеся люди воспроизводят в тонком пространстве все, о чем говорят. Недаром Господь уделяет этому глубочайшее внимание и предупреждает: «От слов своих осудишься и оправдаешься». Мат не только искажает пространство, но и других совращает. А в народе царят извращенные суждения. Не раз подходили ко мне и спрашивали: «Если нечистого видишь, как от него защититься?» Говорю: «крестом и молитвой». А мне в ответ: «а вот бабушки говорят, что нужно его крепко выматерить, и он исчезнет». Конечно, исчезнет, раз своего добился. Но ведь есть разница: или с ужасом и болью от крестного знамения нечистый уйдет, или злорадствуя. К сожалению, даже некоторые священники допускают матерную брань. Говорят, «вырвалось». Но если вырвалось, значит внутри живет. Внутренняя духовная дисциплина отсутствует.
Проблемы, тем более духовного порядка, в среде Витязей не замалчивают, а стараются всеми силами и с Божией помощью с ними бороться. Вот и на проповеди, уже после того как многие из провинившихся покаялись, причастились, о. Михаил еще раз акцентировал внимание на этом вопросе. Даже только слышать эти нечистые слова – то же самое, как есть прогнившую пищу. Как же вредит это душе человека произносящего, вернее, изрыгающего, эти звуки...
Алексей Голубев:
– Это же не волшебные дети, их не везут в космических кораблях с «Планеты Витязей», как я раньше думал. Витязи – они обычные мальчишки. В Интернет лазают по телефону тайком. Анекдоты рассказывают. Обычные пацаны с нашего двора. Но они какие-то другие, что-то в них есть. Вот ругался один матом, другие подхватили, стало известно. Как они отреагировали? Стояли на коленках ночью и читали канон Пресвятой Богородице. Они раскаялись, и друг другу говорили об этом. У них идет борьба. Сами говорят: « пытаюсь – не получается, само выскакивает». Но отличие витязей от других детей в том, что борются. Они знают средство! Падают, но, как неваляшки, поднимаются. У них есть противовес, который позволяет им встать. Кто-то сознательно, кто-то по принуждению, но они к нему прибегают – это исповедь и причастие. И молитва.
Комплекс убеждающих мер и наказание, предусмотренное Уставом организации (запрет носить косынку-галстук, что делает твое наказание явным для всех), возымели действие. Это проявилось и в сочинениях, которые их попросила написать начальник лагеря Анжелика Михайловна Коженкова. Смысл исписанных разными почерками листков ясен: ребята духовно отрезвились, начали осознавать, что делают, и останавливать себя. Пришло и понимание, как трудно бороться со своими привычками, даже когда прекрасно знаешь, что это – грех. Вот тут на помощь приходят церковные таинства, участие в которых – не цель, а средство – как оружие и доспехи в тяжелом бою. А цель этого сражения на поле жизни – Царствие Божие. Для всех нас. И достигать его вместе – наше общее дело.
Анжелика Коженкова, младший руководитель Нижегородского округа НОВ. Из разговора о настоящих мужчинах:
– Вы поймите, что настоящий мужчина – не тот, у кого большие кулаки и кто так отматерит, что стена упадет. Настоящий мужчина – это христианин. А христианину что досталось на этой земле? Труд в поте лица. Вспомним слово «рыцарь», которое стало нарицательным для настоящего мужчины. Кто такие были рыцари? Это были христиане, которые ехали в Святую Землю. Они соблюдали пост, молились. Целью их было поклониться Гробу Господню. Сейчас еще эти камни сохранились. Если вы читали историю, то знаете, когда они доходили до Святой Земли, то ставили крестик и умирали. От болезней и от ран. Потому что путешествие было очень трудным. Его мог пройти только настоящий христианин, настоящий мужчина, настоящий верующий, духовно благородный человек. …Мы говорим о самоуважении. Начните любить самого себя - избегайте греха. Господь с нас спросит. Любовь к себе - это не «поспать подольше и поесть получше», а спасение души. Вот и все. Прямая дорога. Узкий путь тернистый…
Вечером ребят ждала веселая ярмарка, а следующий день они должны отправиться в путешествение на Красную речку – очень красивое место, где много раз в прежние годы стояли палатки лагеря «Русь». Впереди у витязей и вожатых еще много интересного и важного: традиционная ночная игра, бал, еще одна Божественная литургия, а значит – Причастие, заключительный костер... Нельзя забывать и о днях заботы о других – дежурствах, которое будет у каждого. Вобщем целых семь дней для обретения нового духовного опыта, рождения дружбы и христианского братства.
Анна Виноградова
* С 11 по 25 июля продолжается смена в летнем лагере Национальной Организации Витязей (НОВ) – «Русь». Традиционно он прошел в тесном взаимодействии с «Переправой. Лагерь в этом году размещался в деревне Обход, что неподалеку от Ардатова. В этом году в нем участвовало около 60 ребят, из которых 17 – из г. Саров (Нижегородская область).
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.