Предлагаем вашему вниманию материал из архива журнала "Шестое чувство" - "Переправа" №2 2009 год, вызвавший серьёзную дискуссию.
ПРОСТО «БЕЗОБИДНЫЕ» ГОТЫ
ИДЕОЛОГИЯ ГОТОВ
Готы (от англ. goths – готы, варвары – асоциальная квазирелигиозная подростково-молодежная субкультура, лежащая в ее основе идеология и связанное с ними подростково-молодежное движение) характеризуются мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к жизни, основана на идее романтизации смерти (dark romantic), боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления.
Субкультура и эстетика «гoтов» напрямую связаны с образами смерти (как на уровне интимно-личностных переживаний, так и на уровне основ мировоззрения), культивируется все, что каким-либо образом относится к «темной стороне бытия», что хоть как-то связано со смертью, с фатализмом. Идеология гoтов находится в тандеме с танатофилией (фетишизация смерти, особая расположенность к прогулкам и уединениям на кладбищах /тафофилия/, пристрастие к произведениям на тему смерти, некрофильное сексуальное поведение /на кладбищах или в окружении некротических атрибутов/).
Для гoтов характерны депрессивное психологическое состояние, искусственная стимуляция либо имитация такого состояния. Для определения культивируемого состояния используется термин «ангст» (1). Характерны романтически-депрессивный взгляд на жизнь, меланхолия и равнодушие ко всему происходящему, мрачный имидж, повышенный интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу.
Отсюда – соответствующий стиль некромантического декаданса в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды.
Каждый приверженец движения выбирает себе соответствующий идеологии ник типа: «Gorgoroth», «Moonwalker», «Агония», «Черный ангел» и др.
* * *
Среди гoтов распространена и востребована специфическая по содержанию «поэзия». В качестве примера процитируем характерное произведение «Кладбищенский роман»:
Вот вся моя радость, вся жизнь вот моя…
Черчу гексаграмму на кладбище я…
За окнами снег и немая гроза…
Печаль в душу лезет, скатилась слеза…
Вся радость и боль, все мое умерло…
Мой ад и погибель, все то, что звало
От боли в душе и любви тихо всхлипну…
Возьму свое лезвие в руку и чиркну…
Там ад, даже то, что находится ниже
А в душу ко мне мрачный демон пришел
Взгляну я в свои же глаза и увижу…
На кладбище страшно, темно, хорошо (2).
Гoтов зачастую путают с эмо по причине некоторого сходства во внешнем облике и из-за общего для гoтов и эмо пассивного протеста и негативного взгляда на мир; среди отличительных черт гoтов – отсутствие розовых оттенков в одежде и меньшая склонность к попыткам суицида (3), обычно показушным.
Для субкультуры гoтов характерна общая тенденция к театральности, позерству и гипертрофированной заботе о специфическом имидже, к извращенной форме эстетства, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Гoтам нравится ощущение собственной порочности и неординарности. Поэтому они охотно заимствуют кладбищенскую, вампирскую и хипповскую эстетику (4).
Движение гoтов в целом является аморфным, общая иерархия и иерархические структуры в конкретных объединениях или направлениях отсутствуют.
Средний возраст гoтов – 15–19 лет. Минимальный возраст – 14 лет, реже встречаются лица 20–22 лет. По данным МВД России, фиксируется существенное численное превалирование девочек: на десять девочек – два-три мальчика.
Идеология ряда объединений и направлений гoтов носит сатанистский характер. По мнению специалистов, за последние десять лет отмечен целый ряд контактов гoтов с сатанистскими сектами (в большинстве случаев – с «сатано-ролевиками»), как правило, такие контакты происходили на кладбищенских сходах готов. Другие объединения связаны с исповеданием искаженных форм буддизма, что исключает как их интерес к сатанизму, так и негативное восприятие ими сатанизма с позиций христианского понимания.
ГОМО– И БИСЕКСУАЛИЗМ – АТРИБУТЫ ГОТОВ
Движение гoтов характеризуется распространением среди участников обоих полов бисексуализма, позиционируемого как неотъемлемая часть образа жизни гoта.
Такое поведение соответствует культивируемой в идеологии гoтов идеи «антрогинности» (но не асексуальности). Иногда девочки-гoты (встречается самоназвание готесса), говоря о себе в третьем лице, определяют себя в мужском роде («он»), отговоркой при этом является разъяснение, что речь идет о ней как о человеке (слово мужского рода).
