В одном из комментариев к посту, посвященному партии «Правое дело», наш читатель Антон с известным сарказмом и даже, кажется, скрытым упреком задал вопрос: «Какая связь между политическими партиями и вопросами спасения? Разве мы не молимся ежедневно за власть, в том числе и «Единую Россию»?
Конечно, молимся, брат Антон. Понимаем, что «не напрасно начальствующий носит свой меч» и, что хотя Царства божия нельзя построить на земле, эта, земная власть выполняет важнейшую функцию – удерживает человечество от сползания в ад.
Но как тогда нам, «переправщикам», строить в этих условиях свою работу? Тихо отсиживаться в «келье под елью»? Молиться и спасаться - каждому в уединении и на свой лад? И все?
Наверное, все надо делать в меру и по силам. Если сил хватает только на себя, и того довольно. Игумен Никон (Воробьев) писал, что в «последние дни» Господь уже не требует от избранных Своих сугубого подвига, которым отличались древние пустынники и мученики. Довольно с нас, нынешних, по немощи нашей, и малого: веры, молитвы, терпения, несения скорбей друг друга, покаяния, смирения. Но ведь мы живем не в безвоздушном пространстве, и видим, что происходит вокруг: как падший мир, словно безжизненная пустыня, наступает на последние оазисы духовной жизни, и душит их, и мертвит. Видим, что творится в так называемом государственном (то есть оплаченном из нашего с вами кармана) телевидении, где один канал глумится над отечественной культурой и историей, другой пропагандирует экстрасенсов – духовных киллеров, третий - «настоящий мистический», четвертый «гонит чернуху» про ментов и бандитов, вселяя в людей отчаяние и уныние…, а все вместе калечат и убивают Дух нации. Но, пардон, это ведь наши с вами соотечественники, наши дети и внуки становятся жертвами столь разнузданной и откровенной бесовщины. Это из них взращивается будущий «офисный планктон», управляемый с помощью электронного хлыста цифровых коммуникаций. Не страшно?
Когда с экрана ТВ очередной чиновник в прокурорских погонах с оловянными глазами рассуждает о поддельных запчастях для самолетов, мне хочется крикнуть ему в лицо: Как тебе не стыдно! Ведь завтра, Боже упасти, в списке погибших на очередном ЯК-40 могут оказаться и твои родные и близкие!
Мы должны и молится, и поститься, и причащаться. Мы действительно очень слабы духовно, и вынуждены отчаянно цепляться за Святых отцов, чтобы поток ветхой жизни не унес и нас ненароком в водоворот погибели. Мы слишком мало знаем о сокровенной жизни души и бесконечно слабы в плане внутреннего духовного делания, чтобы уверенно противостоять «скорбям, гневам и нуждам» этого мира. Любые внешние дела, в том числе и дела «Переправы», одновременно и насущны, и опасны - как опасен для верующего всякий контакт с падшим миром, если он, верующий, не имеет еще должного духовного устроения (то есть Божьего покрова, вразумления и защиты). В то же время позволительно ли дремать спокойно, когда гибнут в бесовских сетях постмодернизма наши братья и сестры? Можно ли отстранено наблюдать, как тает и деградирует изъедаемая червем коррупции и предательства Великая Россия?
Да, опасность велика, но приходится, кряхтя, вставать из окопа. Творить Иисусову молитву, учиться премудрости Отцов, совершать спасительные таинства церковные… и вести борьбу не только на внутренних, но и на внешних фронтах. Все одновременно. Похоже, именно в этом наш общий крест, и в этом наше возможное оправдание пред Богом.
Мы намерены, дорогой Антон, и впредь писать про политику и партии, спорт и рекламу, СМИ и историю. Это надо делать для того, чтобы «шел звук», чтобы зерна Слова Божия, подаваемые в пригодной для духовных беспризорных оболочке, сеялись повсюду – и в тернии, и при дороге, и на каменистой, и на доброй почве. Мы не знаем, где взойдет зерно, вернее, в какой душе Господь благословит подняться ростку веры. Наше дело – не спать, дерзать и стоять наперекор лихим ветрам «последних времен».
