Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. Президиум слева направо: кн. Евгений Трубецкой, прот. Николай Любимов, митр. Арсений Стадницкий, Патриарх Тихон, митр. Антоний Храповицкий.
Две записки из архивного дела, без комментариев.
« В Новревтрибунал
9 февраля 1921 года
Сельский совет просит ревтрибунал отпустить возможное количество билетов на 11 февраля с.г. по делу митрополита Арсения и др. Население Никольской и Антониевой слобод в 600 чел. Для получения билетов делегируется тов.Борисов.»
«В церковно-ликвидационный отдел губисполкома 10 П -1921
Ник. Ник. Левендаль!
Прошу обязательно прислать с подательницей сего мне дело митрополита Арсения и др., так как я не читал этого дела ни одной строчки, а ознакомиться с ним могу только за сегодняшний вечер.
Прокурор Куприянов .»
Митрополита арестовали 20 января 1920 года. Он был готов к этому. Новая власть вела жестокое притеснение Церкви. Декрет об отделении её от государства позволял исполнителям применять беззаконие - обтекаемость большинства положений декрета давала возможность обосновать правомерность любых действий. В случае ареста - те же методы: еще не могут определить конкретную вину, а уже в заключение. Пытаются уличить в контрреволюции. Разве это так сложно в нынешние времена?
Через неделю освободили. Наверное, побоялись вызвать неудовольствие в обществе. Ведь только в ГубЧК пришло множество коллективных ходатайств жителей деревень Межник, Раглицы, Щелино, Шарок, Ст.Медведь - с просьбой «отпустить митрополита Арсения на поруки» до суда.
Следствие затянулось почти на год: подыскивали свидетелей, добывали факты. Наконец, сформулировали, что Митрополит обвиняется в противодействии мероприятиям Советской власти, во внесении сим дезорганизации в гражданскую жизнь Новгородской губернии, в нарушении декрета об отделении Церкви от государства и последующих его разъяснений, декрета о похоронах и т. д. В многословии всегда мало истины.
…Для заседания ревтрибунала отведен лучший зал в Епархиальном доме (у него сейчас другое название – Дом искусств). Скрипит паркет под сотнями ног, но венской мебели уже нет – растащили. Скудный февральский день приник к высоким окнам Рядом с Митрополитом на скамье подсудимых его братия епископ Алексий, протоиреи Яковцевский, Вихров, Соколов, члены бывшего епархиального совета Фиников и Скородумов. Они проходят по делу епархиального совета. Все обвиняются в контрреволюции.
Возбужденно переговариваются государственные обвинители Н.Н.Левендаль и юрисконсульт от управления Боровичского исполкома Ульянский, прокурор Куприянов все ещё листает следственное дело. Юристы А.И.Рабинович и А.М. Орлов не отрываются от своих записей. Трудная им досталась доля: назначены защитниками в порядке трудовой повинности. Вот и думай: воистину встать на защиту подсудимых или же только соблюсти проформу, чтобы не разгневать новую власть.
А митрополит спокоен. Он-то понимает, что нынешний суд – это мирская суета. Подлинным судом будет судить его деяния Всевышний и сама история. А перед ними совесть его чиста.
* * *
В декабре 1910 года в Новгороде появился новый владыка: преосвященный Арсений, архиепископ Новгородский и Старорусский, заменив на кафедре почтенного старца владыку Гурия, ушедшего на покой.
Новгородцы уже были знакомы с прибывшим архипастырем: в 1896 – 1897 годах он возглавлял духовную семинарию в городе и даже за столь короткий срок успел оставить по себе добрую память. Он вновь поразил горожан своей неуёмной энергией, желанием как можно скорее вникнуть во все дела вверенной ему епархии, узнать не только, что есть, но и что надобно для духовной жизни своей паствы. Первостепенным делом владыка посчитал сооружение епархиального дома. Существовавшее до сего времени одноэтажное здание постройки 1826 года было мало и непригодно для осуществления задуманных планов, ведь жизнь епархии ХХ века разительно отличалась от минувших лет:
- стали регулярны и многочисленны съезды и собрания духовенства, а для их проведения приходилось искать помещение на стороне или пользоваться залом Духовной семинарии, что находилась на дальней окраине города.
- Стали пользоваться популярностью в обществе религиозно-нравственные беседы, а для их проведения не было должного зала.
- За десятки лет существования епархии и ее учреждений накопились огромные архивы, но для них не было соответствующего помещения.
- Наезжающее в город духовенство по делам службы вынуждено искать пристанище из-за отсутствия такового в архиерейском доме.
Следует сказать, что еще владыка Гурий получил дозволение Св. Синода на постройку нового дома, но на этом дело и остановилось. И вот теперь за него взялся архиепископ Арсений. Уже в январе следующего года состоялось заседание строительной комиссии, на котором шел основательный разговор о епархиальном доме. Были рассмотрены планы и чертежи надстройки к имеющемуся зданию, выполненные епархиальным архитектором Дьяковым. Решение оказалось неожиданным: старое здание разобрать полностью и построить абсолютно новое. Чертежи и расчеты были поручены архитектору Н.К.Рагулину. Второго мая началась разборка. Весь строительный мусор с разрешения городской управы вывозили на Молотковскую и Спасскую улицы и использовали его для поднятия уровня.
