Фото Владимира Ходакова. Правмир
Интенсивный рост количества православных верующих за последние двадцать лет есть социальный феномен, равного которому трудно найти в истории. Несомненно, почвой для этого явления, помимо всего прочего, стало национальное мировоззрение, сохранившееся в народном сознании, вопреки титаническим усилиям лишить народ этих ценностей.
Поэтому рассматривать процессы религиозного возрождения в стране необходимо только в связи с традиционными ценностями национального самосознания. Далее будет рассмотрена эта связь, свидетельствующая о наличии в душе народа тех нравственных императивов, которые являются следствием тысячелетнего христианства в России.
Русский народ - народ Божий! Сегодня он стряхивает с себя оцепенение, чтобы исполнить свое историческое предназначение – стать ведущей и несокрушимой нравственной и общественной силой, способной вырвать Россию из трясины духовного обнищания, разорения, деградации и унижения.
Русский путь – путь национально-религиозного развития. Это путь национального развития и возрождения русской цивилизации. И он единственно возможен для развития русского мира.
1. Традиционные ценности национального сознания
В 2009 году силами специалистов «Русского Фонда» по Президентскому гранту, предоставленному Институтом общественного проектирования, было проведено комплексное всероссийское социологическое исследование «Национальная идентичность в эпоху фундаментальных вызовов».
Исследовательский материал, полученный в результате проведения опросов, позволяет утверждать, что для русского национального сознания есть три главные составляющие осмысления мира: Красота, Правда и Сострадание.
Такое заключение было сделано на основании следующих данных:
«С чем Вы, в первую очередь, связываете надежды на возрождение духовности в стране?» Можно было указать несколько вариантов ответа, поэтому сумма значений может не соответствовать 100%
Варианты ответов |
% |
С утверждением права и закона, борьбой с коррупцией и несправедливостью |
38,5 |
С формированием общих национальных ценностей |
32,2 |
С созданием равных возможностей для всех повышать своё благосостояние |
22,6 |
С созданием нравственного климата во властных структурах |
20,8 |
С распространением православия в обществе |
17 |
С развитием культуры, искусства, содержательного досуга для народа |
17 |
Другое |
0,5 |
Затрудняюсь ответить |
7,3 |
«Какие качества более других характерны для русских, в первую очередь?» Можно было указать несколько вариантов ответа, поэтому сумма значений может не соответствовать 100%
Варианты ответов |
% |
Широта души |
40,4 |
Терпимость |
36 |
Доброта, милосердие |
35,1 |
Сострадание |
30,8 |
Простота |
30,2 |
Независимость |
25,9 |
Стремление к правде |
24,4 |
Воля, энергия |
22,6 |
Трудолюбие |
21,9 |
Чувство юмора |
21,8 |
Чуткость, отзывчивость |
21,3 |
Примечание: 3-й и 4-й ответы вкупе дают 66 % ответов.
«С чем Вы сравниваете образ Родины?» Можно было указать несколько вариантов ответа, поэтому сумма значений может не соответствовать 100%
Варианты ответов |
% |
С красотой нашей природы |
55,7 |
С образом матери |
26,7 |
С деревнями и сёлами |
24,4 |
С процветающей, динамично развивающейся страной |
13,3 |
С Кремлем, Красной площадью |
12,9 |
С русской женщиной |
12,7 |
С образом Богородицы |
7 |
Другое |
1,5 |
Затрудняюсь ответить |
2,2 |
Так же важным фактором формирования национальной идентичности респонденты считают роль православия.
