Василий Шукшин как историк и… модератор будущего
«22 июня ровно в 4 часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война…» - простые слова народной песни хорошо известны старшему поколению. А младшее, увы, подчас и представляет себе историю Великой Отечественной именно так примитивно, сообщая на экзамене: «Война началась в 4 утра 22 июня бомбёжкой Киева. Об этом и песня есть…»
Но поразительный факт – именно во время войны произошёл, можно сказать, последний бурный всплеск устного творчества, когда песни, частушки, анекдоты, пословицы рождались в самой гуще народа, когда сказители-«былинники речистые» слагали сказы в привычной древнерусской стилистике, но с иными действующими героями: богатырями-красноармейцами, славными воеводами-генералами и вождём Сталиным, защищающими «красно-украшенную» землю Советскую. А профессиональные фольклористы и журналисты едва успевали записывать новые народные произведения, выявляемые в фольклорных экспедициях, на многочисленных смотрах художественной самодеятельности и на фронтах.
Василий Шукшин как историк и… модератор будущего Война… Можно ли быть готовым к ней? А можно ли не чувствовать её неминуемого приближения? Можно ли встретить её во все оружие? Страшное это слово пугает точно так же, как неизбежное слово – смерть. Можно ли подготовиться к смерти близкого человека, даже если он долго и безнадёжно болен? Его уход, казалось бы, ожидаемый, всегда внезапен и застаёт врасплох…
Именно поэтому так нелепы и даже циничны рассуждения иных «специалистов» - историков, политологов, публицистов, обвиняющих руководство СССР то ли в коварной подготовке к войне, то ли в беспечном игнорировании подготовки. Но с разных сторон подходя к этому, так сказать, краеугольному камню советской истории, мало кому приходит в голову поинтересоваться, что думали о приближении войны не партия и правительство, а рядовые граждане? Ждали войну или гнали от себя саму убийственную мысль о ней, навевающую поистине мистический ужас?
Документ из Российского государственного архива социально-политической истории обращает внимание на парадоксальный факт – глубинное народное сознание страны, официально объявившей о своём государственном атеизме, ожидало войну ещё в 1940 году, передавая из уст в уста жуткие истории, холодящие кровь, не оставшиеся не замеченными органами власти. В
Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) из отдела пропаганды и агитации Соликамского РК ВКП (б) были пересланы две докладные записки по фактам, вскрытым работниками райкома.
И.Т. Шаньгин сообщал: «За период моей командировки 21-22.2.1940 г. в Логовский с/с дер. Лога в беседе с комсомольцами Филипповым, Собяниной (учителем нач. школы Лога) выяснилось, что в Логах ходит такая легенда: якобы, ехала одна женщина (неизвестно какая) в г. Соликамск. Выезжая из леса, к ней выходит со стороны какой-то неизвестный человек, и просит её купить в Соликамске 3 носовых платка. Приехав в Соликамск, эта женщина купила три платочка (хотя в Соликамске платков и не было) и поехала обратно. Доезжает до этого места, где её просил неизвестный купить платочки. Опять выходит этот неизвестный человек и спрашивает: «Купила платочки?» «Да» - отвечает женщина. Он берёт один платочек, раздёргивает, и кругом – трупы людей; берёт другой платочек, раздёргивает, и полилась рекою кровь человеческая; берёт третий платочек, раздёргивает, и кругом появляется хорошая колосистая пшеница. «Это видение, - говорит неизвестный, - говорит за то, что в 1940 году будет хороший урожай, и его будет некому убирать». Весь народ, дескать, будет угнан на войну».
Работник райкома Л.А. Чечубалин сообщает: «Будучи в д. Городище я временно остановился у счетовода колхоза т. Карнаева. Вечером к ним пришла девочка – Клюкина Анна, и в разговоре о том, что она боится идти домой вечером, пересказала говоренную ей какой-то женщиной версию. Ехал шофёр. Из лесу вышла голая женщина и легла перед ним на дорогу. Шофёр остановил машину, женщина встала и просила купить ей на платье. Возвращался шофёр с милиционером, и в том же месте опять выходит эта голая женщина и ложится на дорогу. Машина останавливается, женщина пытается попасть в кабину, где шофёр и милиционер. Её не пустили. Она крикнула: «Вот 40 год наступит, все будете так ходить!» Милиционер выстрелил, но никого нигде не было… Я со своей стороны кроме слов: «Глупости это всё, не верь, девочка», ни сказал ничего, но считаю необходимым, чтобы вы вскрыли корни возникновения этой версии». Да уж, не предполагали работники Соликамского райкома, что сигнализирую об опасных слухах, ходящих в народе, выступали в роли собирателей фольклора!
