Игорь Николаевич Острецов, доктор технических наук, профессор, академик АПЭ, в недавнем прошлом – заместитель директора ВНИИ атомного машиностроения. Предлагаем вашему вниманию дискуссию, которая завязалась между маститым учёным и отцом протодиаконом из храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни, Николаем Петровичем Поповичем. Отец Николай – фронтовик Великой Отечественной, кавалер ордена Боевого Красного Знамени, обладатель высшего юридического и экономического образования, эрудит и прирожденный миссионер, многих людей обративший ко Христу.
Острецов. – Пришло время идеологии, основанной на признании бытии Бога. Она станет абсолютно безальтернативной и против нее никто уже не сможет ничего возразить. Обычно спор между идеалистами и материалистами сводится к диспуту Остапа Бендера с ксендзами. Одни говорят, что Бог есть, другие – что Его нет. Но и то и другое недоказуемо. Однако оказывается, что можно привести совершенно неопровержимые доказательства в пользу того, что наш мир есть результат Божиего Промысла. Доказательства эти сводятся к достаточно простой вещи, которую понимают очень много людей, а практически и все. Несмотря на то, что это – глубокая физика, все это вещи достаточно простые. И вот к чему они сводятся. В чем реальное отличие материализма и идеализма? Материализм отрицает Бога, а идеализм его утверждает
Попович. – Ленин говорил, что если вы идеалист, то вы, батенька, мракобес и поп, и нам с вами не по пути!
О. – Вот именно. Но в чем здесь дело? А в том, что утверждение о первичности и вторичности никаких дальнейших поводов для рассуждения не дает. То есть одни заявляют одно, другие – другое, совершенно противоположное. И никакого позитивного обсуждения при таком раскладе в дальнейшем быть не может.
П. – Дальше начинаются действия.
О. – Именно так и есть. И это плохо
П. – Конечно!
О. – На самом деле все можно доказать. Отличие материализма от идеализма заключается в том, что идеализм признает существование конечных индивидкальных объектов. А материализм их не признает. Почему эта вещь продуктивна? Самое точное определение материализму дал Ленин. Он сказал: электрон так же неисчерпаем, как и атом. Что это означает? Мы берем породу. Она состоит из химических элементов. В последних мы обнаруживаем молекулы. Смотрим, а внутри них получаются атомы. Смотрим атомы, а там есть ядра и электронная оболочка. Ядро же состоит из протонов и нейтронов. Так было в начале века – Ленин сказал, что этот процесс будет бесконечен. Почему? А потому что в противном случае материализму будет тут же задан вопрос. Если там уже внутри ничего нет, то как же тогда он устроен? Здесь – причины следственной связи.
П. – Верно!
О. – То есть материализм в принципе не может остановить процесс, который в науке называют экспериментальной индукцией, бесконечного проникновения в глубь вещества. И это есть не что иное, как основная догма материализма. А именно то, что будем бесконечно двигаться внутрь и никакой остановки здесь быть не может. Любая остановка порождает вопрос – а дальше что? А на этот вопрос может ответить только идеализм. Основным достижением физики двадцатого века, было доказательство существования элементарных объектов. То есть существует мир элементарных частиц. Физика двадцатого столетия показала, что мир стоит из шести кварков, шести лептонов и четырех типов взаимодействий. И задавать дальше вопрос о том, что внутри – нельзя.. Есть и второй существенный момент – свойства этих объектов подобраны очень точно. Если заряд электрона изменить хотя бы на 10-15 процента, мира не будет. Современный мир, созданный из кирпичиков, уже весь считается. То есть мы знаем полностью о том, как утроен материальный мир. Но если свойство кирпичика изменить хотя бы чуть-чуть. Мир исчезнет. Как отвечает материализм на эти вопросы. Бросает кирпичики в случайном наборе – мир существует одну секунду. Второй раз бросает – 10 лет. Третий раз – 100 лет. И так далее. И наконец, удачная комбинация – мир существует. В результате, так сказать, статистических манипуляций.
П. – А кто бросает?