Приводим следующие данные, подтверждающие этот тезис:
«Как Вы считаете, какова роль Православной Церкви в нашей истории?» Можно было указать несколько вариантов ответа, поэтому сумма значений может не соответствовать 100%
Варианты ответов |
% |
Православие было основой семейных ценностей, нравственности |
38,3 |
Православие формировало русскую культуру, национальные ценности |
34 |
Православие было одной из сторон, составляющих развитие государства и общества |
22,9 |
Православие в разные периоды выполняло или положительную или отрицательную роль в нашей истории |
14,7 |
Православие больше сдерживало развитие страны |
3,2 |
Православие оказывало отрицательное влияние на нашу историю, мешало развитию культуры, общества и государства |
1,6 |
Затрудняюсь ответить |
14,3 |
2. Общая структура религиозности общества
Сегодня, по многочисленным исследованиям российского общества, можно проанализировать характеристики и структуру религиозности в стране. Здесь следует отметить три основных фактора, которые являются основополагающими для оценки религиозной ситуации в национальном масштабе.
Первый фактор. Количество православных верующих приблизилось к отметке в 75% от общего числа взрослого населения страны. Столько людей считают себя православными, хотя эта цифра нуждается в последующих комментариях. Добавим, что в разных исследованиях цифра колеблется от 70% до 75%.
Второй фактор. Количество мусульман в течение последних лет стабильно находится на уровне 6% - 8% от всего взрослого населения страны. Цифра колеблется в зависимости от объема и характеристик выборки, использованного в исследовании.
Третий фактор. Последователей всех остальных конфессий и религий в стране, включая иудаизм, буддизм, христианские конфессии и различные секты, насчитывается чуть более 1 % от взрослого населения страны и эта цифра также стабильна даже на больших объёмах выборки (от 5000 до 15 000 респондентов).
Примечание: Здесь и далее использованы источники опросов общественного мнения ВЦИОМ (с 1989 по 2009 гг.), данные исследования «Стратификация общественного мнения» РОМИР-мониторинг (2005 г.), данные исследования «Национальная идентичность» ИнОП (2009 г.), данные Левада-Центр (2011-2012гг.)
Очевидно, что только две традиционные религии сегодня представительны настолько, что исследовать их возможно в национальных масштабах – это православие и ислам. Прочие верования представлены настолько малыми величинами, что для анализа их социальной реальности необходимы специальные замеры, поскольку в национальных выборках сторонники этих верований представлены величинами, не превышающими значения ошибки выборки и фактически равными нулю. Поэтому к кратком анализе мы остановимся только на первых двух.
Православие
Следует понимать, что объем в 75% тех, кто считает себя православными, имеет определённую внутреннюю структуру, которую мы характеризуем следующим образом.
Первая группа. Объем 12%
Активные воцерковлённые. Так мы называем группу верующих, которые раз в месяц и чаще посещают храмы и участвуют несколько раз в год в таинствах Исповеди и Причастия. Это ядро православного общества в стране.
Вторая группа. Объем около 13%.
Воцерковленные. Это православные верующие, которые раз в месяц и реже посещают храм и хотя бы раз в год или реже участвуют в таинствах Исповеди и Причастия.
Вкупе с первой группой эти верующие составляют современное церковное православное сообщество в стране общим объемом примерно в 25% от взрослого населения.
Третья группа. Объем около 20%.
Возле церковные. Это люди, которые считают себя православными, посещают храм редко, по большим праздникам и не участвуют в таинствах. Эти верующие есть церковный резерв, поскольку среди них существует тенденция воцерковления, в основном, в случае личных проблем или как историческая традиция (Крещение, Отпевание).
Четвёртая группа. Объем около 25 %.
Не церковные. Эти люди практически не посещают храмы, считая себя православными более по культуре, истории и национальной идентичности. Могут иметь стандартные претензии к «попам» и священноначалию.
Таковы основные группы, формирующие сегодня структуру православного сообщества (структура составлена по результатам социологических исследований 2009 – 2012 гг.). Конечно, границы групп могут быть размытыми и объем их нуждается в регулярной проверке и уточнении. К примеру, в 4-й группе может присутствовать, с одной стороны, мнение о необязательности вообще быть членом Церкви, с другой – о собственной лености и «отложенном» стремлении к воцерковлению.
