Богданов-Бельский. "Устный счёт" 1895г.Фрагмент
Актовый зал
Он сидел в первом ряду, на скамейке в актовом зале и плакал. Зал находился в рубленом, будто средневековом, деревянном Кремле, одном из корпусов школы. А перед Валентином Григорьевичем пели задушевное учащиеся... До песни, они кружились в неистовом казачьем танце. Ребята пели о Родине. А танец был будто из легенд. Глазастые, с роскошными косами, красивущие дивчины в камуфляжках выскакивали на сцену и крутили восьмёрки гнутыми сверкающими шашками. А ребята в казачьих шароварах выдавали такого гопака.... Юность, сила,азарт, энергия - и всё это румяное, страстное, чистое, русское, а главное ещё и просвещённое. Эти ребята на глазах у приехавших писателей (а Распутин был в большой компании, которую вёз сам Ганичев) строили свой рубленый корпус. Сами расписывали стены. Нахлынул на ребёнка азарт- не останавливай. И стены будущих классов на глазах покрывались изумительными экспромтами в стиле Палеха и Мстёры.
Ученики азартно таскали вёдра с цементом, укладывали кирпич. И при этом вдохновенно учились. Когда ребёнок играет (но не играется) в обучение - результат колоссальный. Этот метод называется "погружение" в предмет.
Расскажу о том,что видели писатели и о том, в чем участвовал.
На уроке
Мы вместе с писателем Ю. В. Сергеевым (в присуствии других писателей) проводим у ребят мастер - класс. Он, казак (его книга "Княж остров" одна из любимейших книг в школе), и я. И естественно, говорим о донском казачестве. Кто преподаёт, знает какое это наслаждение - ощутить умную аудиторию. Поймать настроение и накручивать мысль. Устроить проблеме мозговой штурм. Озвучиваем тему "Происхождение казачества". Я бросаю гипотезу, привожу факт, уточняю его происхождение. Мы начинаем "гнуть" его на достоверность. Вписывать в контекст времени, проверять на психологический реализм. Проверять на фактуру географическую и этнографическую. Я черчу схемы - ребята оспаривают, дописывают. Выдвигают свои гипотезы. Как булатный клинок мысль звенит, раскалена, сгибается во все стороны, искрит парадоксами. Лица раскраснелись, мы почти кричим, доказывая свои идеи, - об этикете, вертикали "учитель-ученик", о дисциплине и речи нет. Нам не нужна дисциплина, класс захвачен идеей. Ряды разделились на две стороны, поддерживающие разные взгляды. Мы проворачиваем обьём фактографии, которую студенты в нудных лекциях будут осваивать полгода. И ребята всё запоминают потому, что новый факт не зазубривается, а как кирпич, тут же "берётся в руки" и "укладывается" в стену гипотезы. И эти знания будут храниться всю жизнь. Они сцементированы жаждой познания. Нам интересно друг с другом. Мы несёмся на бешеной скорости по полудюжине дисциплин, пытаясь приоткрыт истину. Хохочем, перебиваем друг друга. Сидящие, как зрители, писатели не выдерживают - включаются в разговор и он обогощается человеческими мудрыми наблюдениями. Предмет знают не все, но в жизни присутствующие хорошо разбираются и их точные бытовые замечания порой опрокидывают летописную выдумку. Урок у нас длится столько, сколько кипит мысль. Сколько у ребят хватает сил идти за идеей. На часы никто не смотрит. Нас с трудом растащили обедать, и разумеется в столовой мы не выдержали и размахивали ложками, продолжая... Не видевшие таких опытов не верят, что ученики, нарушающие все мёртые педагогические каноны с распорядками и классификациями уроков, могут так невероятно бустро осваивать знания. Они просто не видели детей, которые учатся с удовольствием и азартом. Ученики школы - призёры многих математических олимпиад. Младшие учат старших - ещё один парадокс.
Снова в зале
А потом песни. А потом танцы.
Распутин всё увидел и главное ощутил. И вот почему, он не стеснялся слёз, как и многие писатели, сидящие рядом на том концерте..
Вот оно - будущее России. Крохотная школа. Как золотые искорки в породе, спрятались здесь детские души, желающие познания. С удивительной нравственной системой. Они сами готовят, стирают, шьют. График напряжённейший, но любой психолог скажет - устаёт человек, когда не видит цели, когда ему не интересно. А тут писатели увидели ребят, которые азартано страстно исповедают эту школьную жизнь. Без идиллий - со всеми трудностями, которых много. Ребята живут по казачьей пословице "Казаки врагов не считают-они их бьют..." И Распутин увидел не оптимистов или реалистов, он увидел целеустремлённый мирок, русский мирок... И понял это страстное солнечое ощущение жизни, как будто сам сделал глоток, сверкающей на солнце ледяной струи родника, стремительного и шумного. А вода ледяная, до ломоты в зубах... и - вызвала тогда эти слёзы...
Послесловие...
Ганичев подписал тогда со школой договор о сотрудничестве. О том,что писатели будут приезжать, проводить мастер- классы и уроки Литературы с ребятами. Писатели бурно приветствовали это. Они увидели, как нужны этим красивым, сильным и ещё очень чистым душам. Как писательское слово отзовётся тут мощно, как удар булавы и точно, как летящая стрела. А лететь то будет мысль, образ.. И прямо в Детскую душу. И значит есть на Руси читатели... и писатели им очень нужны.....
Юрий Круглов
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.