Война на Украине, начавшаяся весной этого года, носит достаточно странный характер. С одной стороны, так называемая антитеррористическая операция (АТО), проводимая Киевом на юго-востоке страны, отличается особой жестокостью. Особенно учитывая, что украинские вооруженные силы вели и продолжают уничтожать не внешнего врага, а собственный народ, единокровных братьев. С другой стороны, между воюющими сторонами до последнего времени сохранялись определенные финансовые отношения.
Эта странная война
Власти Киева постоянно заявляли, что не могут оставить народ юго-востока на произвол судьбы и не раз выражали приверженность своим обязательствам по перечислению финансовых средств из бюджета в Донецкую и Луганскую области. Считается, что эти области дотационные, что без денежных трансфертов из украинского бюджета они существовать не могут. Конечно, «дотационность» Новороссии – миф, созданный Киевом, но пусть это лукавство остается на совести тех, кто сконструировал такую систему. Новороссия – донор всей Украины, просто этого донора уже более двадцати лет держат на «голодном пайке», возвращая ему часть отобранного в виде трансфертов. Но даже эти денежные трансферты в Новороссию (при красивой риторике Киева) резко сократились в середине лета, а в августе они были уже близки к нулю.
В то же время Донецкая и Луганская области продолжали выполнять свои налоговые обязательства перед бюджетом. 7 ноября киевские власти обнародовали следующую любопытную информацию: за девять месяцев 2014 года население и бизнес Донецкой области снизили объемы перечисления налогов и сборов. В частности, в бюджеты всех уровней поступило 16 млрд. гривен (чуть больше 1 млрд. долл.), что на 19,6% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Киев воспринял это как «ЧП». Как ни в чем не бывало (как будто и нет никакой войны с Донбассом), власти Украины сообщили: на 1 октября текущего года из «из 46 бюджетов области не выполнены показатели Минфина по доходам в 40 городах областного значения и районах региона на сумму 541,2 млн. грн.» (при сегодняшнем курсе гривны это эквивалентно 38,8 млн. долл.). Нетрудно вычислить, что невыполнение Донецкой областью плана по налогам за девять месяцев 2014 года составило немногим более 3 процентов. Как говорится, «война войной, а налоги надо платить». И Донбасс платит! Вернее не весь Донбасс (население там за несколько месяцев полностью обнищало), а крупные предприятия региона, осуществляющие поставки своей продукции в другие регионы Украины и за рубеж. Имеется помесячная информация о перечислении налогов Донбассом, которая показывает, что даже после того, как Киев перекрыл «финансовый кислород» Донбассу, налоги оттуда продолжали поступать в Киев (данные за август и сентябрь). Война более чем странная!
Знаковое заявление А. Яценюка от 5 ноября 2014 года
Знаковым событием в финансовых отношениях Киева и Новороссии стало заседание правительства Украины 5 ноября 2014 года. Тот самый А. Яценюк, который до этого произносил высокопарные слова о том, что Киев «не может бросить своих братьев на оккупированных территориях», на указанном заседании сделал заявление противоположного характера. Премьер-министр сообщил, что Киев полностью прекращает бюджетное финансирование всех организаций и учреждений на территории Донецкой и Луганской областей, не подконтрольных центральной власти.
Многие эксперты полагают, что такое решение было спровоцировано выборами, которые накануне прошли в Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республике и которые рассеяли последние иллюзии Киева. Некоторые оценивают заявление Яценюка как проявление мести мятежным республикам. Другие полагают, что таким образом власти Украины намереваются добиться коренного перелома в противостоянии с мятежниками. Обращается внимание на то, что Яценюк не сказал, что Киев прекращает финансирование двух областей вообще. Он сказал о прекращении финансирования организаций и учреждений на территории, подконтрольной «мятежникам». Тем самым власть стимулирует перемещение соответствующих организаций и учреждений на территории двух областей, которые находятся под контролем вооруженных сил Украины. Не секрет, что значительная часть бюджетных трансфертов предназначается для выплаты пенсий и пособий. Власть заявила, что не отказывается от своих обязательств по этим социальным выплатам, но жителям «оккупированных» территорий предлагается ходить за пенсиями и пособиями…через линию фронта. А может быть, власти рассчитывают, что в результате решения, принятого 5 ноября, начнется «великое переселение народов» в те части страны, которые свободны от «терроризма»?