Трудности интерпретации структуры связаны с тем, что фактически за последнее десятилетие не было проведено ни одного масштабного национального анализа религиозности, поэтому приходится руководствоваться данными, полученными из опросов, где эта тема находилась не на первом исследовательском плане. Так же всегда трудно понять, что скрывается за сухими цифрами, социология вообще не имеет привычки «заглядывать в душу» человека. Оттого внутреннее состояние верующих людей остается вне исследовательского внимания.
Так же по причине недостаточности данных трудно дать однозначную оценку структуре ислама, которое вообще представлено в стране неравномерно, в основном анклавами. Некоторые данные говорят о примерно схожей с православием структуре, в которой активными являются не более 30% - 40% мусульман. Активными в данном случае считаются те, кто регулярно посещают службы в мечети и выполняю ряд других догматических правил вероучения (к примеру, совершают пятикратный намаз).
С другой стороны, учитывая специфику практики ислама, конечно, необходимы специальные исследования сегодняшних реальностей. В частности, с учетом распространения исламского экстремизма, необходимо проведение проектов, направленных на исследование этих угроз и возможностей их преодоления.
Что касается иудаизма, буддизма, католицизма и протестантских направлений, то здесь специфика ещё сложнее и получить объективные данные неизмеримо труднее – так малы численные значения верующих по этим религиям и конфессиям. То же касается и различных сект, многие из которых вообще являются закрытыми для попыток исследования извне.
В любом случае, общий объем перечисленных верований в стране колеблется в значениях 1-1.5 %.
Несомненно, структура православного сообщества нуждается в дальнейшем изучении, тем более, что она находится в постоянном развитии, о чём пойдет речь далее.
3. Тенденции изменения структуры религиозности
В конце 80-х годов прошлого века, когда ВЦИОМ начал первые регулярные опросы населения СССР, одновременно автор этих строк начал анализ количества верующих в стране. В 1989 году объем общего числа людей, считающих себя православными, составлял не более 25% от взрослого населения страны. При этом объем активных воцерковлённых (ядро православного общества) не превышал 2% - 3%.
Напротив, количество атеистов составляло около 40 %. Сегодня количество неверующих составляет около 10% - 13% , т.е. объем этой группы уменьшился в 3-4 раза.
Напротив, количество считающих себя православными увеличилось в три раза – с 25% до 75 % от всего населения. Очевидно что, учитывая объем мусульман и объем вечно неверующих, количество православных приблизилось к своей максимальной величине. Экстенсивного развития числа православных верующих более не будет (возможный порог – 80%), следовательно, в зоне внимания должны находиться качественные изменения внутри православного сообщества. Тем более что количество активных воцерковленных увеличилось за двадцать лет в шесть раз (!).
Таким образом, получается следующая динамика роста числа активных воцерковленных:
2% (1989) → 4% (1992) → 6% (2000) → 8% (2005) → 12 (2012)
Валидность данных подтверждают показатели количества верующих, совершающих таинство причастия. В 1992 году те, кто совершает Исповедь несколько раз в год, могли просто не попасть в случайную выборку размером в 2500 человек, хотя респондентов, причащающихся один — два раза в год уже тогда было зафиксировано 7%.
В 2000 году регулярно причащающихся (1 раз в месяц и несколько реже) насчитывалось уже 4%, а совершающих причастие один — два раза в год — 8%. Соответственно, в 2005 году эти цифры стали еще выше. Если сложить всех причащающихся чаще одного раза в год, динамика будет следующей:
7% (1992) → 12% (2000) → 16% (2005) → 23% (2012)
Иными словами, это сумма первой (активные воцерковленные) и второй (воцерковленные) групп. Которые и составляют сегодня основной объем прихожан в Русской Православной Церкви.
Следует учесть, что среди тех, кто посещают службы несколько раз в год (25%), находятся не только такие люди, которые не испытывают потребности к более частым посещениям, и те, кто не может делать это часто (около 30% из них — жители поселков и деревень, где может не быть действующих храмов).
