Фото: Владимир Аносов Югополис
Народ Божий это вся Церковь Христова в лице ее зримой и незримой частей. У Бога нет мертвых, и Он глава Своему народу - как на земле, так и на небе. Наиболее емко охарактеризовал эту «народность» апостол Павел: «Вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2 Кор.6,16).
Земная часть народа Божия едина и неделима в лице духовенства и мирян. Попытки механически разделить его на «мы» - миряне и «они» - духовенство, даже в сознании, есть не что иное, как происки дьявольского духа разделения, провокации демонов-мучителей, стремящихся расчленить и умертвить этот живой организм через совращение недостаточно зрелых христианских умов. Как и органы любого живого тела, части и клетки народа Божия составляют единое целое, и, будучи отсечены одна от другой, погибают. Впрочем, здесь и далее, говоря о народе Божьем, мы будем в основном рассматривать тот его отряд, который апостолы называли «царственным священством мирян». Это делатели правды Божией, люди социально-активные и, вместе с тем, стремящиеся жить по Христу. А жить по Христу это значит следовать путем крестных страданий и не подчиняться стихиям мира сего. Если бы вы были от мира, - предупреждает Господь своих последователей, - то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас… В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. XV, 19-20; XVI, 33).
В нынешние судьбоносные и поворотные времена миряне не вправе отсиживаться в «келье под елью», рассматривая храм лишь как укрытие или утешение от скорбей мира. У нас, к сожалению, многие приходы по-прежнему живут от службы к службе, от праздника к празднику, так что порой прихожане толком и не знают друг друга, не общаются вне ограды храма, не работают Богу в миру. Отчасти, возможно, это вызвано нехваткой кадров священников с «миссионерской жилкой», способных организовать деятельных мирян, пробудить в них дух творчества и дерзновения. Отчасти же – леностью самих мирян и подспудным стремлением многих из них сделать свою христианскую жизнь «более удобной». Причин много, но их рассмотрение не входит в нашу задачу. Мы лишь констатируем сам факт, и стараемся наметить пути выхода из сложившейся ситуации. Церковному сообществу мирян как самому многочисленному и самому, увы, «проблемному» отряду народа Божия, и на десятую долю не раскрывшему своего истинного духовно-светского потенциала, пора ощутить равную со священством ответственность за судьбы вселенской Церкви, почувствовать себя телом Христовым и воинством Его. Только став организованными и просвещенными во Христе, миряне смогут неодолимой живой стеной окружить Матерь-Церковь, чтобы защитить ее от посягательств кощунников и нигилистов, на дальних подступах отражать все более изощренные и наглые вылазки ее врагов. Мы живем в миру, и пребываем в повседневном общении с неверами и язычниками. От нашего примера, от нашего «обыденного миссионерства» в громадной мере зависит обращение ко Христу тех, кто еще не определился со своим духовным выбором. Наконец, именно миряне, среди которых есть немало авторитетных людей, добившихся общественного признания в различных сферах жизни, могли бы возвысить голос церкви там, где их братьев-священников сдерживает церковный сан или устав. Часто духовной оценки требуют явления и события, относящиеся к сугубо профессиональным сферам деятельности, требующим специальных знаний. Из мирян, ведомых Духом Святым, выйдут новые Леонтьевы и Хомяковы, Суворовы и Нахимовы.
Важным представляется и то, что термин «народ Божий» весьма созвучен глубинным настроениям и чаяниям церковного общества. Он облегчает мобилизацию мирян в свете, с одной стороны, их известной незрелости; а с другой – непрекращающихся попыток либеральной пропаганды очернить в глазах паствы репутацию священноначалия РПЦ. Для столь массового и, вместе с тем, столь неоднородного и горизонтально-разобщенного отряда нашей Церкви, каким являются миряне, их восприятие себя народом Божиим послужит, несомненно, вдохновляющим и укрепляющим мотивом. Канонически этот термин вполне выверен, в массовом же сознании он может стимулировать пробуждение в верующих людях недостающего им сегодня боевого духа, навыков солидарности, взаимодействия, сплочения, взаимовыручки и жертвенного служения.
Скажем прямо: у нашего движения есть политическая составляющая, Это возрождение России. Вместе со всем миром мы катимся в пропасть, и, если наш вагон отцепился от общего состава, застрял («уступил в глобальном соревновании») на запасном пути, может, и не стоит так уж убиваться по данному поводу? Не правильнее ли воздать хвалу Господу, в который уже раз уберегающему Россию от катастрофы. Каким образом? В том числе и силами церковно-общественной организации священства и мирян, именуемой народом Божьим.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.