Активно практикуется «свободная любовь» на готических вечеринках и встречах, в том числе на кладбищах и в заброшенных зданиях и сооружениях.
КАК КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ГОТОВ
Специалисты выделяют следующие подгруппы гoтов:
1. Классические гoты-интеллектуалы. Наиболее малочисленный сегмент движения «гoтов», характеризуется увлеченностью кино (фильм «Вoрон», фильмы Д. Линча и др.), литературой, иными направлениями в культуре, имеющими отношения к средневековой готической культуре. В основном в возрасте старше 18 лет.
2. Гoты-сатанисты.
3. Гoты-вампиры. Характерные черты: особое распространение бисексуализма среди участников, а также демонстративное «кусание в шею» в качестве приветствия между гoтами и как своего рода визитная карточка гoта-вампира.
4. Гoты-позеры или бэби-гoты (baby goth), иные наименования – херки (5), готелки и гoтники.
5. Кибер-гoты (виртуальные группы, более общающиеся в интернете). Помимо черного цвета акцент в одежде делается на «кислотные» розовый и фиолетовый. Девочки кибер-гoты часто носят огромные ботинки, рваные колготки, короткие латексные юбки, иные элементы одежды также из латекса. Считающие себя «классическими» гoты относят эту группу к готам-позерам.
6. Панко-гoты (внешняя атрибутика является сходной с панковской).
7. Фетиш-гoты (пропагандирующие садомазохизм).
8. Трайбл-гoты (поклонники культа друидов).
9. Маргинальные слои гoтов (маргинальная часть роле-гoтов из числа так называемых ролевиков, алко-гoты и др.).
10. Окологотические фанатские сообщества.
11. Гoты-модники (увлекающиеся лишь внешней атрибутикой движения).
«ГОТИЧЕСКИЙ» ИМИДЖ
Идентификационные внешние признаки гoтов, практически не встречающиеся в иных молодежных субкультурах:
1. Длинные волосы на голове, окрашенные в иссиня-черный цвет, иногда – с выкрашенными темно-синим цветом участками; при этом виски или иные части головы могут быть выбриты. Часто используется специальная прическа «готический ирокез» (нечто вроде «ирокеза» черного цвета, который не стоит вертикально, а зачесан на бок). В последние годы торчащие кверху волосы у гoтов встречаются значительно реже, чем длинные ниспадающие.
2. Тотальное использование в одежде исключительно черного цвета (иногда с элементами красного или белого). Одежда обычно длиннополая или, по крайней мере, удлиненная. Девочки-гoты предпочитают носить корсеты (иногда близкие к эстетике садомазохизма – из кожи и латекса), зачастую носят длинные платья, стилизованные под старину, либо длинные черные юбки в сочетании с черными блузами. «Гoты» носят черные высокие ботинки со шнуровкой. Участниками обоих полов может носиться длинный черный плащ. Наиболее часто используются шелк, мятый бархат, кожа, винил и сетка.
3. Ношение исключительно только серебра, как заявляется, в качестве знака презрения к золоту.
4. Характерно ношение оккультно-религиозного «египетского креста» – анкха (крест с петлей на верхнем конце).
Используются и иные древнеегипетские религиозные символы («Глаз Ра» и др.). Эти элементы носятся в качестве украшений, а также нашивок на одежду либо в макияже. Широко используются и иные оккультно-религиозные и сатанистские символы и атрибуты (кельтские кресты, различные кельтские орнаменты, пентаграммы (обычные или перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды. Характерно ношение колец, кулонов, подвесок, значков, брошей с сатанистской символикой либо с выраженной символикой смерти (двух– или трехмерные изображения черепов (неспецифический признак, должный оцениваться в комплексе), скелетов, гробов), стилизованные изображения трупов, например – мертвой девочки-персонажа анимационного сериала «Линор» (демонстрировался телеканалом «2х2»). Иногда – кулоны и подвески с изображениями летучих мышей, в том числе стилизованных. Для части гoтов ношение такой символики и атрибутики имеет мистический смысл и является неотъемлемой частью их жизни, для некоторых гoтов это дань своеобразной моде, для всех, помимо основной мотивации, эти символика и атрибутика выполняют функцию распознавания своих сторонников.
5. Многочисленный пирсинг на лице: язык, губы, брови (неспецифический признак, должный оцениваться в комплексе).