Впрочем, по мнению некоторых экспертов, все проще: речь идет о чисто прагматическом решении премьера, продиктованном жесткими финансовыми реалиями сегодняшней Украины. Мол, Яценюк изыскал еще один резерв для того, чтобы оттянуть дефолт «незалежной».
На заседании правительства 5 ноября было сказано, что территории, находящиеся под контролем «террористов», требуют дотаций в расчете на год на сумму более 30 миллиардов гривен (свыше 95 миллиардов рублей). Однако финансировать их до тех пор, пока они не вернутся под влияние Киева, не планируется. «Уберутся прочь с территории Донецкой и Луганской областей российские террористы - мы неотложно вернем контроль над территорией и выплатим персонально каждому человеку ту социальную льготу, на которую он имеет право», — заявил Яценюк. Выделение региону денег в нынешней ситуации украинский премьер расценил как «поддержку российского терроризма». Ниже мы приводит сводную справку, составленную на основе информации, которая была озвучена на заседании правительства 5 ноября:
Масштабы дотаций из бюджета Украины Донецкой и Луганской областям (годовой объем, млрд. долл.)
Регион |
Всего |
Неподконтрольные центральной власти Украины территории* |
Подконтрольные центральной власти Украины территории* |
Донецкая область |
2,50 |
1,30 |
1,20 |
Луганская область |
1,32 |
0,98 |
0,34 |
Итого |
3,82 |
2,28 |
1,54 |
* Границы по состоянию на начало ноября 2014 года
В валютном эквиваленте действительно новация Яценюка действительно может дать большую бюджетную экономию – почти 2,3 млрд. долл. в расчете на год. Это сопоставимо со средним по величине траншем МВФ или той суммой, которую Украина должна сегодня заплатить «Газпрому» (для того, чтобы поставки природного газа из России могли возобновиться). Но такое решение имеет и серьезные минусы, о которых власти Украины наверняка знают, но пытаются их маскировать.
Некоторые эксперты видят в этом акте признание Киевом де-факто новых государственных образований. А другие полагают, что решение правительства от 5 ноября ускорит создание в новых республиках своих бюджетно-налоговых систем с тем, чтобы не допустить финансового краха и социальной катастрофы.
Финансовый разрыв не был неожиданностью для Новороссии
Впрочем, Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика предвидели подобное развитие событий, понимали, что полный финансовый разрыв с Киевом неизбежен, что к нему надо готовиться загодя. И что своим заявлением Яценюк лишь зафиксировал то положение, которое де-факто сложилось уже в середине лета.
Демонтаж финансовых отношений Киева с юго-востоком Украины начался еще весной и происходил постепенно, поэтапно. Перечисление денежных средств на выплаты пенсий, социальных пособий и зарплат бюджетникам фактически было уже прекращено в середине текущего года. Бюджетники и пенсионеры были брошены на произвол судьбы. Летом из Национального банка Украины (НБУ) последовала команда о закрытии своих управлений в Донецкой и Луганской областях. Потом они были открыты вновь на какое-то время, а затем, в августе окончательно прекратили свою работу. В начале августа НБУ дал указание украинским банкам о приостановке всех финансовых операций на территории, находящейся под контролем сторонников самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. С этого момента Новороссия осталась вообще без банков, возможностей осуществлять безналичные платежи и расчеты, все денежное обращение основывалось лишь на наличных денежных знаках – преимущественно украинских гривнах и российских рублях.
