Гюстав Доре. Нагорная проповедь Иисуса
В одной из недавних публикаций на сайте «Переправы» встретился мне такой комментарии от нашей читательницы Валентины Степановой: «Очень и очень сомневаюсь, что будет все хорошо. Народ Божий должен быть не по названию, а по рождению от Бога, иначе это все человеческое и становится частью сатанинского хаоса».
Хочу Вам возразить, уважаемая Валентина. Простите уж. Беда нашего столь слабого и разобщенного и, вместе, столь возвышенного и великого церковного народа как раз и состоит в нехватке, пользуясь современным языком, «самоидентификации». Человек, если верить Святым Отцам, может сколько угодно считать себя Божьим и даже иметь все формальные признаки сыновства Богу: запись о совершенном таинстве крещения, принадлежность к тому или иному приходу, другие церковные «заслуги», - и при всем этом не удостоиться стяжания благодати Духа Святага. В отсутствие же последней все наши внешние труды и регалии не стоят и гроша ломаного.
Трудность в данном случае состоит еще и в том, что фактически вопрос о принадлежности того или иного православного человека к народу Божию есть вообще факт метафизический: ни сам этот человек, ни кто-либо из других смертных (за исключением разве что святых, но это случай особый) да не дерзнет однозначно судить об этом. Ин суд Божий, и ин суд человечий. Даже выдающиеся подвижники древности до последнего вздоха сомневались, а принесли ли они жизнью своей достойное покаяние Богу, ибо делами никто из нас себя оправдать пред Ним не в состоянии.
Вот Вы пишете: надо быть народом Божьим «не по названию, а по рождению от Бога». Это и правильно, и не очень – как посмотреть. Сейчас многие ходят в храм: модно стало, да и жить страшно. Но, когда доходит до дела, когда надо выполнить Божье повеление «отдай плоть – прими Дух», мы почему-то в растерянности отступаем и считаем, что довольно с нас и выполнения неких «обязанностей». А что такое отдать плоть? Это значит поступиться своим, отсечь от себя, любимого, то, что обычно не хочется и даже больно отсекать. Плоть сопротивляется, держится за свое, хотя это «свое» при ближайшем рассмотрении может оказаться и не столь уж ценным или даже излишним. А ветхая природа, ветхая плоть наша все равно держит: мое, не отдам, припасу на «черный день»!
Так же и в бытовых делах. Мы ведь Христу обязаны отдавать не только свою плоть, то есть часть своего вещественного достояния (а чтобы стать совершенными, по Его словам, и все достояние целиком). Нет, мы еще призваны отсечь от себя и время свое, и силы, и нервы – все, что можем обязаны мы посвятить служению Истине. Так что одно дело «родиться от Бога» (мы все от рождения наделены образом Божьим, но это состояние статическое), и другое – стать Божьими по свободному личному выбору, по обретенной в следствие этого благодати, хотя бы капельке оной. А последнее – это уже не статика, а динамика, за нее еще надо побороться, попадать и повставать (в духовном, конечно, смысле), набить изрядно шишек, да еще при этом преодолеть страшное сопротивление со стороны «духов злобы», которые нам не видны, но – мы знаем это доподлинно – не оставляют ни одного подвизающегося ни на секунду ни днем, ни ночью.
И последнее. Наша незримая брань не есть дело отдельно Божье или отдельно человеческое, а есть дело богочеловеческое, о чем неустанно писали Отцы. Бог никого не принуждает, поскольку Он есть Любовь и Он даровал человеку неограниченную свободу (в том числе и возможность отвергнуть Его Самого!), но и человек без помощи Божьей далеко не продвинется в незримой борьбе с бесами. Тут нужна синергия, и на эту тему тоже много сказано у Святых Отцов. Став же Божьими – не преподобными, не совершенными, а именно стремящимися к Нему изо всех сил, - мы уже (!) вольно противополагаем себя «сатанинскому хаосу», объявляем ему войну и вносим свой посильный вклад в победу света над тьмой.
Вывод прост: все мы немощные, все без исключения «рабы неключимые» (то есть никуда не годные). Сознавая это, смиряясь и принося покаяние, достойное дел наших, мы можем НАДЕЯТЬСЯ, что станем Божьими и в этой, земноц, и, что самое главное, в той, загробной жизни. Между страхом и надеждой живем. Таковы они «последние времена». Таков и народ Божий, их населяющий. А мудрования, пожалуй, лучше оставить совсем, и все время держать в уме Божий призыв: «отдай плоть – прими Дух».
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.