6. Черный лак на ногтях у мальчиков (при плохом качестве лак может выглядеть коричневым; по другим данным используется специальный оттенок именно коричневого лака), крашенные в черный, иногда в красный цвет губы, подведенные черным косметическим карандашом глаза у мальчиков при отсутствии в поведении признаков гомосексуализма и при отсутствии четких признаков отношения к другому молодежному неформальному движению (обводка черным карандашом глаз изредка встречается в среде панков).
7. У девушек намеренно избыточная черная косметика, ярко выраженные подводки, используется спектр цветов помады и ногтей – от кроваво-красного до черного.
8. Черно-белый макияж. Практикуется специальное отбеливание лица при помощи белого грима или пудры в целях придания лицу выраженной мертвенности, неестественной бледности (неспецифический признак, встречается также у «кишей» – поклонников рок-группы «Король и Шут»). Средствами макияжа могут быть также сымитированы синяки под глазами.
По мнению психологов, выбор исключительно черного цвета одежды в ряде случаев обусловлен глубокими психологическими травмами несовершеннолетних гoтов, для них это цвет одиночества, ребенок ограждается от людей, пытаясь защитить себя от них и спастись от боли (6) .
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ
Существуют определенные течения в музыке, оцениваемые и воспринимаемые гoтами как готическое (группа «HIM» с поклонниками, иногда именуемыми «химозниками», группы «Lacrimosa», «Hellirius», «Arcana», «Sophia» и др.).
Линейка музыкальных стилей и музыкальных групп, входящих в так называемую «гoтик-сцену» (7) :
– «чистая гoтика», готический рок, «прото-гoтика», «философско-мистический рок» (gotic, gothic rock) – The Sisters of Mercy, The Mission, Bauhaus, The Fields of the Nephilim, The Cure, The Cult, Swans, Joy Division, The Merry Thoughts, Clan of Xymox, Dreadful Shadows и др.;
– «гoтик-металл» и близкие к нему жанры (gothic metal, love metal etc): Type o Negative, Lacrimosa, Paradise Lost, Theatre of Tragedy, Nightwish, Tiamat, HIM, Within Temptation, Tristania, Evereve, Lacuna Coil и др.;
– «гoтик-электроника» и близкие или пограничные стили: «холодно-романтическая» электроника , «темная волна» электроники (dark wave, synth pop, EBM, dark electro, goth synth) – Deine Lakaien, Wumpscut, Depeche Mode, Front 242, De/vision, VNV Nation, VNV Nation, Razed in Black, In Strict Confidence, Camouflage и др.;
– «гoтик-индастриал» и близкие к нему жанры (goth industrial, industrial / electro crossovers, industrial) – Das Ich, Oomph!, Curve и, Rammstein, Nine Inch Nails и др.;
– радикальные и идеологически окрашенные стили: мистическая, псевдохристианская, языческая, нацистская, сатанинская гoтика (dark folk, pagan gothic, christian gothic, occult gothic, satan gothic) – Inkubbus Sukkubus, Current 93, Death in June, Sol Invictus, Marylin Manson, Saviour Machine, Christian Death, Faith and the Muse и др.
БИЗНЕС НА АТРИБУТАХ СУБКУЛЬТУРЫ ГОТОВ
Следовать искусственно созданной (фиктивно-реконструированной) «готической» субкультуре является довольно дорогостоящим мероприятием в силу специфики атрибутики и одежды.
Существует достаточно развитая коммерческая инфраструктура – «готические» журналы, радио, лейблы, клубы, магазины и т.д. «Готические» магазины предлагают широкий ассортимент дорогостоящих атрибутов и предметов одежды (во многом похожих на те, что предлагаются гомосексуалистам, садомазохистам и т.д.).
Приведем объявление «магазина готической одежды»:
«Мы рады приветствовать Вас на сайте российского магазина готической и эмо одежды, где Вы можете приобрести последние новинки модной, дизайнерской одежды, аксессуаров и стильных предметов интерьера, которые украсят Ваш дом. Качество и стиль предлагаемой готической и эмо продукции вне всякого сомнения, так как мы сотрудничаем с ведущими европейскими и американскими брендами, у которых одеваются как звезды мировой готической, эмо сцены, так и многие тысячи поклонников неформального образа жизни. GothicStyle.ru стремится быть вашим персональным магазином, поэтому мы приглашаем вас оставить свое мнение о нем и поделиться идеями, как сделать его лучше и удобнее. Мы постоянно обновляем и пополняем ассортимент, поэтому заходите к нам чаще! Здесь же Вы сможете узнать о российских новостях готического и эмо шоу-бизнеса, принять участие в ежемесячных конкурсах, оставить свои отзывы в комментах. Надеемся, что наш online-магазин поможет подчеркнуть Вашу индивидуальность и неповторимый готический или эмо стиль, найти подходящие именно Вам одежду и аксессуары. Также мы с радостью рассмотрим все предложения сотрудничества в сфере осуществления совместных проектов, рекламы и распространения каталогов» (8).