Еще в начале июля тогдашний премьер-министр ДНР Александр Бородай на круглом столе с бизнесменами региона заявил, что предприятия Донбасса должны уже в июле начать платить налоги в казну ДНР. «Мы прекращаем платить налоги в бюджет Киева. На время переходного периода налоги будут составлять 5 процентов с оборота», - сообщил участникам встречи А. Бородай. «Заплатить налоги за июль можно будет уже в начале августа", — добавил он. Объявленный в ДНР переходный период будет длиться до конца года, но может быть продлен, заявил премьер-министр правительства ДНР. Каковы будут налоги после окончания переходного периода, пока неясно. Еще до этого вице-премьер ДНР по вопросам экономики Андрей Пургин заявлял, что Донецкая Республика планирует перевести под свою налоговую юрисдикцию крупные предприятия региона. В частности, ДНР пытается добиться, чтобы налоги в ее бюджет платила Донецкая железная дорога, управление которой уже было под контролем республики. Однако Пургин констатировал, что до сих пор бюджет ДНР формируется на наличной основе. Он признался, что пока непонятно, сумеет ли ДНР организовать безналичные платежи. К слову сказать, похожие планы создания собственной налоговой системы (примерно в то же время) формулировались и руководителями ЛНР.
К сожалению, исполнение решений о создании своей налоговой системы в ДНР и ЛНР затянулось. И на сегодняшний день не ясно, когда они начнут исполняться в полном объеме. Причины разные.
Когда я говорю о крупных предпринимателях, я, конечно, в первую очередь, имею в виду Рината Ахметова. Но это также Сергей Тарута, Олег Мкртчан, Дмитрий Фирташ и другие.
Первые шаги по созданию налоговой системы Новороссии
Не вдаваясь в детали, отметим, что в октябре в ДНР и ЛНР началось создание собственных налоговых систем, причем в первой из республик этот процесс идет быстрее. В ДНР создано Министерство налогов и сборов (МНС). Было принято «Временное положение о налоговой системе Донецкой Народной Республики». Согласно этому документу, для юридических лиц налог определен в 20% от чистой прибыли, для физических лиц - предпринимателей - по выбору: 2,5% с валового дохода или 20% от суммы чистой прибыли. Для пассажирских перевозчиков предусмотрена упрощенная система уплаты налогов: 170 гривен в месяц для пассажирских такси и 500 гривен в месяц для маршрутных такси. Розничная торговля на рынке будет облагаться единым налогом - 150 гривен в месяц. Министр доходов и сборов ДНР Александр Тимофеев пообещал крупным производителям налоговые льготы, размер которых в каждом конкретном случае будет определяться в «ручном режиме». Поставлены задачи формирования таможенной службы и налоговой полиции, которые будут находиться в подчинении МНС.
Для того, чтобы у ДНР появились свои доходы, мало создать специальное министерство, таможню и налоговую полицию. Есть проблемы еще более сложные. Какой валютой платить? – Российскими рублями, украинскими гривнами, своей специально созданной валютой? Как осуществлять перечисление налогов в безналичной форме? Ведь на сегодняшний день в Новороссии циркулируют лишь наличные деньги. Очевидно, что надо создавать свою денежно-кредитную систему. В ДНР в октябре был создан свой центральный банк, который получил официальное название «Центральный республиканский банк» (ЦРБ). В начале ноября власти ДНР сообщили, что ЦРБ открыл отделения в Донецке и 10 городах. Министерство налогов и сборов предложило юридическим лицам, прошедшим перерегистрацию, открывать счета в отделениях ЦРБ. Первые налоги должны быть уплачены в казну ДНР в ноябре месяце.
Финансовый разрыв: это больно и опасно
Но есть еще более серьезная проблема. Нет сомнения, что малый и средний бизнес откроет счета в ЦБР и начнет платить налоги. Однако львиная доля налогов до сих пор в бюджетную систему Украины уплачивалась крупными предприятиями. Еще в начале лета власти ДНР пытались заставить Р. Ахметова и других украинских олигархов переориентировать свои налоговые отчисления с Киева на Донецк. Предупреждая, что в противном случае их активы будут национализированы. Но тогда у олигархов были веские отговорки: в ДНР не было своей налоговой службы и банковской системы. Сегодня ситуация меняется на глазах. Р. Ахметов и другие олигархи оказываются «между молотом и наковальней». Если они откажутся от перечисления налогов в Донецк, то рискуют подвергнуться национализации. Если они согласятся на такое перечисление, то немедленно попадают в «черные списки». Ведь на Западе подобные налоги будут восприниматься как финансирование терроризма. Итак, мы становимся свидетелями нового акта противостояния Киева и Новороссии, когда происходит полный разрыв их финансовых отношений. Разрыв будет иметь далеко идущие последствия.
В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.