Однажды я опубликовал в еженедельнике «2000» статью под названием: «Кто научит нас физической культуре?», где аргументировано доказал, что система физического воспитания плавно удаляется от физической культуры как таковой. Потом Сергей Гридин в интересной статье «Идеология гламура» показывает, как желание казаться, а не быть превращается в псевдоидеологию, захлестнувшую всю планету. В этом же номере «2000», Елена Садовник, «Чемпионы будущего – маньяки и гладиаторы», утверждает, что спорт далеко ушел от идей чистого олимпизма француза Пьера де Кубертена. Факты, приводимые тремя авторами можно назвать тревожными. На мой взгляд, всеобщая гламуризация действует на современный спорт особенно разрушительно. А если посмотреть на это процесс с христианской точки зрения?
Почему Пьер де Кубертен в конце девятнадцатого века, решил возобновить олимпийские игры древних греков? Наверное, потому, что физическую культуру Древней Греции можно признать образцовым средством воспитания полноценных граждан. Олимпийским чемпионам ставили памятники при жизни, при этом акцент делался на красоте телосложения. Считалось, что человек с совершенным телосложением не может быть плохим гражданином. Женщине обвиняемой в убийстве, понадобилось лишь обнажить тело, которое оказалось прекрасным, чтобы получить оправдательный приговор. Божественная красота считалась, очевидно, не совместимой с преступлением, с любым безобразным поступком. В этом была определенная логика. Путь к телесной красоте тернист, требует навыков хорошей жизни, полезных привычек, светлых мыслей и ответственности за божий дар – красоту, как талант, который нельзя закапывать в землю. В учебных заведениях Эллады стояла скульптура «Копьеносец» как образец универсального атлета и хорошего гражданина. Физическая культура считалась важнейшим средством воспитания гармоничного совершенного во всех отношениях человека. «Он не умеет ни читать, ни плавать», говорили о невежественном человеке.
Почему-то вспоминаются две знаменитые фразы: «Благими намерениями моститься дорога в ад» и «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Рано или поздно идея о возрождении античного олимпизма после 2000 лет христианской цивилизации была обречена на неудачу. Сначала было бы необходимо выработать христианский взгляд на физическую культуру, спорт и олимпийское движение. Очевидно 2000 лет слишком короткий срок в развитии христианства! Не только руки не дошли до физической культуры у христиан, но и сама христианская цивилизация к концу 19 века оказалась в глубоком кризисе, получая удар за ударом от богоборческих сил!
Идея Пьера де Кубертена возродить Олимпийские игры была благородной, но время для такой затеи оказалось неудачным для христианской цивилизации. Повзрослевшее христианское человечество должно было взять из античности любовь к движению, Красоте и Гармонии, отказываясь от наивного языческого культа тела. Сначала вроде бы нечто подобное и происходило. Но каждые последующие Олимпийские игры современного человечества становились менее похожими на античные, не приобретая при этом никаких христианских черт.
Сначала до 1980 они радикально политизировались, потом сели на коммерческую иглу.
Сейчас все по-другому. Красота, гармония перестали быть неизменными спутниками спортсмена. Результат и рекорд наши боги! «Любой ценой»,- звучит все чаще и чаще. Еще в 60-е годы прошлого столетия, люди, стремящиеся к телесной гармонии, увидели, что современный спорт все дальше отходит от канонов красоты. На пьедесталы стали подниматься странные люди. Один передвигая ноги циркулем, подкатывался к пьедесталу и взваливал на него сто шестидесяти килограммовое перекормленное тело, другой словно узник Бухенвальда сгибался под венком на него водружаемым, потому что весил едва ли больше своей награды. Первый штангист тяжеловес, второй марафонец, а у третьего отсутствуют мышцы плечевого, ибо они совсем не нужны, прыгающему на 2.5 метра в высоту, четвертый должен страдать гигантизмом, ведь 2.5 метровому легче забросить мяч в корзину т. д.
На арену выходит культуризм как культура тела, стремление сделать его эстетически совершенным как у древнегреческих скульптур. Еще в начале 20-го века воспитанники доктора Краевского Гагеншмит, Крылов, Лурих демонстрируют образцы атлетического тела на все времена. В Европе всех поражает Евгений Сандов. Оказалось, что если взять в руки гантели и штангу, системно прорабатывая все тело, не забывая о беге или других циклических упражнениях, можно стать Аполоном, Дорифором, Гераклом и Дискоболом. В 60-е годы культуризм выходит на арену, проводятся конкурсы красоты телосложения в сочетании с силовым троеборьем. Культуризм, атлетическая гимнастика грозят стать самыми популярными видами спорта и системами самосовершенствования. Но появляется терминатор Шварценигер и уничтожает культуризм, превращая его в бодибилдинг. Вместо культуры тела на сцену выходит суперменство, культ невозможных преувеличенных, неправдоподобных мышц.
