Я. Лейкен. Явление Бога народу Израилеву на горе Синай, графика. Голландия , Амстердам . 1708 г.
Пресс безбожной цивилизации день от дня все сильнее, все беспощаднее давит на бытие и сознание «среднестатистического человека». Это выражается в предельном ускорении темпа жизни, информационном цунами, рисках на каждом шагу, всеобщем обмане и одиночестве, одичании и ожесточении, распространении гнуснейших пороков и насилия, утрате нравственных ориентиров и ценностей. Это происходит не случайно. Вселенский ужас попущен свыше Богом, чтобы, с одной стороны, зримо явить нам, людям, плоды нашей безмерной самонадеянности и желания жить «своим умом», в обход Божьих заповедей, а с другой – через скорби и страдания вызвать к жизни новую силу - «закваску» народа Божия.
Крах идеологий «от ума» подводит незримую черту: миражи строительства на земле царства Божия без Бога окончательно развеяны. Остается только одна идея, последняя спасительная идея «последних дней».
Эта идея – Бог, две тысячи лет тому назад открывший людям Себя и тайны мироздания в божественном Откровении. Целостная, древняя, неоспоримо жизнеспособная идея, правота которой подтверждена всем ходом мировой истории. Чтобы выжить, мы обязаны признать: существует иной центр бытия. И этот центр – Бог, а не человек. Он, а не «я». Правда, чтобы всем сердцем, всей душою, всей крепостью своею постичь эту истину, надо хотя бы немного отречься от себя.
В повседневной жизни мы, православные, исходим из того, что есть мир вещественный – зримый, а есть мир невещественный – духовный. Последний неизмеримо обширнее и ярче первого, он обитаем и первичен по отношению к миру земному. Зло, в категориях христианской догматики, не имеет собственной сущности, а представляет собой отсутствие добра или поврежденное добро. И сосредоточено зло не в материальных объектах, а в духах злобы поднебесной. При изучении природы зла, а равно и в борьбе с ним на первый план мы должны выводить душу или, по словам апостола Павла, «внутреннего человека». Это не надуманная теория, а сама истина и жизнь, которая может существовать и совсем без идеологии, как было до и будет после «эры интеллектуальных мудрований»; да и сама идеология, любая идеология – что это, как не внешнее выражение реальной жизни души и тела?
Итак, мы исходим из того, что:
- все во вселенной подвластно Богу, который есть сущее и все во всем («Аз есмь сый»), все происходит по Его благословению или попущению;
- в мире одновременно действуют три воли: Божья, дьявольская, человеческая, - но Божия выше всех;
- наша брань не против плоти и крови, а… против духов злобы поднебесной;
- не внешняя среда формирует человека, а, напротив, сам человек своими «тайными делами» созидает мир, делая его таким, каков он есть.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.