В мире выпускается ряд специализированных журналов движения гoтов, например следующие выходящие в Германии журналы: «Orkus» , «Zillo», «Sonic Seducer», «Gothic».
КРИМИНОГЕННОСТЬ ГОТОВ И ИХ ИДЕОЛОГИИ
Рассуждения о том, что гoты – это всего лишь безобидная молодежь, которая «просто слушает музыку», являются уловкой, ложным прикрытием асоциальной идеологии, социально опасного движения.
Субкультура гoтов содержит в себе определенные характерные черты, обуславливающие ее потенциальную криминогенность и высокую социальную опасность:
1. Выбор кладбищ в качестве предпочтительных мест сходов (в Москве среди «гoтов» популярно Ваганьковское кладбище, на котором очень много немецких старинных могил). Некоторые группы гoтов склонны к вандализму на кладбищах, открыто заявляют об этом в Интернете. По сообщениям СМИ, уже неоднократно фиксировались факты участия гoтов в актах кладбищенского вандализма.
2. Пограничное, маргинальное состояние сознания многих «гoтов», происходящие в среде гoтов процессы характеризуются тенденцией к увеличению агрессивности сообщества.
3. Смычка с идеологией религиозного сатанизма и расширяющиеся контакты с сатанистскими сектами.
4. Отмечена также суицидальная направленность отдельных движений «гoтов». Так, Университет города Глазго опубликовал результаты исследования, свидетельствующие о том, что молодые люди, увлекающиеся готической субкультурой, более склонны к самоубийству, нежели их сверстники из других молодежных субкультур (9).
По сообщениям СМИ, в начале мая 2008 года в Казани совершили групповой суицид две 14-летние школьницы, бросившиеся под проходящий поезд. Судя по записям в личных дневниках школьниц и по специально одетой ими в связи с запланированным суицидом одеждой, был сделан вывод, что они относились к гoтам. Большой общественный резонанс вызвала трагедия в Благовещенске в сентябре 2006 года. Две двоюродные сестры 14 и 16 лет выбросились с 12-го этажа, связавшись скотчем. В предсмертной записке говорилось: «Самоубийство посвящается одиноким воинам декаданса». А в 1999 году в подмосковной Балашихе три девочки – 11, 12 и 14 лет – одновременно шагнули из окна, предварительно наглотавшись таблеток. В предсмертной записке они попросили «похоронить их в одном красно-черном гробу» (10). Весной 2008 года в столице Коми на городском кладбище шестнадцатилетняя девушка-готесса повесилась на кресте. Задумав уйти из жизни, юная сыктывкарка поделилась своим намерением с подругами, но ни родители, ни учителя даже не подозревали о ее мрачных мыслях. Найдя в сети Интернет информацию о том, как гот может «красиво» расстаться с этим миром, она выполнила описанный в Интернете ритуал (11).
5. Криминальная направленность деятельности ряда объединений гoтов. Летом 2008 года СМИ сообщили о том, что ярославской милицией раскрыто шокирующее по своей жестокости преступление. Жертвами кровавой бойни стали четыре подростка, в том числе три девочки. Задержанными оказались пятеро молодых людей, причастных к движению гoтов. Первую свою жертву «готичная» группировка убила 29 июня в лесопарке в районе 5-го Торфяного переулка. Ею стала 16-летняя Ольга Пухова, затем они добрались и до 17-летней Анны Гороховой. Девочки были одногруппницами в училище № 30. А на следующую ночь, 30 июня, гoты там же зарезали 17-летнюю ученицу лицея Варвару Кузьмину и будущего повара из ПТУ № 31 Андрея Сорокина. Своих жертв гoты расчленяли и прикапывали неподалеку на пустыре. Там же, на пустыре их тела и были найдены. Прокуратура возбудила уголовное дело по ст.105 УК РФ (12).
