переправа



Иерусалимский храм как финансовый центр



Опубликовано: 11-10-2012, 18:40
Поделится материалом

РЭО


Иерусалимский храм как финансовый центр

Храм Соломона в Иерусалиме

 

 

Предлагаю введение и фрагмент из подготовленной мною к публикации книги «Иерусалимский храм как финансовый центр».

 

В.Ю.Катасонов

 

Никто не может служить двум господам: или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Мф. 6:24.

 

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. Мф. 21: 12-13.

 

Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! Что больше:  золото или храм, освящающий золото? Мф.23: 16-17.  

 

Введение

 

На страницах «Нашего дела»[1] была представлена моя статья «Об изгнании Христом торговцев и менял из храма», которая завершалась обещанием рассмотреть более подробно финансово-экономическую деятельность Иерусалимского храма. Мною тогда была сформулирована задача рассмотреть «кем и как была организована торгово-ростовщическая деятельность в Иерусалимском храме; какое место она занимала в тогдашней экономической системе Иудеи и всей Римской империи; каковы были масштабы этой деятельности; как эта деятельность в целом влияла на жизнь людей в Идее и за ее пределами».   Пытаясь ответить на эти и другие смежные вопросы, я обнаружил, что в формат журнальной статьи мое даже самое предварительное исследование никак не укладывается. Получилась работа более объемного формата, которую я и представляю на суд читателя.

 

Здесь я еще раз повторюсь, что Иерусалимский храм имел большое значение для жизни еврейского народа, причем не только как центр религиозной жизни, но также как финансовый центр. Изучение этой стороны храма представляет для нас интерес, прежде всего, для более глубокого понимания той сцены изгнания торговцев и менял из храма, которая описана в Евангелиях.  Впрочем, как и для понимания многих других евангельских сюжетов.

 

Но не исключено, что это также поможет понять, что за две тысячи лет человеческой истории  устройство национальных и международной финансовых систем не претерпело  радикальных изменений.  Никуда не исчезли и последователи тех,  кто две тысячи лет назад управлял  Иерусалимским храмом как духовным и финансовым центром.  Остались неизменными и стратегические цели, которые вынашивали тогдашние жрецы храма и которые продолжают преследовать их нынешние преемники. Как говорил премудрый Соломон«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, — и нет ничего нового под  солнцем. Говорят: "смотри, вот это новое", но это было уже в веках, бывших прежде нас.  Нет памяти о прежнем, да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после нас»[2].


Суд над Христом, или модель отношений иудейских вождей и римской власти  (параграф из главы 4 «Финансовая дань метрополиям»)

 

Жизнь и служение Христа происходили на фоне  правления  римского императора Тиберия и проводимых им реформ, в том числе финансовой[3].   Без понимания сути этих реформ и характера отношений между Иерусалимом и Римом трудно уловить отдельные нюансы и акценты Евангелия, понять подтекст отдельных  его историй и слов Спасителя.

 

Взять, например, историю изгнания Христом торговцев и менял из Иерусалимского храма[4].  С учетом сложившегося баланса в отношениях между Римом и Иудеей первосвященники и члены Синедриона очень опасались, что эта история  может дойти до Рима и  вызвать со стороны императора подозрения в том, что Иерусалим не в полном объеме платит налоги в римскую казну. Первосвященник даже  произнес на заседании Синедриона  знаменитую фразу-приговор, ставшую пророчеством: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб»[5]. При этом, конечно, первосвященник  о судьбе  еврейского народа думал в последнюю очередь. За его популистской фразой скрывался  примерно такой подтекст: «В Риме узнают о беспорядках в Иерусалиме, а это может повредить нашим отношениям с императором, что, в свою очередь, может нанести ущерб  доходам храма, т.е. нашим личным доходам».

 

А тут еще  вскоре после  изгнания менял и торгашей из храма Христос  публично начал обличать   книжников и фарисеев: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи…»[6]. Особенно невыносимы мы для них Его слова,  обличавшие их сребролюбие, которые они всячески маскировали внешним благочестием.  Фактически Христос прямо сказал, что книжники и фарисеи поклоняются не Богу, а  тому золоту, которое собрано в стенах Иерусалимского храма: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото?»[7]

 

После  «чрезвычайного» события в Иерусалимском храме (изгнание торгашей) и обличительного выступления Христа иудейские вожди особенно утвердились в своем решении убить  Его. За два дня до пасхи «собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить»[8].

 

Также стоит еще раз вспомнить достаточно странное поведение Понтия Пилата, римского прокуратора, когда к нему привели на суд Иисуса Христа. Известно, что Пилат не раз проявлял жесткость и даже жестокость в разных ситуациях, в том числе в отношении иудеев на подведомственной ему территории. Однако в отношении Христа он проявил непоследовательность и беспринципность. А если выражаться юридическим языком, - беззаконие. 