Это уже совсем другой взгляд на жизнь и тренировки. Это гламур. Сергей Гридин пишет: « «Большие проекты» измельчали, вышли из моды. На смену им пришли гламурные пародии…Взамен логики и смысла, цели и усилия приходят блеск и иллюзия имиджа, всепобеждающая красота гламура.» Олимпийская идея Кубертена - это проект возрождения стремления к гармонии древних. Бодибилдинг – гламурная пародия, желание поразить, казаться здоровым, но не быть таким. Анаболические стероиды как раковая опухоль раздувают работающие мышцы, разрушая организм псевдосупермена. Шварценегер внешне еще сохранял внешний вид стройного атлета, гипертрофированные, искусственно сделанные при помощи химии мышцы казались естественными и красивыми. На обложках глянцевых журналов наш гламурный герой казался воплощением здоровья и успеха.
Начиная с конца 70-х Щварценеггер, точнее плакаты с его изображением, висят во всех тренажерных залах как образец! Образец!? Замена идеала древних Дорифора? Новый эталон гармонии, здоровья и совершенного гражданина? Древние, чтобы приблизиться к своему эталону становились многоборцами, бегали, плавали, боролись, метали, постигали красоту в искусстве и поэзии, соблюдали умеренность в еде и питье. Последователи Щварценегера бомбили мышцы сверх усилиями с тяжестями, занимались обжорством, глотали «волшебные» таблетки увеличивающие массу тела до непомерных размеров. Постепенно они разделились на два неравных лагеря. Первый - победили международных турниров по бодибилдингу прямые наследники Шварценегерского трона, тратящие на выкармливание и накачивание сухих мышц свыше 200 тысяч долларов в год. Выглядят они ужасно, например, при росте 176 элитный бодибилдер весит 120 кг, при жировой прослойке менее 8%. Естественным путем это невозможно, поэтому арсенал «химии»: сжигателей жира, анаболических стероидов и других фармакологических средств, постоянно растет и дорожает. Второй лагерь армия любителей глотающих недорогие анаболики и кушающие через каждые три часа толстяков с массивными бицепсами. На своего кумира не похожи ни первые, ни вторые.
Но первые считают себя лучше, совершенней, а вторые, понимая, в глубине души, что идеал недостижим, все же бесплодно мечтают и страдают комплексом неполноценности. Очевидно, что бодибилдинг не путь к красоте, здоровью и гармонии.
Автор на 60 году жизни
Современный спорт тоже перестает быть частью «целительной пирамиды». Рекордомания превратила спорт, как справедливо замечает Елена Садовник, в место встречи гладиаторов и маньяков, в полигон испытания фармакологических средств и генной инженерии. Где же здесь место олимпизму древних и Пьера де Кубертена? Может быть, профессиональный спорт и необходим цивилизации, но куда исчезает любительский? Идея олимпийского движения возникла как раз на базе любительства. Ее бы следовало возродить, любительские олимпийские игры это культура, а не гламурный проект, это искусство, философия взлет духа…
Возникает только вопрос: «Какой должна быть философия современного спорта и физической культуры?» Попытка привить христианской цивилизации, находящейся в стадии кризиса, античную языческую физическую культуру терпит поражение. Идеология постмодернизма способствовала окончательному вырождению идей наивных отцов современного олимпийского движения. На мой взгляд, становится очевидной необходимость возрождающемуся в России православному христианству сформировать свою концепцию физической культуры, базирующейся на признание тела как храма христианской души. Здесь уже не будет место суперменству, стремлению к власти, самообожествлению и бездуховному своеволию. Христианская культура вместо античного культа, а не сатанинское стремление превращение аничной красоты в фарс!
Иллюстрируют наши рассуждения три фотографии. Поликлетовский «Дорифор», юноша с копьем, образцовый универсальный атлет, гражданин и философ, алчущий правды, современный бодибилдер увешанный начиненными химией чудовищными суперменскими мышцами, думающий только о еде, химии и конкурсах маньяков суперразмеров, и довоенный парад физкультурников СССР, строй прекрасных юношей и девушек, одухотворенных мечтой… Хочется верить, что мы – православные люди, прошедшие через двух тысячелетнее обучение христианской историей, сможем отделить зерна от плевел и создать свою систему физического воспитания. Юноша с копьем ждет Христа, бодибилдер угождает сатане, отрезанные от богочеловека Христа советские физкультурники мечтали стать героями-сверхчеловеками, а нам предстоит с Божьей помощью поставить правильные акценты, беря на вооружение все лучшее что оставила нам античность, русская история, многие бесспорные достижения организации физической культуры в СССР.
Виктор Жирнов-Дорифор
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.