Одна из самых сложных и мало изученных характеристик народа Божия это его границы. Как живой богочеловеческий организм Церковь или народ Божий находится в состоянии постоянных внутренних изменений. Границы этих колебаний не просто весьма подвижны – они практически не доступны обычным органам чувств. Духовное постигается только духовным, следовательно, в полной мере границы народа Божия видны только Богу, и отчасти еще тем святым, кому Он даровал способность духовного ведения.
Если «нет человека, который проживет и не согрешит», то каждый из нас постоянно, чуть ли не ежечасно как бы перемещается из состояние кающегося - когда из-за совершенного греха благодать отступает, в состояние спасаемого - когда молитвой, постом и таинствами благодать Божия к нам возвращается. В земной жизни последовательность такая: искушение – благодать – искушение – благодать… и так без конца, до самой смерти. Например, когда Господь воссиял на Фаворе, явился в силе и даровал апостолам благодать, Он тут же остудил их пыл словами: Сын человеческий будет распят…
Наша душа так и колеблется – вверх, вниз… это нормально, это свойство ее. Главное не впасть в самонадеянность или уныние до тех пор, пока внутренний человек не разлучится с внешним. Пока душа полностью не стала Божьей, обладатель ее должен понимать: надо падать и вставать, падать и вставать, но не сходить с христианского пути смирения. С креста – утверждают Святые отцы – не слезают, с него снимают. Смирением определяется способность принимать божественную благодать: последняя же дается Богом не за добродетели и даже не за труды по их обретению, а за возникающее вследствие этого смирение. Стоит только сбиться с пути предстояния Богу в смирении и сердечном исповедании, как благодать тут же отступит, и душа погрузится в мрак. Лучшее средство от таких болезненных метаний души, согласно Святым отцам, это молитва.
Народ Божий, таким образом, есть собрание грешных «человеков». Без единого изъятия или исключения. Уже поэтому границы его не могут ни секунды оставаться застывшими или даже хотя бы сколько-нибудь устойчивыми. Приливы и отливы благодати обнимают и покрывают всю церковь, от края и до края: оглашенных и верных, мирян и духовенство. Чем ближе к центру Церкви – Христу, тем больше святости, выше устойчивость к проискам незримого врага или то, что Святые отцы называли «непадательностью». И, наоборот, дальше от центра – больше диапазон колебаний между святостью и падением. В тонком, духовном понимании этой специфики народа Божия, пожалуй, дальше других продвинулся славянофил А.С. Хомяков, определивший Церковь не как собрание людей, но как единство Духа Святого, пребывающего в душах людей, добровольно подчиняющихся божественной благодати. Дух, с одной стороны, дышит, где хочет; с другой, как сказал сам Господь, Дух, по пречистой сущности своей, не может находиться в грязной душе и теле, порабощенном греху. Следовательно, и границы (размеры) народа Божия обусловлены не чем иным, как реальным духовно-нравственным состоянием богочеловеческой общности в каждый данный момент времени. Феноменальная и завораживающая картина – сияние и угасание фаворского света благодати Божьей в душах миллионов людей! О, если бы только мы, смертные, могли лицезреть эту красоту!
Исходя из сказанного, нелепо и ошибочно думать, что народ Божий представляет собой монолитную глыбу. Даже избранной душе, уже состоявшейся в Боге, только-только лишь приоткрывается возможность взойти на некоторые более высокие ступени духовной жизни; и то, стоит лишь только ей возомнить о себе, что она «чего-то достигла» или «чего-то заслуживает», как обретенная благодать тут же покинет ее. Все мы – «рабы неключимые», и только смиренное осознание себя таковым позволяет верующему удержаться в поле благодати Божьей.
Социальная среда, в которой принужден жить и выживать православный народ, как и все внешнее относительно души, не имеет здесь решающего значения. Эта среда представляет собой болото – безликое и ядовитое болото легализованного и поощряемого греха. «Запрещено запрещать!» - лозунг одновременно и либералов и марксистов. Вполне бесовской лозунг. Поэтому для начала народу Божию предстоит сформировать в этом болоте хотя бы какие-то духовные островки и кочки, на которых он смог бы собираться. Это необходимо, поскольку в духовном отношении мы еще слишком слабы, в нас еще не впитаны, не вкоренены заповеди блаженства и способность воспринимать любое земное явление – как положительное, так и отрицательное - в категориях Промысла Божия.
Таким образом, вопрос о границах народа Божия, как, безусловно, богословский, мы пока оставим открытым. Он требует дополнительного и более углубленного исследования.
Александр Нотин
Источник изображения: forum.qwerty.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.