 

Для разъяснения этого юридического момента обратимся к работе иеромонаха Иова (Гумерова) «Суд над Иисусом Христом»: «Представителю римской власти принадлежало право утвердить или отменить  приговор синедриона, то есть окончательно решить участь Узника. Таким судьей, сказавшим решающее слово, был пятый прокуратор Иудеи и Самарии Понтий Пилат. Формально у него была полная возможность принять справедливое решение и не допустить страшного преступления, совершившегося в подвластном ему городе. Римские закона были четки и ясны. Опираясь на них, римский судья…мог без затруднения увидеть, что обвинения против Узника не имели никакой законной силы…

 

О своем праве принять окончательное решение в том суде, который состоялся над Иисусом, Пилат сказал во время допроса: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? (Ин. 19,10). Это было верно лишь формально, юридически. Реально же Понтий Пилат не был самостоятелен: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Ин. 19,11).

 

Иерусалимский храм как финансовый центр
Антонио Чизери, Ecce Homo (Се, Человек!). Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата

 

Что же произошло в то утро в Иерусалиме? Почему при столь ясной юридической ситуации был вынесен смертный приговор? На это отвечает вся история человеческих сообществ – законы не действуют сами, их исполняют люди»[9]

 

   Метания  Понтия Пилата  на суде над  Христом показали, что он был лишь «игрушкой» в руках первосвященников и старейшин. Проследим кратко основные вехи «суда» Пилата над Христом[10]:

 

- сначала он сказал, что не находит вины Иисуса, однако вожди отвергли такое решение;

 

-  затем он попытался перенести ответственность за принятие решения на тетрарха  Галилеи  Ирода Антипу, однако тот вернул Христа без какого-либо обвинения со своей стороны;

 

-  затем он попытался ограничить наказание бичеванием, однако народу и вождям этого оказалось недостаточно;

 

-  затем он предложил первосвященникам и старейшинам судить Христа своим судом, однако они лицемерно отказались;

 

-  наконец, он предложил, согласно существовавшему обычаю, отпустить Христа, однако еврейские вожди «возбудили народ»  отпустить  не Христа, а разбойника Варавву.

 

Все это свидетельствует о том, что Пилат находился в сильнейшей зависимости от иудейских вождей.  Напомним, что  римский прокуратор – это   финансовый  инспектор  императора.   Его  главной задачей было контролировать сбор как прямых, так и косвенных налогов. Особых проблем со сбором прямых налогов у прокуратора не было, так как сумма этих налогов была заранее известна (она рассчитывалась на основе данных переписи населения и имущества). А вот при сборе косвенных налогов творился «беспредел»  и Понтий Пилат должен был с ним бороться. В его аппарате были чиновники – табуларии, которые должны были следить за местными агентами – мытарями. При необходимости выступать в налоговых спорах в качестве арбитров, прибегая в острых ситуациях к помощи римских воинов.  Сбор косвенных налогов был связан с серьезными злоупотреблениями, коррупцией. Судя по всему, первосвященники и члены Синедриона попустительствовали этим злоупотреблениям.  Понтий Пилат был замешан в коррупции, о которой, безусловно, знали  первосвященник и члены Синедриона. 

 

За римским прокуратором были и другие «грехи». Хорошо известно, что прокуратор Понтий Пилат посягнул на казну Иерусалимского храма, взяв оттуда деньги для сооружения городского  водопровода, ремонта канализации, строительства бань (санитарная ситуация в Иерусалиме в то время была критическая, в любой момент могла начаться эпидемия). Это вызвало резкие протесты со стороны иудейской верхушки.  Пилата обвиняли не только в том, что он запустил руки в «святую» казну, но и нагрел на этих деньгах собственные руки. Дело дошло до Рима и даже обсуждалось в сенате. Правда, сенат, всесторонне рассмотрев жалобу Иерусалима, оправдал Понтия Пилата, которому, конечно же, пришлось изрядно понервничать. Пилат еще не забыл ту неприятную историю и не хотел новых неприятностей.

 

Иерусалимские вожди были в курсе всех финансовых «секретов» римского прокуратора, поскольку имели свою «агентуру» в  окружении  Пилата[11]. Очевидно, что у этих вождей был «компромат» на римского прокуратора.  Последний крайне боялся, что этот «компромат» попадет к Тиберию - последовательному борцу с коррупцией и злоупотреблениями римских чиновников.   

 

Еврейские вожди умели обеспечить нужные им лжесвидетельства.   На допросе у первосвященника они добились ложных показаний, согласно которым Иисус якобы планировал разрушить Иерусалимский храм[12].  На суде у Пилата они сказали прокуратору, что Иисус якобы объявил себя царем Иудейским[13].  Также они оклеветали его, сказав: «Он возмущает народ»[14]. Там же у Пилата они  нагло заявили: «мы нашли, что он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю»[15]  Как известно, Христос  незадолго до этого судилища четко ответил людям, посланным от фарисеев: «отдавайте кесарево кесарю»[16]. Данные примеры показывают, что иудейские вожди были коварными лжецами[17].

 

Кроме того, они прекрасно умели управлять настроением простого народа.  Мы помним, что Понтий Пилат предложил «амнистировать» Христа: согласно бытовавшему обычаю, разрешалось на праздник еврейской пасхи отпустить одного из узников. Однако, еврейские вожди буквально за несколько минут сумели убедить народ, чтобы отпустили не Христа, а разбойника Варавву: «Но первосвященники  возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву»[18].