Таким образом, рост числа воцерковлённых – современная тенденция русского православного сообщества, объем которого оценивается в три четверти от всего населения страны.
Встреча председателя Правительства РФ В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и руководителями традиционных религиозных общин России. www.patriarchia.ru
Следует иметь в виду, что рост числа воцерковлённых находится в прямой зависимости от роста количества приходов в стране.
Условно можно назвать три рубежа роста количества приходов:
1. В конце 80-х, начале 90-х в стране насчитывалось немногим более 6000 храмов, которые окормляли около 5 млн. человек (4% по результатам опросов).
2. Десять лет назад в России было около 8000 действующих храмов и, соответственно, число прихожан по определению составляло не более 7 млн. человек или те самые 6%, которые давали социологические опросы.
3. Сегодня общее количество приходов в Русской Православной Церкви более 28 тыс., и соответственно около 22% - 25% воцерковлённых прихожан от взрослого населения страны в 112 млн. человек, т.е. около 25 – 28 млн. человек, не считая детей и подростков.
Таким образом, в течение последних 20 лет можно наблюдать прямую зависимость между увеличением числа храмов и увеличением числа церковных верующих.
Экстраполируя эту тенденцию в будущее, можно предположить необходимое число храмов для окормления растущего числа церковных верующих.
При росте таковых на протяжении последующих 20 – 30 лет количество воцерковленных может достигнуть объема в 45–50% от взрослого населения страны, учитывая, что православными себя считают около 75% всего населения. Произойти это может при условии, что общее количество храмов в стране за этот же период должно вырасти с сегодняшних 20 тыс. до 40 000 – 45 000, т. е. в два с лишним раза.
Учитывая, что до 1917 года в России существовало порядка 60 тыс. храмов, это означает, что мы выйдем на сопоставимый уровень дореволюционных показателей.
Причем, строить храмы необходимо не всегда на месте ранее бывших, т. к. за последние 100 лет распределение плотности населения кардинальным образом изменилось, поэтому воздвижение храмов должно проходить при строгом расчете объемов населения, как это делается при разработке любой социальной инфраструктуры.
4. Национальная культура и нравственная энергия
Вопросы религиозности неразрывно связаны с состоянием русской культуры, которая, в свою очередь, есть основание национального менталитета. Судьбы русского православия и национальной культуры связаны неразрывно, православие формировало основу культурной жизни веками и сегодня судьба национальной жизни во многом зависит от православного взгляда на проблемы культуры.
Экспертное мнение из проекта «Национальная идентичность»
Валентин Семёнович Непомнящий
«Сегодня речь идет о судьбах культуры нашей стране, сейчас острейший момент, надо решать судьбы культуры. Не культуры и отдыха, как у нас обычно это понимается, а именно культуры как таковой. Надо понять, что такое культура. Надо заново осмыслить, что такое культура, для чего она нужна и, понять это нужно. Если культура у нас останется выброшенной на рыночную панель, то распрощаемся очень быстро с русскими мозгами, Иначе будет то, о чём сказал Талейран - это хуже, чем преступление, это ошибка.
Сейчас мы вышли в этот мир, новый мир, из чудовищного, семидесятилетнего кошмара, который, упразднил всё, и Бога, и веру, и всё на свете, и создал свою религию.
Но пришли люди, ещё волокущие в себе груз петровской традиции, в которых ещё сохранялось что-то, что было получено в школе, гимназии, там где-то ещё, в каком-то реальном училище, какие-то ценности, которые можно назвать ценностями православного человека. А к моменту сегодняшнему мы уже мы растеряли вот эту защиту, вот это, что защитило народ при Петре. Мы это, конечно, растеряли, и нам нечего противопоставить этому нашествию технологического обезьянства, потому, что мы уже ни во что не верим, люди уже ни во что не верят, кроме свободы, которой не было.