Почитателям творчества великого русского писателя и кинорежиссёра Василия Макаровича Шукшина памятен схожий сюжет из кинофильма «Живёт такой парень». О страшном происшествии рассказывает шебутному шофёру Пашке Колокольникову деревенская старушка. Будто бы незадолго до начала войны ехал водитель на грузовике по пустынной дороге, и вышла к нему незнакомая женщина совершенно голая. Шофёр хоть и оробел, но остановился, и незнакомка дала ему денег, чтобы тот купил ей белой материи на платье. Деньги те шофёр пропил, но потом в своём проступке раскаялся и купил ткань. Женщина, снова встретившаяся ему на том же месте, ткань приняла и спросила: «Ты зачем же мои деньги-то пропил? Ну, ладно, они ведь деньги-то не мои, а ваши». Объяснила старушка иносказательность сюжета Пашке так: «это смерть по земле ходила – саван себе искала».
Выходит, ничего не выдумал Василий Макарович, а как настоящий документалист, отразил историческую правду даже в таком незначительном, казалось бы, бытовом эпизоде, перенёс реально услышанную историю в своё киноповествование. Но и стал своеобразным «модератором будущего», изменив трагическую интонацию народного сюжета на лирическую и жизнеутверждающую, возвёл в ранг мудрой притчи. Помните, бесшабашный шофёр, «ищущий свой идеал» в жизни, увидел во сне женщину в белом совсем в ином образе. Велела она ему в бабушкины сказки не верить, потому что «это не смерть была, это любовь по земле ходит… чтобы люди знали её, чтоб не забывали».
Астрономия на войне
Жизнеутверждающая вера в победное будущее была необходима всем гражданам страны, чья тревожная, но всё же, мирная жизнь была прервана ранним утром 22 июня 1941 г. И потому не только власть, но и многотысячное научное сообщество, и пресса Советского Союза делали всё возможное, чтобы, поддерживая веру в Победу, бороться с суевериями. Ведь суеверие – вера всуе, т.е. в суете… Так, газета «Вечерняя Москва» 15 июля 1941 г. кратко и по-деловому комментирует небесное явление, взбудоражившее многих москвичей: «По поступившим в комитет по метеоритам при Академии наук СССР сведениям, в ночь на 12 июля в Москве и под Москвой (в Клязьме, Салтыковке и т.п.) наблюдалось интересное явление. Огромный огненный шар, достигавший, по некоторым сведениям, размеров луны, пролетел по небосводу в направлении на юг. По-видимому, это был болид – явление, вызываемое прохождением крупного метеорита через земную атмосферу. Всех лиц, наблюдавших это явление, просят сообщить в Комитет по адресу: Ст. Монетный пер., 35».
Последующие сообщения газеты отвлекают внимание граждан от досужих бабушкиных вымыслов, обращая их… к звёздам. 8 августа 1941 г. «Вечёрка» пишет об экспедиции астрономов в Алма-Ату: «Московская экспедиция едет наблюдать полное солнечное затмение. Ленинградская и Казанская экспедиция уже выехали». А в драматичном для столицы октябре, когда газета вышла с крупно набранной «шапкой»-призывом: «Каждое предприятие столицы должно стать арсеналом оружия для фронта!», журналисты извещали и о том, что: «Вчера в Москву возвратились астрономы, наблюдавшие полное солнечное затмение... Руководитель московской экспедиции астрономов А.А. Михайлов сообщил: - Наблюдения дали ценные результаты; астрономы убедились в этом, посмотрев в Алма-Ате полученные ими фотоснимки. Много интересного и нового для науки дадут в частности фотоснимки, полученные с помощью четырёх крупных астрономических инструментов».