Постройка епархиального дома – это самостоятельная история, к тому же поучительный пример четко налаженных взаимоотношений заказчика с подрядчиками и поставщиками, не знавшими нашего понятия «долгострой». Главным движителем всей этой работы был сам архиепископ. Ежедневно чуть свет он появлялся на стройке, поднимался на леса, проверяя работу исполнителей, заряжая их своей энергией и желанием соорудить прекрасное здание.
Открытие епархиального дома состоялось 2 декабря 1912 года. На торжества прибыли из Санкт-Петербурга владыка-митрополит Владимир и обер-прокурор Св.Синода В.К.Саблер. Среди гостей – губернские и городские власти, дивизионный генералитет, предводители дворянства, горожане. Всего – около трех тысяч человек.
Корреспондент столичных «Церковных ведомостей» восторженно описывал и торжества в Новгороде, и само здание: «…краса всего дома – величественный, громадный, в два света зал-аудитория – для лекций, бесед и собеседований. Акустика зала превосходная, освещается он электричеством, с множеством двойных бра и двумя эффектными хрустальными люстрами. Отопление паровое, паркетный пол и прекрасная венская мебель. По стилю зал напоминает несколько зал Петербургской Академии… Стены дома, его фундамент, бут, потолки- все это прямо циклопические сооружения. Они смело могут выдержать самый высокий конкурс на прочность.» ( И они выдержали во время минувшей войны.)
По благословению Св.Синода дом был назван Арсеньевским. Здесь разместились консистория, училищный и миссионерский советы, библиотека и иконно-книжная лавка Епархиального братства Св. Софии, епархиальный церковно-исторический музей, редакция «Новгородских епархиальных ведомостей». Отведено несколько покоев для приезжающего духовенства.
Но не подумайте, что занявшись строительством, архиепископ отстранился от своего главного предназначения – духовного наставления и просвещения своей паствы. Этому была посвящена вся его жизнь, все помыслы и деяния. Одной из первых забот он считал попечение о трезвости народной. Не усмехайтесь скептически, вспоминая нашу безрассудную горе-кампанию, обернувшуюся крахом. Если бы её инициаторы всесторонне изучили опыт предшественников, может быть, и не получили бы такого отрицательного результата.
С алкоголизмом боролась и самодержавная Россия. С введением в 90-х годах монопольной системы торговли спиртным одновременно стали учреждаться и попечительства о народной трезвости. В Новгороде действовал губернский комитет попечительства о народной трезвости, членом которого состоял и владыка. Он же возглавлял Епархиальное братство трезвости, которое уже по линии Церкви вело борьбу с алкоголизмом с 50-х годов минувшего века.
Когда в Москве 6 августа 1912 года открылся первый Всероссийский съезд практических деятелей в борьбе с алкоголизмом на началах религиозно-нравственных, то председательствовал на нем Высокопреосвященный Арсений, архиепископ Новгородский и Старорусский. Приведу лишь один отрывок из его вступительной речи:
«Среди общественных организаций борьбы с пьянством обращают на себя внимание церковные общества трезвости, которые борются с этим пороком под покровом Церкви…Сила этих обществ заключается в том, что они для слабой воли пьяницы дают более твердую опору в борьбе, возводя эту борьбу на путь религиозного подвига. Борясь с этим злом как злом нравственным, рассматривая его как грех, эти общества побуждают пьяниц перед Богом и перед совестью дать обет или зарок воздержаться на некоторое время или, быть может, навсегда от этого порока.
В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под её благодеятельным воздействием дающий обещание воздержания от пьянства укрепляется мало по малу и, наконец, совершенно отстает от этого порока…»
Архиепископ – человек мудрый, он понимает, что успехи в этой утомительной работе ещё незначительны:
«В чем же причина такого невнимания к церковным обществам трезвости? Первая причина, конечно, в том, что деятельность их мало кому ведома, так как она незримо совершается в народных недрах. Но главная причина – принципиальная. Она заключается в увлечении известной части общества односторонней идеологией экономического материализма, которая подчиняет всю жизнь человеческую безусловному господству особых социально- экономических законов, ставит её в исключительную зависимость от одних внешних чувственно-материальных условий и факторов существования…»
В 1914 году, будучи уже членом Государственного Совета, архиепископ Арсений четыре раза выступал во время обсуждения законопроекта об изменении и дополнении некоторых постановлений, относящихся к продаже крепких напитков, беспощадно критикуя неискренность и лицемерие защитников полумер.
Должна признаться, что чтение речей и проповедей архиепископа доставляет истинное наслаждение ума: столько в них проницательных мыслей, энергии ума, стремления приблизиться к истине, поэтому так много цитирую, чтобы и читатель почувствовал незаурядность этого человека.
Ирина Савинова
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.