Итак в Изборске, 7-8 сентября, в самый разгар «мозговой атаки» интеллектуальной элиты национал-консерваторов на тему «Русское развитие» у меня возникло стойкое чувство дежавю: все происходящее я уже видел, слышал, переживал… и притом не один десяток раз. Круглые столы, симпозиумы, презентации, семинары, чтения, конференции. Бог мой! Годами мы вращаемся в каком-то замкнутом круге, уподобляясь то ли белке в колесе, то ли рудничной лошади, то ли упрямому парнокопытному, бредущему за морковкой. Понимаем ли мы это или не очень? А, может, понимая, стесняемся сами себе признаться.
Оппозиция, вся оппозиция – левая и правая, системная и несистемная, старая и новая – не просто оторвалась и «бесконечно далека» от народа. Она, как облако, дрейфует куда-то в сторону, увлекаемая энергией собственных речей. Порой мне начинает казаться, что в запале споров о том, что есть и что станет с Россией, мы как-то забываем о том, ради чего и кого все делается. Прения ради прений. Каждый приходит со своим мнением, с ним же и уходит. Обмена, обогащения, прорыва к истине - не получается. Единомыслия, единодушия, добровольного подчинения тому, кто объективно прав, - не получается. Синтеза идей – не получается. Будто содержимое мешка сушеного гороха высыпается на стол, исследуется, а потом собирается обратно в мешок и куда-то уносится.
Результат? Один из мудрецов: сказал: нет ничего сильнее своевременно высказанной идеи. Так вот, не получается у нас, увы, сложить эту самую идею и… овладеть таящейся в ней грозной силой. Главный субъект истории - народ остается к нашим потугам равнодушным. Не пронимают его наши «мудрования плотские и суетные», не трогают они его души.
Дальше. Не смог я, братцы, не обратить внимания на еще один, общий для всех наших патриотических «посиделок» печальный факт, а именно то, что предпочитаем мы больше говорить о настоящем и будущем, а не о том, что нам делать, чтобы исправить жалкое состояние нации и страны. Почему?
«Старая партийность» - партийность безбожная по своей сути, насквозь пропитанная страстями, амбициями, корыстью, жаждой личного успеха и славы, полностью исчерпала свой исторический потенциал. Ее некогда великие идеологии – исторические банкроты. Ее яркие, пассионарные вожди, кои, даже заблуждаясь, могли увлечь за собой миллионы людей, сменились невнятными «пыльными мешками», лилипутами с бегающими глазами. Ее величавые империи, посягавшие на мировое господство, уступили место вассальным «банановым республикам», служащим невесть чьим интересам. «Старая партийность» это, пользуясь евангельской аналогией, «старые меха», в которые нельзя влить молодое вино действительно преобразующей мысли. В ее затхлой атмосфере неизбежно зачахнет и погибнет все свежее, новое и яркое: не случайно, более ста лет назад святитель Андроник (Никольский ) категорически призвал русский народ «отгребаться всякой партийности»! Не услышали его тогда, не послушались. В очередной раз наступили на грабли. И получили, что имеем. Не могу в этой связи не привести следующий анекдот. Русский богатырь, просыпаясь, морщится от боли: на лбу его красуется огромная шишка. Кое-как натягивает на себя доспехи, берет меч и, выходя из сеней, обнаруживает на своем пути огромные грабли. Снова морщится и, вздыхая, говорит: «М-да, грабли на месте,… а идти-то надо!».
Даже так называемые православные партии «новой волны, возникшие на гребне послаблений процедур регистрации, не смогут избежать общей «старопартийной» участи: тифозный барак одинаково опасен человеку в арестантской робе, смокинге или рясе.
Но если мы берем на себя смелость ставить крест на целой полосе человеческих поисков «светлого будущего» и организационных формах, эти поиски сопровождавших, то видим ли мы, православные патриоты, какой-то иной путь, иной выход из гносеологического тупика?
Да, такой выход есть, и на портале «Переправы» мы уже его не раз пытались описать. Выход ровно там же, где расположен вход в нынешний, беспримерный по масштабу и глубине общечеловеческий кризис. Он – в человеке, в его мотивациях, в его «тайных делах», о которых говорил апостол Павел. Человек – всему голова и автор: и поступку, и книжке, и глобальному финансовому «пузырю», и атаке на Сирию. Всюду, если постараться, можно найти руку человека. (Хотя сегодня делается все, чтобы замазать антропную причинность происходящего и выставить вперед «структуры», «тенденции» и т.п.). Важно, какая воля водит этой рукой: Божья, демоническая или собственная дурная воля homo sapience (то есть та же демоническая). Только Бог, сотворивший человека совершенным существом, может помочь ему, однажды павшему, исправить тяжкие повреждения, возникшие в его природе вследствие падения. Отвергая Бога, утверждая, как это делал умалишенный Ницше, что «мы убили Его», мы добровольно и всецело вверяем души свои демонам-мучителям, у которых одна-единственная задача – погубить человека. Чего же мы тогда хотим, на что рассчитываем, если в схватке с демоном, как подчеркивали Святые отцы, мы бессильны хотя бы по той причине, что он нас видит, а мы его нет, мы живем семьдесят лет, а он – тысячи. Православная «наука из наук» вооружает жаждущего спастись в незримой битве со злом всем необходимым арсеналом знаний и навыков, но… кто из нас, «немного ученых» готов всерьез изучать эту «науку из наук»? Кто готов отбросить гордость светской образованности и дипломы, чтобы признать собственное невежество? Многие ли решатся сесть за парту первого класса в «школе духовного делания»? Вот вопрос – так вопрос! С него бы, пожалуй, и стоило начать первое заседание Изборского клуба.
Впрочем, это еще не все впечатления. До скорого!
Александр Нотин
Источник изображения: http://pln-pskov.ru/
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.