Напомним, что на 20 декабря с.г. прошла большая встреча нашего президента с представителями СМИ. В.В. Путину были заданы десятки вопросов, касающихся самых разных сторон нашей жизни. В той или иной степени в ответах президента были затронуты вопросы: состояния российской экономики, уровня жизни, демографической ситуации, выборов, ветеранов и пенсионеров, политической конкуренции и оппозиции, борьбы с коррупцией и судебной системы, наших отношений с США и Акта Магницкого, деятельности Газпрома и отношений России с Украиной, ВТО, зимнего и летнего времени, отношений с Грузией и Китаем, об усыновлении детей из России и т.д. Газета «Невское время» обратилась с просьбой прокомментировать ответы В. Путина на указанной встрече к ряду экспертов. В том числе к председателю Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова проф. В.Ю. Катасонову. Приводим этой комментарий.
Валентин Катасонов, экономист, профессор кафедры международных финансов МГИМО
Свою пресс-конференцию Владимир Путин по традиции начал с экономических показателей, хотя они, увы, выглядят не такими оптимистичными, как в 2011 году. Темпы роста ВВП и промышленности слегка замедлились, хотя и уровень безработицы тоже сократился. Некоторый спад нашей экономики президент объяснил общей болезнью на мировых рынках – в частности, усугубление рецессии в странах ЕС. И хотя на фоне тонущих под бременем долгов государств еврозоны Россия смотрится неплохо, я бы поостерегся от битья в барабан.
Вдумайтесь: почему от европейской рецессии у нас падает рост? Почему из-за каждого чиха на мировых рынках мы подхватываем вирус? Потому что экономическое развитие России – ВВП, инвестиции и так далее – на 90 процентов определяется ситуацией на мировых рынках углеводородов, ставками по кредитам на мировых финансовых играх, торгами на западных и восточных биржах и прочими внешними факторами.
Впрочем, ситуацию можно исправить – но не с помощью словесных имитаций, а с помощью решений совсем другого масштаба. Что это могут быть за решения? Назову лишь самые главные: введение ограничений на движение международных капиталов, полная перестройка деятельности Центрального банка (он должен принадлежать российскому государству, а не быть фактическим филиалом западных институтов) и реальная борьба с офшорами.
Что касается деофшоризации, то на эту тему уже целый год говорится много правильных слов. Прозвучали они и вчера на пресс-конференции Владимира Путина, однако до конкретных шагов пока дело не доходит. Во всяком случае, широкой общественности их не видно. А между тем офшоризация представляет реальную угрозу экономическому будущему России, поскольку в этом случае речь идет не просто о вывозе капиталов за рубеж, а о выводе активов. Приведу один красноречивый пример. Год назад в московском аэропорту Домодедово прогремели взрывы. Руководство страны начало искать, кто виноват. И тут же выяснилось, что крупнейший в стране аэропорт и к тому же стратегический объект управляется офшорными структурами. Распутав всю цепочку, удалось найти владельца этой компании, но, скорее всего, он лишь подставное лицо, тогда как реальными бенефициарами являются совсем другие люди.
Пока сложно судить, готово ли руководство России к полноценной войне ради обретения экономического суверенитета. Заявления Владимира Путина о борьбе с офшорами и инициатива депутата от «Единой России» Евгения Федорова по поводу «национализации» Центробанка не могут не вселять оптимизм. Но нельзя забывать, что президент заговаривал о создании в России независимого эмиссионного центра («печатного станка») еще в начале 2000-х годов, но свою идею в жизнь пока не воплотил.
Что же мешает довести до ума эти начинания? Отважится ли российское руководство на разворот всего корабля отечественной государственности? Может быть, оно делает предупредительные выстрелы и готовится к решительному рывку в будущем? Ответы на эти вопросы покажет ближайшее будущее.
Газета «Невское время», 21 декабря 2012 г.
Мое послесловие к публикации в газете «Невское время».
Комментарий у меня брали по телефону. Мои оценки ответов президента были более жесткими и однозначными. Комментарий очень сильно «отредактирован». В частности, я приводил ряд примеров «смелых» и «решительных» деклараций Путина в прошлом, которые таких и остались декларациями. Я полагаю, что встречу Путина с журналистами 20 декабря с.г. следует воспринимать лишь как очередной сеанс «массового гипноза». В этой сфере наш президент действительно поднаторел. Но лично на меня эти сеансы воздействия не оказывают. Оптимизма они в меня не вселяют, как это утверждает газета (я этого по телефону сказать не мог).
Председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова проф. В.Ю.Катасонов
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.