О. –Материалисты не говорят. А ответ прост. Вот я поставил перед собой вопрос – какова вероятность того, что в результате бесконечного количества бросаний мы выбросим удачную комбинацию? Результат - однозначный. Вероятность такого выброса равна нулю. Набор подобного рода может быть осуществлен только в результате разумного отбора. Здесь доказана не пряма теорема, а обратная: без разума, без предварительного плана ничего не будет. В Евангелии сказано – в начале было Слово. То есть в начале был проект. То есть если бы меня, разумного существа. Не было/, то и удачный набор выбросить невозможно. То есть обязательно должен быть разум. Впрямую это утверждение доказано быть не может – в него надо верить. Но положение, что вне разума, вне Создателя мира быть не может. Доказывается строго логически от обратного.
П. – У Солоухина есть два талантливых возражения против тех положений материализма. Что мир произошел сам собой, и никакого Бога нет. И он, как писатель, приводит пример – в пруду между карасями зашел разговор: что есть за пределами нашего пруда? Есть там что-нибудь или же ничего нет? Выбрали космонавта. Он выпрыгнул из воды на солнце, сразу ослеп, упал обратно в воду и на вопрос – и что же там? – сказал – там ничего нет. Один свет.. Или, продолжает Солоухин, возьмите русскую. азбуку и положите ее на поднос. И – трясите – года, два, три, пять. Сто лет трясите. Выйдет ли у вас – «Выхожу один я на дорогу…?
О. – Пр6екраснвй пример из этой же серии. Удачная комбинация может быть выбрана только с помощью разума.
П. – Совершенно верно! Блестящая аргументация! И вот еще пример. Владыка Вениамин Федченков, известный церковный писатель, говорит, что большинство семинаристов в Петербуржской Духовной Академии выходили оттуда рационалистами, отрицали чудеса и стало быть не верили в Бога. И вот в Академии зашел самый настоящий диспут о вере. Один академист встал и спросил – а кто Бога видел? Как доказать, что Он есть? А ему – в ответ: а ты свою прабабушку видел? Тот отвечает – нет, не видел. – Но она же была? – Была. Ну вот, А почему одна роза черная, другая желтая, а третья красная? Церковь уже давным-давно определила две степени познания. Естественное откровение – это гармония природы, ее красота и удивительна индивидуальность, неповторимая субъективность каждого предмета, растения и животного. И есть откровение от Бога, сверхъестественное.
В книге Бытия запечатлена эта уникальность творения. Например, жираф, Отчего у нег длинная шея? Он должен был сразу же помереть, согласно дарвинской теории отбора, ибо из-за такой шеи не выдержал бы давления. Но жираф живет себе и живет. А почему у него такая странная и необъяснимо длинная шея? Дарвинисты говорит – тянул, чтобы достать пищу, А почему олень не тянул? Он тоже хотел бы апельсинчиков. Есть, простите, анекдот. Приходят два работяги в зоопарк, остановились около клетки с жирафом, Один смотрит на него уже пять минут и оторваться не может. Другой – ему: Ты чего, Вась? Пойдем! – Нет, хочу полюбоваться на его шею! Сто грамм выпьешь – долго идет!.. Но это в порядке шутки.
О. (смеется) – Да, сколько времени горло смачивается!... На самом деле Солоухин не совсем прав. Выкинуть комбинацию «Выхожу один я на дорогу» теоретически можно. Вероятно, конечно, будет мала, но она – конечна. А в моем примере этого нельзя сделать принципиально. Там наличие замысла Создателя абсолютно необходимо. Эту теорему вообще-то доказал еще Кантор, я лишь ее использовал для других целей, Но смысл ее абсолютно понятен и связан с тем, что: выборки этих конечных структур, элементарных кирпичиков, происходят из иррациональной мощности, или говоря языком математики – мощности-континиума. Существование иррационального в математике никогда не было проблемой. Оно доказано там давным-давно. Другое дело, что математика не оперирует разумом. Чем, к примеру, христианская религия принципиально отличается от той же математики? Ведь и та и другая признают иррациональное. Однако в математике отсутствует феномен разума. А Христос – сказал о Себе, что Он – Сын Человеческий.
П. – И Творец!
О. – Да. Так что же создало человечество? Разум. Христос – олицетворение разума человечества.
П. – И Он – совершеннейший Человек, вот что важно. И Бог.
