8 марта с.г. состоялось очередное (третье) заседание русского экономического общества имени С.Ф. Шарапова. Участники заслушали продолжение доклада Николая Владимировича Сомина «"Крестовоздвиженское Трудовое Братство Н.Н. Неплюева, как прообраз христианской экономики». В своем сообщении докладчик попытался ввести уникальный феномен Крестовоздвиженского Братства в более общий контекст и рассмотреть вопрос: «какой же должна быть православная экономика?»
Сначала докладчик высказал мысль, что целью православной экономики должно быть спасение, приближение к Богу. Однако в силу того, что человек существо общественное и потому в значительной степени подверженное влиянию социума, спасение зависит и от социального устроения, и в особенности – от устроения экономической сферы. Должным образом организованная экономика может существенно помочь в достижении спасения души. И наоборот, экономика недолжная может препятствовать спасению, отдаляя человека от бога и понижая его нравственный уровень. И, причем, не для отдельных личностей, а в массовом порядке, исчисляемом многими миллионами.
Однако достижению высших форм хозяйствования, способствующих солидарности и умножению нелицемерной любви, препятствует падшесть человеческая, которая выражается прежде всего в эгоизме, самости, стремлении сделать себе лучше в ущерб другим. Падшести не может избежать никто, в том числе и христиане. И именно в имущественной сфере нравственный уровень христиан существенно разнится – есть удивительные бессребреники, готовые отдать буквально все, есть коллективисты, есть блюстители справедливости, а есть и приверженцы и ярые поклонники современного капитализма. Поэтому, прежде чем ответить на вопрос о православной экономике, следует рассмотреть несколько разных экономических укладов, различающихся нравственным уровнем. А затем уже определить границу между укладами. приемлемыми для христиан и неприемлемыми, которые православной экономикой названы быть не могут.
И далее автор рассказал о шести таких нравственных ступенях:
– общины, построенные по образу первохристианской Иерусалимской общины, где распределение осуществлялось «по потребности»;
– общины «неплюевского типа», в которых реализовывалось распределение «поровну»;
– социалистическая экономика, стремящаяся осуществить распределение по трудовой справедливости;
– рыночная экономика («народный капитализм»), где реализуется принцип «по заработанному»;
– современная либерально-капиталистичская экономика, в которой блага распределяются «по капиталу»;
– криминальная экономика, в которой господствует распределение «по силе».
После этого Н.В. Сомин сделал вывод о том, что искомой разграничивающей чертой является граница между социализмом и рынком. Почему? Потому что по большому счету эта граница проходит между экономикой наживы и экономикой служения. Рынок ведет к капитализму, а тот при всех обстоятельствах будет экономикой наживы, в которой властвует религия денег. Социализм же может быть экономикой служения, если, конечно, его идеология будет базироваться на христианских ценностях.
В конце доклада автор дал абрис того, что в принципе может быть достижимо для России, даже в условиях человеческой падшести. Лучшим для нее может стать экономический уклад, основанный на общественной собственности на средства производства (при условии православного государства и православной общественной идеологии). И на этой основе могут успешно развиваться общины «неплюевского» или даже «иерусалимского» типа, в которых превалирует любовь и солидарность.
Автору были заданы многочисленные вопросы, связанные с пониманием справедливости в экономике, с возможностью формирования трудовых христианских общин в условиях современного технологического уклада, с оценкой опыта Братства в советский период, со значением традиций русской крестьянской общины для формирования православной экономики, с соотношением межличностных и абстрактно-экономических отношений в хозяйственной деятельности и др.
В дискуссии по докладу были подняты важные проблемы построения православной экономики. Константин Николаевич Соколов, член президиума Народного собора, главное внимание уделил необходимости формирования ясного общественного идеала, которым может стать только образ коллективизма труда и коллективизма потребления. Одна из наших главных задач – отстаивание и наращивание прав трудовых воинских и служебных коллективов. Геннадий Михайлович Москалев в своем выступлении сконцентрировал внимание на православном понимании смысла экономической деятельности, подчеркнув, что Братство Неплюева дало ясное понимание православной экономики как экономики, которая делает человека в процессе труда достоянием Божьим, утверждая свободу добра. Он напомнил и об опыте колоний Макаренко, которые являли собой пример широкого самоуправления и творческой саморелизации человека.
В конце заседания председатель общества В.Ю.Катасонов подвел краткие итоги, и было решено, что, поскольку тема обсуждения вызвала активный интерес у участников, обсуждение ее будет продолжено на следующей встрече, которая состоится 22 марта с.г.
Общество продолжает формировать план работы на 2012 год. Принимаются заявки на выступления. Просьба посылать их по адресу: perepravaorg@mail.ru.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.