Зачем нам новый Катехизис? Вчера в стенах Русского экономического общества имени Сергея Шарапова прошло обсуждение проекта новой редакции православного Катехизиса. Авторство этого проекта принадлежит Синодальной библейско-богословской комиссии, которую возглавляет митрополит Илларион. Сразу скажем: тема большая, сложная и неоднозначная. Потому и обсуждение в зале Синодального отдела по взаимодействию с армией получилось довольно бурное. Непростую миссию докладчика взял на себя один из московских протоиереев.
Одним из главных, а по сути – центральным сразу стал вопрос: зачем всё это нужно именно сегодня? Да, общеизвестно, что действующий ныне Катехизис был составлен святителем Филаретом Дроздовым почти 200 лет назад. Но ведь истина возраста не имеет. Евангелию и того больше. К тому же, Филаретов Катехизис изначально имел две редакции: развернутую и краткую. С его помощью тысячи, если не миллионы людей осознанно пришли к Святому Крещению через усвоение основ правильной православной веры. Что с тех пор изменилось? Нам твердят: новое время, новые технологии, новые нравы. Но так ли это? Человек-то не меняется. И в этом смысле, Катехизис святителя Филарета сегодня столь же проникновенен и эффективен, как и два века тому назад.
В этой затее явно есть что-то другое. Хорошо еще, что по благословению патриарха Катехизис в новой редакции не был принят келейно и сразу. Церковную общественность пригласили к обсуждению этого документа на предмет конструктивных замечаний. Правда, не по всем шести разделам, из которых он состоит, а лишь по первым трем, которые касаются собственно вероучительных истин. Финальные три раздела выведены за скобки. Считается, что они уже утверждены Архиерейским собором и не подлежат пересмотру. Между тем, как отмечалось многими экспертами, во всех разделах присутствуют сомнительные с точки зрения христианской каноники и догматики формулировки. Они не только уступают по точности нынешнему Катехизису, но и во многих случаях выглядят толерантными уступками и оговорками в пользу прямого православно-католического сближения на почве экуменизма. Например, в итоговой части документа мелким шрифтом указано, что критика католицизма недопустима, и уличенное в ней священство подлежит прещению. Во многих местах исподволь проводится мысль об отсутствии сколько-нибудь серьезных различий между двумя главными ветвями современного христианства – православием и инославием. Не только о недопустимости, но и о необходимости их сближения на благо всего человечества. Итогом дискуссии стало единодушное решение участников – а их было не менее ста – направить от имени Общества официальное обращение в церковные инстанции с предложением не утверждать данный документ в его нынешнем виде. А лучше всего – оставить проверенный временем Филаретов Катехизис. Не зря в народе говорят: лучшее – враг хорошего. А в вопросах духовной жизни это правило становится почти аксиомой.
Что больше всего пугает и огорчает в этой очередной инициативе? По нашему общему убеждению, согласному со Священным Преданием, любое отступление от истины Христовой, большое оно или малое, сразу происходит или постепенно, опасно не потому, что ссорит между собой богословов - это полбеды – а потому, что незаметно лишает Церковь божественной благодати, подаваемой в таинствах. Вот где корень зла. Лишенная же благодати Церковь засыхает и умирает, превращается из живого организма в мумию, перестает вести людей к спасению. Католицизм, увы, уже постигла эта участь, что известно и архиереям, и мирянам. Православие еще живо. И, даже болея, еще способно проводить благодать в падший мир. Что будет, если сухую ветвь привить к зеленой? Зеленая сильнее не станет, а мертвая не оживет.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.