6. Много более жесткие, в сравнении с другими социально негативными объединениями несовершеннолетних, коммуникативные барьеры, исключающие участников движения из коммуникативной системы общества, повышенная сложность психологического выведения ребенка, втянутого в движение гoтов, из этого движения.
7. Распространенность в среде гoтов и готесс гомосексуализма и бисексуализма. Бисексуальность как часть субкультуры многих направлений гoтов дает свои специфические результаты. По данным правоохранительных органов, зафиксировано появление гoтов-проституток и т.н. «VIP-сопровождения» в «готическом» стиле, а также появление предложений гомосексуальных услуг гoтов в «профессиональной» зоне «голубых» проституток (сквер у станции метро «Китай-город»), при этом, по данным правоохранительных органов, стоимость сексуальных услуг несовершеннолетнего-проститутки в готической атрибутике ниже, чем стипендия у курсанта военного училища, но выше, чем у рядовых «голубых» проституток. На целом ряде порносайтов появились самостоятельные разделы порнопродукции – «секс гoтов», что свидетельствует о сформировавшемся рынке коммерческих сексуальных услуг гoтов-проституток.
8. Присущая тяга к посещению заброшенных зданий и сооружений, включая промышленные зоны, является виктимным поведением, формирует виктимное сознание.
По мнению ряда специалистов, в частности кандидата медицинских наук, сексопатолога А. Воронина, кладбищенские пристрастия являются одной из форм проявления некрофилии. Это заболевание, которое встречается редко и преимущественно у психически больных людей. Они специально устраиваются на работу в морги или на кладбища, чтобы быть ближе к объекту своей страсти. Такие люди крайне редко обращаются за помощью к специалистам и обычно скрывают свое занятие от окружающих, даже от членов семьи. Они попадают на лечение лишь после того, как их задержат правоохранительные органы или разоблачат близкие (13).
Примечания:
1. Ангст (нем. "Angst", «страх») – неопределенный безотчетный страх-тоска; экзистенциальная тревога. Датский философ и теолог Кьеркегор Серен вводит понятие ангста – метафизического страха, неизвестного животным, предметом которого является ничто и который обусловлен тем, что человек конечен и знает об этом; Кьеркегор отделяет его от обычного «эмпирического» страха-боязни (нем. Furcht), вызываемого конкретным предметом или обстоятельством (http://fear-inside.livejournal.com/28355.html; http://dar-jan.livejournal.com/194580.html).
4. Не бейте вампиров! // Город и горожане (Нижний Новгород). № 21.11.2006.
5. Термин «херка» связан с группой «Хим» (HIM), которая издавалась в Америке под именем "HER", так как группа Хим в Америке уже существовала. Чаще всего, херки - девочки лет 15–17, хотя возможны варианты (существуют и образцы мужского пола, хотя их мало). Внешние признаки в принципе соответствуют базовым внешним признакам гота, но, кроме этого, присутствует футболка или иной элемент одежды с изображением Вилле Вало (вокалиста HIM.) или прочих почитаемых херками групп (The Rasmus, The 69 Eyes, Evanescence, иногда даже Rammstein). Тупо наследуют атрибуты готик-культуры, часто не понимая их сути и смысла (http://lurkmore.ru).
6. Зайцев И. Люди в черном. Россию накрыла мощная волна готики // Наша Версия (Москва). 21.05.2007.
7. Vitaliy Stranger. Готы – стиль жизни, музыка, мировоззрение (1996–2005) // http://www.gothic.com.ua/Articles/gothic_faq.html.
9. Увлечение готической субкультурой приводит к самоубийству // Радио Свобода (Новости). 14.04.2006.
10. Перетяченко Е. Коллективный суицид: почему дети решаются на это? // http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/07-05-2008/266624-samoubijstvo-0. 07.05.2008.
11. Смертельное чувство. Весной увеличилось количество подростковых самоубийств // Молодежь Севера (Сыктывкар). 02.05.2008.
12. Шапиро Е. Готичное убийство //http:// www.strana.ru/doc.html?id=106875&cid=1. 13.08.2008.
13. Грозданов Ф. Дети Дракулы Они называют себя готами и бегут из мира реальности // Родная газета. 12.11.2004.
Доктор юридических наук, член общественного Консультативного совета
«Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества»
при Департаменте образования города Москвы, член Общественного совета при МВД России
Игорь ПОНКИН
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.