Русская литература в пору советскую, русская литература, при всех ужасах и мерзостях, которые были, она оставалась человечнейшей из культур мира, потому, что она тащила, она, всё-таки, тянула эту традицию, которую можно назвать православной. Т.е., систему ценностей, где всё-таки есть верх и низ, где есть лестница ценностей, которая вертикальна. И эта культура шестидесятых, семидесятых, она вот эту лестницу, вдруг, как будто заново увидела, что она есть, и что ещё не всё уничтожено в народе и в человеке, что что-то можно, вот только бы свободы, вот только бы свободы…Настала свобода и, вот тебе, пожалуйста.
Лестница ценностей у нас положена плашмя. У нас сейчас главные – горизонтальные связи. Вертикальных нету. Вертикальная – это только вертикаль власти, в чисто административном смысле.
Если культура будет в таком состоянии ещё сколько-то лет, то вместо русских мозгов будет русская мафия. Потому, что человек русский талантлив во всём, и во зле - тоже. И может быть так, что если два-три десятилетия будет продолжаться так, то очень похоже, что культурное пространство уже необратимо изменится».
Исследование «Национальная идентичность» обратилось к теме национальной культуры.
«Как вы считаете, в каком состоянии находится сегодня отечественная культура?»
1. В состоянии творческого расцвета (3.4%)
2. В развитии, на подъёме (13.2%)
3. В состоянии поиска (27.3%)
4. В состоянии упадка (25.7%)
5. В тяжелом кризисе (18.2%)
Итак, почти 44% говорят об упадке и кризисе культуры. Немногим более четверти считают её в поиске (хотя безрезультативный поиск тоже кошмар), всего 13% говорят о развитии. Тональность ясна, общество понимает состояние отечественной культуры и вот причины её сегодняшнего положения:
«Как вы считаете, почему в нашей культуре сегодня нет великих людей?»
1. У нас нет нравственных идеалов (36.9%)
2. Мы не взрастили новую культуру, а старая культура уже умерла (28.9%)
3. В стране нет национальных ценностей (17.9%)
Далее был задан вопрос о корнях русской культуры, положение которой сегодня общество оценивает как неблагополучное.
Где лежат главные истоки русской культуры? |
||
Можно было указать несколько вариантов ответа, поэтому сумма значений может не соответствовать 100% |
||
|
% |
|
В древней русской истории |
51,3 |
|
В православии |
36,5 |
|
В культуре XIX века |
13,4 |
|
Затрудняюсь ответить |
12 |
|
В истории советского периода |
11,8 |
|
В дохристианской мифологии славян |
10,6 |
|
В европейской культуре |
1,8 |
|
Другое |
0,3 |
|
Таким образом, есть три главные составляющие культуры – отечественная истории, православие и культура XIX века.
Был также рассмотрен вопрос о национальной энергетике, который особенно важен в русле экономических и социальных преобразований, который стоят сегодня на повестке дня:
Как Вы считаете, есть ли сегодня в народе та внутренняя духовная сила, энергия, которая позволит нам ответить на главные вызовы, решить самые трудные задачи и вернуть России былое величие? |
||
|
% |
|
Да, в народе есть эта энергия для достижения великих целей |
28,2 |
|
Энергия есть для поддержания достойной жизни, но не для достижения великих целей |
18,4 |
|
Национальной энергии недостаточно для великих целей, но её хватит для сохранения единства страны |
17,8 |
|
Этой энергии очень мало и нас ждут большие трудности |
19,8 |
|
Нет, такой энергии у народа уже нет |
7,6 |
|
Затрудняюсь ответить |
8,1 |
|
По 5-ти балльной шкале уровень энергии оценивается как 3.2 балла (по средневзвешенной оценке). Иначе говоря – на три с минусом, что следует считать слабым показателем.