О. – Конечно. И выборки, которые производятся из множеств, имеющих иррациональную мощность, несоизмеримо более великие, чем те, которые связаны со счетом. И поэтому их отношение тождественно равно нулю. Поэтому любая метрическая форма – будь то вы или дерево – это всегда продукт Разума. Как и написано в Евангелии. «В начале было Слово. И Слово было у Бога и Слово был Бог».. То есть все создавалось и будет создано только Господом Богом.
П. – И это так и есть
О. – Но главное, что это можно совершенно строго доказать.
П. –Я с математиками немножко на вы, потому что некогда было учиться. Сначала, до войны, – семилетка, потом фронт, затем десятилетка экстерном, юридический институт. Так что организованно, систематически я ни физики, ни математики не знал, только старался по мере сил своих что-то постичь. Но фундамента не было.
О. – Каждый работает на своем поприще. А чтобы было все ясно, любому материалисту нужно задать простой вопрос – ты признаешь существование элементарного объекта? Если скажет – нет, то – простите, как это нет, когда современная физика это уже все доказала? Если бы мне устроили диспут с Гинзбургом, я бы закопал его на пятой минуте.
П. – Но он не нуждается ни в каких доказательствах!
О. – Понятно, но диспут может происходить при наличии аудитории.
П. –. Он не пойдет на это.
О. – Ну тогда если Патриархия попросит Академию Наук найти кого-то для подобного рода дискуссии, они выделят специалиста.
П. – При Патриархе Тихоне первым наркомом просвещения был Луначарский. Образованный человек, окончил гимназию, университет, но преимущественно материалист с налетом идеализма. У него были диспута с Илларионом Троицким, блестящим профессором, мучеником за веру, необыкновенным эрудитом. Троицкий в этих диспутах всегда побеждал. А чем кончилось дело? Расстреляли.
О. – Это я все понимаю. Но в то время не приводилось доказательств такого материалистического толка.
П. –. А Ленину нужны были такие доказательства?
О. – Он же их не знал.
П. – А если бы и знал?!
О. – Ну не знаю, как бы он себя повел. Просто в девятнадцатом веке та процедура, о которой говорил Ленин, действительно казалась реальной. Материализм тогда буквально затмил взор всех ученых, Те успехи материализма, которых он тогда достиг, были грандиозными. И это сбило всех с толку… А двадцатый век показал, что существуют индивидуальные объекты.. И на это надо обязательно обратить внимание ученых. Это народ очень консервативен. Если вы у людей-материалистов спросите – существуют индивидуальные объекты или нет? – он зачешет тыкву и, если будет совсем набитый дурак, то скажет, что таких объектов нет. Если же он более-менее грамотный, то он знает, что существуют элементарные частицы, предельные частицы кварки. А дальше, то, что внутри? Не знают, что сказать. После этого вы зададите ему вопрос: кварк обладает конкретными свойствами? Да. А как они возникли?
П. – Игорь Николаевич! Вы – человек науки, поиска и мысли, а они…
О. – Но наша задача – вкладывать подобные знания в других людей.
П. – Апостол Павел рассматривал людей и делил их на три категории – плотские, душевные и духовнsе. Плотские – с ними все понятно. Душевные все равно связаны с плоть. А духовные – такие, как преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский - это гиганты, которые подчинили материю духу. И материя стала служить им. А отчего это произошло? А оттого, что они поступали по-евангельски. А в Священном Писании сказано: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
О. – Большинство людей не могут осознать такие реалии. Их ум достаточно приземлен, поскольку они живут в тех условиях. В которые их поставили.
П. –. Да.
О. – Задача на двадцать первый век, учитывая, что вся материалистическая наука сегодня известна, состоит в необходимости исследования индиыидуальных объектов.
П. – А как донести эту идею до простого обывателя?
О. – Обывателю нужно создавать условия. И очень важно, чтобы была достаточно большая группа, которая бы все это осознала. Ведь когда наступает кризис и хаос, должен быть тот, кто скажет слово и поведет за собой. И человек этот отличается от других лишь тем, что говорит внятно. И тогда люди пойдут за ним
П. – Понятно.
О. – К сожалению, тяжелое положение будет осень скоро. Поэтому основное назначение XXI века – это познание индивидуальных объектов. Зачем, с какой целью? Если мы будем знать, как устроены кирпичики и как они производятся, то мы сможем строить новые миры по подобию Бога-Отца, который строил этот мир. Предназначенье человечества – достичь потенциала Бога-Отца.
