Сразу признаюсь: в «феномене Охлобыстина» - а конкретно в факте выдвижения его кандидатуры на пост президента России, «доктрине 77», способах ее пиара, в самой личности многодетного священника и по совместительству шоумена - многое меня смущает. Но начать хочется не с этого. С того, что нравится.
Мне кажется, что явление, с которым мы столкнулись в лице И. Охлобыстина, намного сложнее и глубже характеристики «стеб, эпатаж, шутовство, глумление», которую дал ему в недавнем телефонном интервью для «Переправы» уважаемый нами писатель А.А. Проханов. Отвечая на вопросы «зачем» и «почему», Иван Охлобыстин часто ссылается на Промысел Божий, Божью помощь и даже некую свою избранность (если не я, то кто?). Мне лично эта позиция импонирует: человек берет ответственность на себя, поднимается из окопа и подставляет грудь не только ветру, но, возможно, и более опасным сюрпризам. Думается, Божья воля здесь действительно присутствует. «Сурковщиной», во всяком случае, не пахнет. Охлобыстин это явно не кремлевский проект: в самом деле, какой смысл нашим ушлым и беспринципным «политтехнологам со стажем» встраивать сомнительный и даже опасный, с их точки зрения, «философский концепт», да еще и с явно религиозным уклоном (автор-то – священник, пусть и отставленный на время от служения) в те «папуасские бусы», которыми они дурят голову народу (я имею в виду лозунги модернизации, индустриализации, европеизации, плюс кучу фронтов-новоделов, от которых у «пипл» уже крыша едет)?
Конечно, мудрый Проханов по своему прав: нет, и не может быть у Ивана Охлобыстина никаких реальных электоральных перспектив. Ну и что с того! Вначале было Слово. А еще в народе говорят: лиха беда начало.
Впервые за многие десятилетия в нашем унылом, затхлом и насквозь лживом политическом пространстве звучит живое слово. Впервые за многие годы, благодаря «феномену Охлобыстина», разговор о судьбах России выходит на уровень духовного осмысления, а не тасовки крапленых карт-реформ. Причем, заметим, не в проповеди Патриарха, которому сие положено «по должности», а в устах священника-мирянина, олицетворяющего в глазах молодежи вершину личного успеха и славы. Один вопрос «зачем ему это надо» произведет в умах молодых больше брожения, чем иные скучные книги нравоучений. Пусть это первая попытка, пусть неуклюжая – ничего!
Впервые на всю страну раздаются не постылые и даже оскорбительные – на фоне тотальной деградации – лозунги модернизации, индустриализации, европеизации и иже с ними, но ориентиры и ценности, искони понятные и любезные русскому сердцу. Да, это наши, православные добродетели воспевает Охлобыстин: милосердие к людям, смирение перед лицом очевидного, мужество перед неизбежным и, главное, жертвенность. И это не абстрактные ничего не значащие «общие ценности», провозглашенные протоиереем Вс. Чаплиным с трибуны Всемирного русского народного собора весной этого года (вызвавшие, по правде сказать, у верующих людей немалое смущение). Для меня «феномен Охлобыстина», если угодно, вектор движения и одновременно знак происходящих в стране глубинных сдвигов.
Охлобыстин - сам, возможно, того не понимая, - выражает, если не назревшую, то уже явно назревающую, рвущуюся наружу потребность народа Божия осознать себя, почувствовать себя единым, сильным и способным на решительные выступления. Эта потребность есть не только признак зрелости новой и единственной перспективной силы в России – это еще и свидетельство того, что Россия достигла предельно допустимой глубины национального упадка и кризиса, и, если Господь, через верных себе воинов духа не благоволит спасти ее, страна обречена. Да не будет!
Не нравится же мне в «феномене Охлобыстина», наверное, не меньше, чем нравится. Не по душе его уподобление западным проповедникам, обожающим собирать стадионы и устраивать «евангельские шоу» со спецэффектами, джаз-бандами и группами подтанцовки. Слабо проработанной, эклектичной и популистской пока еще выглядит его идейная платформа - «доктрина 77». Не может не вызывать сомнений его нынешняя жизнь в шоу индустрии с ее «уставом», которому Иван, формально оставаясь в сане, волей-неволей должен подчиняться.
Одним словом, и сама фигура Охлобыстина, и та ситуация, которая возникла вследствие его решения «идти в президенты», выглядят пока очень смутными и противоречивыми. Может, еще мало времени прошло? Но и то, что есть, все же лучше, чем ничего. Это, будем надеяться, первая ласточка в том великом и божественном повороте от тьмы к свету, который уготовал Господь России. Тонким художественным чутьем Иван Охлобыстин уловил, а, главное, решительно выразил то, что давным-давно бродит и зреет в нашем «духовном подполье». Значит, хватит нам дремать и вариться в собственном соку, убеждая друг друга на бесчисленных конференциях в бытии Божьем. Пора подниматься из окопа! Пора не только хотеть, но и становиться воинами Христовыми!
Время не ждет!
Александр Нотин
Источник изображения: www.club-fx.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.