В 2009 году в социологическом журнале «Телескоп» я опубликовал статью под названием «Мировой мировоззренческий кризис». О том, что христианское человечество эмансипировалось и бросилось в омут культа потребления, что и порождает все более опасные для цивилизации и самой жизни экономические и политические кризисы. Это действительно так. На первый взгляд возникает убеждение, что выходом из этой ненормальной ситуации должно стать возвращение к Вере отцов, к чему и призывают сегодня многие. Эти призывы, несомненно, правомерны, но, увы, проблемы мирового глобального кризиса не решат. Каждому человеку отдельно ежедневно и ежеминутно угрожает смерть, поэтому пред ее лицом быть богоотступником или богоборцем - настоящее безумие. Это аксиома.
Но религия – это не только связь каждой человеческой личности с Богом, это еще и связь людей между собой в Боге. В процессе формирования этих связей формируется семья, род, нация. Нации столетиями выстраивают свою государственность. Это религиозный исторический процесс! Две тысячи лет назад Христос положил начало новой эры – христианской. Он крестил человечество Святым Духом, поставив ему историческую задачу сформировать христианское богочеловечество. Главной задачей любого государства, с тех пор, является создание условий для такого духовного роста. Осознает ли оно эту задачу или противится ей. Еще задолго до Благой Вести правители и творцы политических учреждений придавали религиозный смысл государственному строительству. Перед приходом Христа и римляне, и иудеи в самом земном процветании своих государств видели религиозный смысл. Христос уточнил смысл истории , поставив во главу угла богочеловеческую личность, тем самым подчинив государственные образования этой сверхзадаче. Наступила новая историческая эра строительства христианской культуры, способной создавать среду для духовного роста каждого человеческого индивидуума.
Не все обратили внимание, что на главный философский вопрос о смысле жизни ответил Христос Благой Вестью. Казалось бы, что философия после этого должна была сосредоточиться на главной задаче: практического осуществления этой религиозной Истины в мире. Но свободная философская мысль должна была пройти свой путь до конца, до абсурда, до мировоззренческого тупика, прежде чем войти в Церковь как блудный сын. И Церковь блуждала, отрываясь от философского осмысления бытия, доходила до Крестовых походов, инквизиции, папизма , цезарепапизма и протестантизма. И мир блуждал в потемках идеологических маний, доблуждавшись до постмодернизма! Дух Святой прорывался в озарениях немногочисленных пророков, но их не слышали ни церковные, ни политические деятели.
От этих блужданий и раздробленности мир теперь стоит на грани уничтожения. Это философский кризис, кризис осмысления жизни! У Русской Православной Церкви сегодня кроме ритуальной проповеди Благой Вести появилась миссия спасения всего мира от самоуничтожения. Но, к сожалению, общество, даже русское, неспособно пока приступить к созданию христианской культуры. Две тысячи лет стоит такая задача, но христианская цивилизация не выработала христианскую культуру. До сих пор Церковь была сосредоточена на сохранении, на консервации достижений святоотеческой мысли. Но святоотечская мысль – это не только богословская, но и философская мысль, которая не может быть не свободной. Консервация же препятствует творческому дерзанию. Выход из этого кризиса был возможен в начале двадцатого века в России. Русская религиозная философия вступила в диалог со священством и православным народом. Соловьев, Бердяев, Ильин, Лосский, Франк, Флоренский, Шестов, Мережковский, Трубецкие, Степун, Хомяков, Достоевский, Розанов Франк , (список русских замечательных философов можно еще долго продолжать) открыли новую эру в истории христианства, так как фактически заложили первые камни в фундамент строительства долгожданной христианской культуры. Трагедия 17 года остановила этот благотворный процесс. Самое удивительное, что религиозно –философские собрания продолжались до 1922года, пока Ленин не понял всю опасность правды христианской философии для искусственных построений коммунистической идеологии. Божьим промыслом, он не расстрелял русских мыслителей, а выдворил их на философских пароходах из Советской России. Запад хорошо встретил русских христианских изгнанников: им дали кафедры, их печатали и изучали… Но строить христианскую культуру Запад уже не мог, так как во-первых, католическая церковь постепенно теряла свой вес в общественной жизни, а во-вторых, как справедливо заметил один и их этих гениальных эмигрантов Николай Бердяев, «западные христиане, католики и протестанты были охвачены религиозной реакцией» перед вызовами вступающего в постмодернизм мира, они «искали твердого авторитета и традиции», словно предвидя, что с ними может произойти в следующем столетии.
А в каком положении находится сегодня Русская Православная Церковь? Она находится в стадии возрождения после долгих лет угнетения, а потом и гонения. Без философского осмысления ее прошлого, настоящего и будущего ее проблемы не решить. Но об этом в следующих статьях!
Виктор Жирнов
Источник изображения: www.dionisy.com
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.