П. – И каким же образом?
О. – За счет знания.
П. – Знания чего? Истины?
О. – Нет, не истины, а замысла Божиего.
П. – Так. Повторяю вопрос: каким же образом?
О. – В основе настоящей науки лежит религия
П. – То есть связь с Богом.
О. – Да. Человек должен понимать, что мир создан Творцом и – учиться у Творца.
П. – Правильно
О. – И в этом – смысл науки.
П. – Подождите, минуточку! Мы с вами имеем девятнадцатый век – прошлое столетие, когда закончились национальные истории – голландская, французская, немецкая, русская, итальянская. И – искусство. А закончились почему? Как говорил Бердяев, машины, через которые человек превратился в эксплуататора природы. Человек перестал жить в храме природы и уподобил его скотному двору. Потребительство, извечная психология буржуа. До девятнадцатого века история все же имела духовные корни и доминанту. Именно отсюда – истоки европейской культуры. И мы до сих пор еще ею живем. Двадцать век – это тотальное крушение христианства. Начала господствовать материя. И сегодняшний рынок с его ценностями убивает религию так же, как и в начале ХХ века. Человечество превращается в биомассу, лишается индивидуальности. Как пробудить того же молодого человека к духовной жизни? Помните, Дмитрию Ивановичу Менделееву не дали академика, забаллотировали. Дали босяку Горькому. А все потому, что Менделеев в ответ на вопрос – как вы открыли таблицу – сказал, что в этом ему помогло учение Троицы. Это восприняли как мракобесие. Так что вопрос остается открытым – как донести до человека истину7 Ведь что такое Церковь? Она признает человека со времен грехопадения и до наших дней как существо больное, пораженное страстями. То есть пороками. А пороки есть материальные и духовные. Материальные пороки сравнительно легко преодолеть. И это может сделать даже неверующий человек. Перестать, например, пить. А духовные пороки, как змеи в лесу, невидимы, и они прячутся. Поэтому Церковь говорит: даже если ты сделал что-либо путное, всегда считай себя рабом неключимым, то есть ничего не значащим Ты сделал только то, что и должен был сделать. Но все равно по сравнению с Богом ты – ничто. Он – Абсолют, Совершенство., Полнота Света, по сравнению с которой ты – тьма. Но это – не унижение. Всегда есть возможность пойти за Богом, который говорит тебе – Я – Гармония, я – твое подлинное Счастье. В неделю о мытаре и фарисее в церкви читается Евангелие от Матфея. Там речь идет о Господе Иисусе Христе, который идет из Иерихона в Иерусалим, окруженный громадной толпой. Он проповедует, исцеляет. И сборщик податей, то есть наш сегодняшний фининспектор, этот извечный жулик, узнав, что идет великий Учитель, решил на Него посмотреть. Но он был маленького роста. И чтобы увидеть Его, мытарь влезает на дерево. И Господь, видя его, говорит: Закхей, слезь с дерева, Мне сегодня нужно быть у тебя в доме. Еврейские учителя вознегодовали – кого Он приглашает?! Сборщика податей для римских властей, который обирает свой народ и много чего присваивает себе. От них, мытарей, стонали все евреи! И вот, когда Господи сидел в доме мытаря за столом, Закхей, встав, сказал: Господи. Пол-имения отдам нищим, а кого чем обитель, воздам четверицею. И что ответил Господь? «Ныне пришло спасение дому сему». Понимаете? Ведь что по-настоящему спасает? Не знание, оно только условие и средство. Спасение – в покаянии и сокрушении сердечном. Желание соединиться с Богом и толкнуло Закхей на эти вещи. Это – самое главное. Но как донести такой настрой простому человеку? Посмотрите в прошлое и поймёте: наш народ, не зная учения о материи, жил Церковью и спасался покаянием.
О. – Все верно. Но для подавляющего числа сегодняшних расцерковленных людей необходимо создать специальные условия, при которых они бы веровали. Иначе вера у многих будет поверхностной и нетвердой. Те примеры, о которых вы рассказываете из Евангелия, – все-таки единичные.
П. – Но это – учение, призванное стать всеобщим достоянием!
Конец первой части. Продолжение следует
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.