Откроем небольшую тайну: портал «Переправа» отрабатывает оптимальные формы общения с духовно беспризорными (то есть не знающими пока своего Отца небесного) не просто так, не от нечего делать. Мы планируем с помощью этого ресурса факультативно войти в школы и вузы, чтобы их обитатели – ученики и педагоги – могли на всякий день иметь под рукой живой материал для духовно-нравственного самообразования и просвещения.
В перспективе чуть более отдаленной видится нам православная социальная сеть, с помощью которой наши общины на местах - своего рода «островки» или «кочки роста» народа Божия смогли бы легко и без формальной заорганизованности общаться друг с другом, налаживать контакты, обмениваться опытом, делиться радостями и печалями, запрашивать и получать помощь в трудную минуту. Но дерево не растет сразу. Ничего не растет сразу. Нужно пройти свой тернистый путь, набраться опыта, наступить на положенное число граблей, чтобы удостоиться Божьего благословения и не пасть – в этой суете – жертвой ловких и лукавых незримых врагов наших.
Впрочем, поднятая Антоном тема заслуживает обсуждения: задачка не так проста, как кажется на первый взгляд. В самом деле, где проходит та грань, что отделяет личное спасение (ибо каждому по смерти придется отвечать только за «свое», и никакие ссылки на кого-то или что-то приниматься ТАМ не будут) от назойливых и вездесущих «внешних обстоятельств», в обрамлении которых наше спасение только и может состояться. Да, и существует ли она на самом деле, эта грань?
Какова вообще мера и степень погружения православного христианина в «мирские дела»? Как лучше поступать: тихо сидеть в келье под елью, смиряясь под «скорби, гневы и нужды» падшего мира, или, сколько достанет сил, противодействовать вселенскому злу, сознавая, что и само это зло попущено свыше нам во благо?
«Переправа», как вы уже, наверное, заметили, не только не уходит от острых тем (читай: внешних обстоятельств личного спасения), но и намеренно «выхватывает» их из бурного и мутного потока жизни, стараясь препарировать их сущность с позиций святоотеческой мысли и нашей национальной традиции. Зачем?
Во-первых, таким образом можно привлечь к Православию внимание тех далеких от Церкви и духовной жизни людей, которые интуитивно ощущают на себе давление зла, угадывают таящуюся в нем угрозу для себя и своих детей, но понять его истинное происхождение и сложную, многоступенчатую природу не могут. Духовно беспризорный человек, хотя бы и имеющий пять высших образований, по бедственному состоянию своего «внутреннего человека-души» подобен младенцу, и особенно на первых порах своего душевно-духовного пробуждения и возмужания нуждается в «погремушке». Легче всего его внимание привлечь знакомыми сюжетами, но не в режиме «новостной ленты» (этого добра в нашей жизни и так в избытке), а путем осмысления этих явлений и событий под «инаковым» углом зрения.
Во-вторых, Святые отцы учат: надо любить человека, но ненавидеть грехи (страсти) , которые им обладает. Уже простое понимание того, что «брань наша не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной» (ап. Павел), позволяет нам разглядеть в т.н. научно-техническом прогрессе и всех до одной постмодернистских либеральных «ценностях» не что иное, как необъятную сеть, незримо накинутую падшими ангелами на потерявшее Бога человечество. Ячейки этой сети кажутся внешне разрозненными: казалось бы, какая связь между секспросветом в школе и той же партией «Правое дело», тянущей Россию в Европу? А связь-то есть! И связь нерасторжимая: именно из «старушки Европы» в начале 90-х, под зорким оком американских консультантов хлынули к нам сотни и сотни социальных реформ и новшеств, мгновенно разъевших морально-нравственный каркас советского общества.
Александр Нотин
Источник изображения: fotki.yandex.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.