 

В Новом Завете мы находим  ряд других примеров того, как иудейские вожди умели подстрекать не только простой народ, но и знать против тех, кого эти вожди ненавидели. Так, в Книге Деяний описываются гонения на первых христиан, которые иудейские вожди осуществляли путем подстрекательства к этому влиятельных членов общества. Таким способом они добились, например, изгнания из Антиохии Писидийской апостолов Павла и Варанавы: «Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов»[19].


Наконец, иудейские вожди прекрасно владели оружием шантажа. Вспомним, что окончательно сломили Понтия Пилата следующие слова иудейских вождей, адресованные прокуратору: «если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю»[20].  Иудейские вожди выбирали сами «чувствительные точки», когда оказывали давление на Понтия Пилата. Заметим, что Понтий Пилат, как прокуратор, прежде всего, отвечал за то, чтобы с подконтрольной ему территории регулярно и в полном объеме поступали налоги в Римскую казну.  Присвоение Христу титула «Царь Иудейский» могло в Риме быть воспринято так: в Иудее начинается борьба против уплаты налогов Риму под предводительством очередного местного бунтаря. Например, так началось во 2 веке до н.э. в Иудее восстание Маккавеев, которые требовали не какого-то абстрактного «политического суверенитета» и независимости от империи Селевкидов, а активно призывали не платить налоги сирийскому царю. А это предположение усиливалось лживым утверждением иудейских вождей,  что Христос «запрещает давать подать кесарю». 

 

Напомним, что в совете у первосвященника Каиафы было принято решение «взять Иисуса хитростью».  Поэтому был задействован весь арсенал  «грязных» приемов и технологий для решения поставленной задачи. Надо напомнить, что первое «грязное» средство, которое было использовано иудейскими вождями против Христа, - подкуп Иуды Искариота, который за 30 сребреников предал Иисуса Христа в руки этих вождей[21]. Кстати, не лишне напомнить, что эти самые сребреники первосвященники взяли из казны храма[22]. Вполне вероятно, что лжесвидетельства, необходимые для суда, они также получали с помощью подкупа.

 

Впрочем, могли использоваться и методы запугивания. Вспомним, например, историю со слепым от рождения, которого исцелил Христос. Фарисеи начали проводить расследование этой истории, и они вышли на родителей слепорожденного. Они начали задавать им разные вопросы, однако родители испугались фарисеев и фактически отказались отвечать, ссылаясь на то, что ничего не знают[23]. «Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги»[24].

 

Итак, мы назвали основные «технологии», которые позволили иудейским вождям на суде у  Понтия Пилата добиться быстрого принятия  нужного им  решения и исполнения его руками римлян.  Иисус Христос был распят римскими воинами, а иудейские вожди формально оказались в стороне и от принятия решения о смертной казни, и от его исполнения[25]. Не помогло даже эффектное заявление  Пилата в конце спектакля под названием «суд», что он «умывает руки»[26]. 

 

Не следует думать, что иудейские вожди всегда прибегали к подобного рода «спектаклям», в которых они прятались за кулисы и  как опытные суфлеры нашептывали римским судьям.  Случай с Иисусом Христом – особый, первосвященники Анна и Каиафа, члены Синедриона прекрасно понимали, Кого они предают на смерть.  В других случаях они без всякого зазрения совести нарушали римские законы. Достаточно вспомнить историю, когда иудеи вывели за город первомученика Стефана и забили его камнями[27].

 

Простым людям того времени (как иудеям, так и язычникам),  слышавшим о крестной смерти И. Христа, было трудно понять: кто же на самом деле был Его убийцей – римляне или иудейские вожди? Современные иудейские вожди, которым подвластны мировые СМИ, всячески навязывают выгодную им версию: Иисус из Назарета был казнен римским прокуратором[28]. Для нас же, христиан, правда событий того времени выражена в следующих словах апостола Павла: «…жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его»[29].

 

Иерусалимский храм как финансовый центр

Николай Ге. Суд Синедриона. Повинен смерти! 1892 

 

Данная история, кстати, позволяет лучше понять, почему на протяжении многих веков еврейские вожди столь успешно оказывают давление на государственные власти разных стран и добиваются  исполнения принимаемых властями решений  чужими руками, но в своих интересах. Впрочем, дело не только в еврейских вождях и их изощренных технологиях, но также в государственных чиновниках, склонных к злоупотреблениям властью, т.е. коррупции. Не было бы такой склонности (перераставшей иногда в самую настоящую болезнь), то  и технологии еврейских вождей были бы бессильны.  

 

С другой стороны, еврейские вожди за тысячелетия человеческой истории хорошо поняли, что «ахиллесовой пятой» правителей разных стран и времен  была и остается именно склонность к коррупции. Соответственно, в арсенале их средств политической и экономической борьбы за свое господство коррупция всегда была и остается оружием №1[30].  

Несколько забегая вперед, отметим, что именно благодаря коррупции иудейским вождям удалось выстроить современную денежно-кредитную систему, которая обеспечивает им обогащение и полное и безусловное господство в мире. