Фрагмент интервью Владимира Легойды, главы Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Русской Православной Церкви в передаче «Русский ответ» на канале «Царьград» с комментарием Председателя РЭОШ В.Ю. Катасонова.
Ведущий передачи «Русский ответ» на канале «Царьград» Андрей Афанасьев недавно (30 июня) обсуждал с Владимиром Легойдой, главой Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Русской Православной Церкви, итоги так называемого «Всеправославного» Собора на Крите. Помимо всего в беседе были затронуты такие понятия, как «консерватизм», «либерализм», «традиционализм» в контексте церковной жизни, их понимание с христианской точки зрения. В ходе разговора В.Р. Легойда вышел на крайне актуальный для православных вопрос о том, насколько взгляды человека на экономику, политику, социальную жизнь соотносятся с его христианством, принадлежностью к Церкви. Эти вопросы крайне редко затрагиваются официальными представителями Московской Патриархии. Поэтому я специально выделил эту часть беседы и воспроизвожу ее ниже.
Владимир Легойда:
И Церковь, можно сказать, что она традиционна. А это все-таки категория, которая отличается, безусловно, или от либерализма, категории либерализма, и категории консерватизма, в том числе. Человек, например, придерживающийся либеральных взглядов в экономике, он совершенно спокойно может быть православным верующим, приходить в храм, причащаться, и никто, никакой батюшка, перед тем как причастит, у человека не спросит: а ты случайно не либеральный экономист?
Андрей Афанасьев: За Кейнса или за кого?
Владимир Легойда:
Да. Отойди, пожалуйста, Святые Дары я тебе не преподам. Конечно, так нельзя считать. С третьей стороны, если говорить о таком философском либерализме, как вот принципиальном отходе культуры, философии какой-то, мировоззрения от Бога, от веры, принципиальной, то здесь, конечно, Церковь с этим никак согласиться не может. Но вопрос такой непростой, потому что, если не определять точно, что имеется в виду, то очень много таких смысловых сразу коннотаций, которые могут просто дезориентировать. И главное, с чем я, конечно, как человек, не соглашусь никогда, это с тем, что, если человек придерживается в экономической или политической плоскости тех или иных взглядов, то это автоматически его делает или не делает православным. Это, конечно, не так. То есть, главное – это вера, вера во Христа (конец фрагмента).
Комментарий В.Ю. КАТАСОНОВА:
Слава Богу, что эта животрепещущая тема соотношения социальных взглядов (не только экономических) и религиозных убеждений христианина хоть как-то попала в «кадр» беседы. Еще раз повторю: эта тема очень редко затрагивается в проповедях священников, современных богословских трудах, выступлениях нашего священноначалия и представителей аппарата МП РПЦ.
Трудно не согласиться с В. Легойдой, что «вопрос такой не простой», «очень много таких смысловых сразу коннотаций, которые могут просто дезориентировать». Тем более, это делает актуальным широкое обсуждение вопроса о том, как соотносится христианство человека и его социальное мировоззрение. Действительно ли политические, экономические и социальные взгляды человека независимы от его христианской совести. Конечно, я далек от того, чтобы утверждать, что какие-то социальные взгляды могут человека могут человека автоматически делать «православным», а другие взгляды, наоборот, лишать его такого статуса. Но то, что одни взгляды могут человека приближать к Богу и Церкви, а другие – отдалять, — для меня очевидно. Некоторые из них могут постепенно превращать человека сначала в «номинального» христианина, затем в агностика, и, в конце концов, безбожника и даже богоборца. Все это наглядно видно на примере эволюции католицизма, разложение которого в средние века началось именно на хозяйственно-бытовом уровне. Внутри католицизма возникало толерантное отношение к ростовщическому проценту, прибыли, эксплуатации человека человеком, индульгенциям и т.п. Евангельская фраза «не можете служить Богу и мамоне» становилась все более формальной, центр тяжести постепенно, незримо перемещался от Бога к мамоне. Что и породило протест Лютера, реформацию, протестантизм с его духом «капитализма». Все это достаточно наглядно описано в работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Еще раз повторю: революция Лютера произошла не потому, что в католицизме в то время появились какие-то догматические новации. Их не было. Все происходило на хозяйственно-бытовом уровне. Незримо менялось мировоззрение людей, находившихся в лоне католицизма. В своей книге «О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном» я пишу, что вирус ростовщического процента подтачивал души людей, все более удалял их от Бога.
В другой своей книге «Религия денег» я утверждаю, что сегодня за вывесками многих «традиционных» религий скрывается строительство единой мировой религии. Она очень многогранна. Одной из ее граней является поклонение мамоне. Поэтому одно из ее названий – «религия денег». Именно в социальной и экономической сфере происходит повседневная жизнь христианина. Именно здесь у него является возможность проявить себя истинно верующим человеком, живущим по Христу. Да, мы сегодня слабы. Да, мы сегодня не только не живем по Христу, но даже нарушаем те десять минимальных заповедей, которые были даны Богом через Моисея жестоковыйному еврейскому народу. Но мы, даже будучи слабыми, должны остро чувствовать наше отхождение от Христа, остро переживать наши грехи. Не только по части нарушения поста или еще каких-то бытовых нарушений, а именно в сфере социальной и экономической, где мы пребываем большую часть своей жизни.
В своих работах (основная из них: «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации») я пытаюсь донести до читателя очевидную мысль: современная либеральная экономическая модель – новое название того общественного порядка, который называется «капитализм». Тот самый капитализм, который разрушал устои христианства в Европе. А позднее стал разрушать их в и России. В красивых упаковках «экономического либерализма» заложен смертельный яд материализма, богоборчества, антихристианства.
Это — очевидная вещь. Именно для того, чтобы как-то помочь православному человеку ориентироваться в современной социальной жизни, и был принят в 2000 году документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». К сожалению, в нем много недомолвок и даже двусмысленностей. Думаю, что следует продолжить работу над документом. Он должен стать важной подмогой для христиан, желающих спастись в эти непростые времена для мира и России.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.