26 ноября газета публикует заметку «В московском планетарии»: «После временного перерыва Московский планетарий возобновляет послезавтра свою работу. …Будут проводиться сеансы-лекции на темы «Астрономия на войне», «Астрономия для разведчиков», «Звёздный мир», «Есть ли жизнь на планетах», «Полное солнечное затмение 21 сентября 1941 года». И уже 1 декабря – небольшой отчёт: «Лекция И. Шевлякова «Что может показать планетарий» прошла с большим успехом. Зрители с интересом следили за звёздным небом, движением солнца, планет, полярным сиянием. Они совершили «путешествие» на экватор и т.д. Присутствующие восторженно аплодировали, когда началась демонстрация восхода солнца над Москвой».
Сталин о вере в судьбу
Уже в победном 1945 году вышла из печати в Ленинграде брошюра кандидата исторических наук Михаила Шахновича «Суеверия и научное предвидение». С привлечением цитат классиков марксизма-ленинизма и видных учёных разных областей знания автор повествует о многовековой истории предсказаний будущего, чётко разграничивая наивные попытки заглянуть вперёд с помощью карт, кофе, снов и предвидения, основанного на достижениях науки. «Передовая наука даёт людям возможность удовлетворить их жгучее желание заглянуть в грядущее, но в течение многих тысячелетий суеверия и предрассудки мешали человечеству создать научное знание. Суеверия… толкали к ворожбе и гаданиям, обманывающим человека иллюзиями мнимого прозрения грядущего», - объясняет автор. И, вспоминая недавнее прошлое человечества, с иронией рассуждает, что в «дикарском представлении... «подобное вызывает подобное», а значит, например, «нельзя есть зайца, так как это порождает трусость». Приводит данные, что когда-то на Севере нашей страны только на шаманское колдовство расходовалось до 40 тысяч оленей.
И, неожиданно, в качестве своеобразного эксперта в мистике привлекает самого И.В. Сталина, который ещё в 1931 г. в беседе с писателем Э. Людвигом, размышляя над вопросом: «Вы неоднократно подвергались риску и опасности, Вас преследовали! Вы участвовали в боях…. Вы остались живы. Чем Вы это объясните?», ответил, что в судьбу не верит. «Имеются и внутренние, и внешние причины, совокупность которых привела к тому, что я не погиб… «Судьба» это что-то незакономерное, нечто мистическое. В мистику я не верю. Конечно, были причины того, что опасности прошли мимо меня. Но мог иметь место ряд других случайностей, ряд других причин, которые могли привести к прямо противоположному результату. Так называемая судьба тут не при чём», - так ответил глава советского государства. И всё-таки странно, что бывший семинарист Иосиф Джугашвили, хорошо понимающий отличие веры от суеверия, на этот раз высказался без привычной ему однозначности, не сочтя нужным разъяснить хотя бы, какие внутренние и внешние причины имел ввиду. Или это писатель, не обладающий репортёрской хваткой и дотошностью, не решился расспросить подробнее.
Нет места «диктатуре профессорства»
Зато вожди и граждане фашистской Германии в перст судьбы верили безоговорочно. И значительная часть брошюры историка М. Шахновича написана именно на ярких примерах из стана недавнего врага. Например, некий граф Сотляв-Шлиссинг писал в лейпцигской газете «Абенд»: «Научное предсказание не может монополизировать права на точность и достоверность в ущерб более популярному в народе колдовству. Диктатуре профессорства не может быть места! Мы, культурные люди, за гадания». А газета «Франкфуртер цейтунг» сообщала с восхищением, что «Германия стала ведущей страной в области астрологии». И «современные звёздогадатели делали благоприятные для фашистов предсказания, поддерживали всё то, что было вредно для прогресса и науки, …называя себя не астрологами, а сторонниками «космической биологии». В 1914 г. в Берлине было 100 предсказательниц судьбы, а к 1940 г. - около 10 тысяч, в Германии в целом было зарегистрировано 50 тысяч «профессиональных» прорицателей.