Также важен вопрос о главных вызовах, которые стоят сегодня перед обществом и преодоление которых есть условие национального развития:
Как Вы думаете, какие сегодня самые главные и опасные вызовы стоят перед страной? |
||
Можно было указать несколько вариантов ответа, поэтому сумма значений может не соответствовать 100% |
||
|
% |
|
Необходимость борьбы с коррупцией и казнокрадством чиновник |
47,4 |
|
Возрождение искусства и культуры |
42 |
|
Давление на Россию со стороны ведущих западных стран |
36,6 |
|
Поиск и утверждение национальных ценностей |
20,6 |
|
Нравственное возрождение |
18,1 |
|
Наше стремление занять одно из ведущих мест в мире как сильная страна |
14,6 |
|
Необходимость общей великой цели |
8,8 |
|
Борьба с наступившим экономическим кризисом |
7,3 |
|
Другое |
9,4 |
|
Затрудняюсь ответить |
6,8 |
|
Таким образом, борьба с коррупцией и возрождение культуры являются сегодня важнейшими национальными задачами.
Восстановление культуры не отделимо от воспитание нового поколения. В связи с этим был задан следующий вопрос:
Выберите позиции, которые Вы считаете наиболее важными для воспитания современной молодежи. |
|||
Можно было указать несколько вариантов ответа, поэтому сумма значений может не соответствовать 100% |
|||
|
% |
|
|
Любовь к родному краю, природе, его истории |
48,1 |
|
|
Сохранение памяти о подвигах солдат во Второй мировой и последующих войнах |
39,1 |
|
|
Прививать традиционные семейные ценности и трудолюбие |
35,5 |
|
|
Воспитание религиозного мировоззрения, когда высшие идеалы и ценности выносятся за пределы этого мира |
26,7 |
|
|
Воспитание традиционных нравственных качеств (любви к ближнему, взаимопомощи, бескорыстию, самоотдаче и тд) |
26,2 |
|
|
Воспитание ответственной гражданской позиции, общественной активности |
23 |
|
|
Прививать навыки конкурентоспособности, выживания в этом мире, здорового эгоизма, стремления добиваться цели и тд. |
15,6 |
|
|
Светское культурное воспитание (литература, музыка, живопись) |
12,3 |
|
|
Формирование личности на основе современной молодежной культуры |
10 |
|
|
Воспитание материалистического мировоззрения, когда все цели |
66 |
2,6 |
|
Другое |
27 |
1,1 |
|
Затрудняюсь ответить |
38 |
1,5 |
|
Таким образом, наиболее важными являются первые шесть позиций, тогда как «навыки конкурентоспособности», «светское воспитание» «молодежная культура» и «материалистическое мировоззрение» значительно им уступают.
5. Основные общественные угрозы сохранению национальной идентичности
Наша попытка исследования вопроса идентичности есть как раз попытка поучаствовать в создании общественной среды поиска, пытаться поставить основные вопросы в общественном сознании. На наш взгляд, таковые вопросы могут формулироваться следующим образом:
1) Необходимо понять, есть ли сегодня те общие нравственные ценности, которые формируют национальную общность и сплоченность?
2) Насколько они выражены в национальном сознании, насколько объединяют сегодня общество?
3) В-третьих, обладаем ли мы сегодня необходимой энергией для созидательного и интенсивного движения вперед?
На основании проведенного исследования «Национальная идентичность» можно кратко сформулировать ответы на эти вопросы.
1. Сплочённость
Мы остаёмся единым народом, это проявляется в единстве мировоззрения и в отношении к России.
Нас соединяют общие нравственные черты национального характера, общее и глубокое понимание понятия «русский», общее отношение к образу Родины.
Мы видим вдумчивое и взвешенное отношение к такому сложному и важному для нас понятию, как русское пространство. Оно воспринимается как многосложное и необходимое для национальной идентичности, его целостность сегодня находится в зоне системных рисков и крайне важно, что большинство населения осознает катастрофические последствия их реализации. В этом есть проявление национального разума и силы.
Мы имеем также последовательный и взвешенный взгляд на будущее обустройство страны, включающий категории свободы, собственности и предпринимательства, национального суверенитета и традиционных нравственных ценностей.
