Зачастую в народном сознании празднование того или иного великого Церковного праздника ассоциируется не столько с Бого-служением, сколько (в большей степени) с церковными обрядами, своего рода «гастрономическо-развлекательными мероприятиями». Не стал исключением в этом смысле и последний праздник — Крещения Господа нашего Иисуса Христа.
Многие считают достаточным в этот великий день прийти в Церковь только для того, чтобы набрать про запас крещенской воды, или пойти искупаться (!) в ближайшей проруби, часто и в весьма нетрезвом состоянии. Эти новоявленные и новомодные «традиции», наверное, и не так уж плохи в общем и целом, но является ли только их соблюдение достаточным для христианина? Неужели это величайшее событие в истории человечества названо Богоявлением и Просвещением только потому, что в этот день освящается вода?
Задумаемся над этим и зададимся вопросом: «Как с настоящей духовной пользой встретить Крещение Господне христианину, семье, стране?»
Часто приходится слышать ставшее уже расхожим утверждение: «Бог — в душе», но вот о душе-то нам подумать и некогда. Зачем прилагать усилия к исповедованию грехов, если можно просто окунуться в освященную водичку и «очиститься» от душевной скверны? Более того (скажу прямо) — многие наши крещеные россияне, считающие себя православными, относятся к Церкви потребительски: ограничиваются тем, что ставят свечи, заказывают молебны и сорокоусты, даже во многих монастырях, на Крещение берут святую воду, забывая ее потом пить, на Пасху освящают куличи и т.д.
При этом они забывают или даже и не хотят знать главное — для чего нам даны православная вера и Церковь, которая словами Господа призывает: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а остальное приложится вам». Мысль о Царствии Небесном их пугает, они не хотят ни говорить, ни думать о смерти, а рассуждают примерно так: дал бы Бог нам здесь есть, пить и веселиться, наслаждаться благами земными и быть счастливыми, а Царствие Небесное приложится нам, ведь мы крещеные, а потому спасемся.
Но для спасения необходимо исповедоваться, изменить саму жизненную позицию: от полной погруженности в плотские удовольствия — к жизни духовной, соединяясь с Иисусом Христом в Таинстве причащения. Твердо осознать, что эта временная жизнь дана нам для подготовки к вечной жизни!
Могу засвидетельствовать, что каждый раз из многочисленной толпы, которая торопится получить святую воду или освятить куличи и бежать домой праздновать (зачастую с бесконечными алкогольными возлияниями), на исповедь потом приходят всего лишь один, два или три человека…
И не замечают крещеные христиане, что со всей этой ненужной суетой с бутылками, банками, куличами и т.п. куда-то очень быстро улетучивается их маломальское намерение (к сожалению, у самой малой их части) познать умом и почувствовать сердцем Господа и Его учение.
А ведь достаточно просто прийти на Бого-служение в храм! И узнать главное: Бог — Живой, и так велика радость общения с Ним, радость благодарения, радость служения Ему… И радость Евхаристии (причащения) в праздник Богоявления становится главной, а вовсе не святая крещенская вода, великая агиасма, которая (удивительно!) теряет свои потрясающие свойства, если человек не меняет свою жизнь, не очищает свое сердце от зла и не отдает его Всевышнему.
Священник Виктор Цешковский
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.