Казалось, страна, увлёкшаяся астрологией, напрочь разуверилась в астрономии – в мае 1944 г. берлинские газеты отмечали рост клиентуры у гадалок, а когда появились сообщения об открытии новой кометы, немецкое радио призвало «не поддаваться старому предрассудку и не рассматривать это как предзнаменование катастрофы». Не вдаваясь в подробности секретной работы организации «Аненербе» («Наследия предков») и даже не называя её, историк М. Шахнович в общих чертах обозначает направления «духовных исканий» вождей фашизма. Гитлер имел своих приближённых астрологов, Муссолини советовался с «великой ясновидящей Европы» мадам Лайлу. Гиммлер считал себя в «роковой связи» с германским королём Генрихом I, умершим тысячу лет назад, якобы, умел читать древнегерманские руны и разгадывать их пророческий смысл. Прибалтийский барон Розенберг доказывал в своих опусах полезность одурманивания населения предрассудками.
И даже командующий 11-й армией генерал фон Манштейн, к которому сегодня даже в среде российских историков принято относиться с определенным пиететом, в секретном приказе № 2603/21 предписывал всем предсказателям судьбы пророчить победное окончание войны для поднятия морального духа германской армии. Это было в 1941 г. И отнюдь не случайно датой нападения на СССР было избранно именно 22 июня – день летнего солнцестояния, с древности считающийся особым, поворотным днём года. А в середине марта 1945 г. радио союзников по антигитлеровской коалиции передало сообщение своего стокгольмского корреспондента о том, что Геббельс велел всем немецким гадалкам, являвшимся по совместительству нацистскими агентами, предсказывать в один голос: Германия будет спасена духом Фридриха Великого, который воплотился в Гитлере.
Не случилось! Смесь из идеологем и символов древних индоарийцев, рыцарских орденов, христианства, масонства, астрологии, нумерологии и даже сатанизма и каббалы, многократно перемешанная и сваренная в крутую кашу в общем котле германской идеологии, дозированно разлитая в головы партийных бонз и простых обывателей, ошпарила народное сознание на долгие годы. Каждое утро каждый немецкий солдат застёгивал на себе пряжку с хвастливой надписью: «С нами бог!», и шёл убивать, грабить, насиловать. Разве мог быть Бог с ним? Разве могла ему помочь в массовых убийствах людей свастика на рукаве – солнечный знак-коловрат, известный ещё древним ариям-солнцепоклонникам, обожествляющих силы света, но не силы тьмы, носимый и православным духовенством на праздничных облачениях? Нет, нет и нет!
Победили «чудом»?
А в воюющем СССР о Боге «напоказ» не вспоминали. Но с первых дней нашествия было распространено по всем церковным приходам обращение к верующим с призывом молиться за наше воинство. И в одном строю с комсомольцами и коммунистами вступали в бой за Родину люди верующие – представители всех традиционных конфессий СССР. А москвичам, пережившим оборону столицы, памятна Пасха 1942 г., когда радио вдруг передало не ставшие привычными сигналы воздушной тревоги, а приглашение прийти на праздничную службу во вновь открытые столичные храмы. И как только враг был отброшен с ближних рубежей, начало ширится и расти в стране движение по возрождению памятников истории и культуры – среди которых, прежде всего, оказывались храмы и монастыри. Восстановление патриаршества в России, отменённое ещё Петром Великим, открытие семинарий, набор нового поколения священничества из числа молодых верующих фронтовиков – все эти знаковые события церковной жизни также пришлись на военное время. А ещё поговаривают о чудесных пророчествах в годы войны св. Матроны Московской и даже о том, что она самому Сталину советы давала, как удержать Москву.
И всё это очень важно для представления разноплановой, многогранной и обширной панорамы битвы за Родину, но… Случается, что заканчиваются подобные разговоры воистину наивно – каким-то, мол, необъяснимым чудом победили мы, лапотные, самую сильную армию того времени. А чудо, оно ведь объяснения и изучения не требует!
Так вот, чудо это имело под собой весьма реальную основу. Не чудом, а титаническими усилиями всех граждан, честно, по совести, по-божески, ежедневно исполняющих свой долг перед Отчизной, мы победили. И об этом «чуде» написаны уже и ещё будут написаны целые тома серьёзных исторических исследований.
Ольга Жукова, кандидат исторических наук
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.