Мы имеем взгляд на будущее Росси в мире, в котором достоинство и весомый вклад в жизнь мирового сообщества сочетается с национальной самобытностью.
Во власти мы видим нечто большее, чем просто управление обществом, наше отношение к государству исторически патерналистское. Правитель в России может рассчитывать на народную любовь и искреннее полное доверие. Но народ чётко разделяет Служителя и прислужников, отношение к которым есть мерило гражданского согласия в обществе. Сегодня прислужники зарекомендовали себя с отрицательной стороны, поколение «советских» граждан (а их пока в стране большинство) видят, что новая демократическая бюрократия ворует гораздо профессиональнее, чем старая партийная элита.
2. Крепость сплочённости
Здесь отношение двойственное. В главном общество выглядит достойно, но есть ощущение некоторой разобранности и вялости. Сегодня наяву русского мира нет, он под спудом, он оставшейся малой частью своей дремлет в народе дедовой памятью. Но для этого необходимо знать его и понимать его природу, это даётся только наследством прошлого. Пока не вступили в права этого наследства и нет уверенности, что чувствуем в этом необходимость. Здесь должна быть единственно политическая воля. Та воля и сила, которую народ по традиции передает власти с надеждой на разумное и твёрдое ими распоряжение.
3. Сила народная
Сила и энергия сегодня ещё есть, но в недостаточном количестве для каких-либо прорывов. Для рывка индустриального, как в тридцатые прошлого века, энергии может не хватить. По индексу народная энергетика сегодня равна 3.2 (по пятибалльной шкале).
Очевидно наше общество теряет энергию оттого, что находится в культурном и нравственном вакууме, оно не окружено системой ценностей, которые всегда питали его организм и были побудительной причиной к действию.
Таковы самые общие соображения по поводу материалов проведенного исследования. В сегодняшнем российском обществе есть пространство национальной идентичности, но выражение её не ясно и не отчетливо, национальной сплоченности недостаточно для великих дел, столь необходимых всегда России.
6. Национальный проект
Проект «Национальная идентичность» включал в себя экспертные опросы. Значительная часть экспертов выражала позицию, которую можно кратко резюмировать следующим образом:
Поколение 60 – 70-х особенно хорошо помнит, как страна окончательно потеряла объединяющую цель, энергия строительства «светлого будущего» иссякла, коммунизм стал анекдотом и партийным спецраспределителем. Коммунистический проект провалился, он был заранее обречён.
В свою очередь, провалившийся либеральный проект 90-х годов выявил непринятие обществом скоропалительных и необдуманных преобразований. Следует понимать, что последний провал, означенный смутными 90-ми годами, и чрезвычайно важен для нас, так как практически бескровно и в кратчайшие исторические сроки отвёл нас от вековой нашей опасности – быть поглощенными Западом.
Но, освободившись от ложных нам идеологий, мы пока так и не нашли в себе мужества к возрождению Русского мира, единственной опоры нашего национального самосознания, нашей идентичности. Сегодня любые попытки предложить национальную идею как основу государственности воспринимаются угрозой демократии, плюрализму, как попытка контроля над жизнью общества. Фактически же это – угроза губительной для России беспочвенности.
Именно на волне этой безыдейности мы вошли в наш национальный кризис ещё задолго до того, которым сегодня пугают газеты. Именно этот кризис привёл к опустошению культурного пространства, небывалого в нашей истории, создал культурный вакуум в обществе, заполненный сегодня образцами, растлевающими нравы и души. Национальная идея заменена на задачу обретения благосостояния, единственно к которому теперь стремятся и государство и отдельный человек в нём.
Оттого главный вызов наш сегодня есть возрождение Русского мира, обустройство на почве религиозно-национальной идентичности, единства и нравственной солидарности. Пора возвратить русскому народу звание Народа Божьего, а России – звание Третьего Рима.
При том, что четвертому не бывать.
Михаил Тарусин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.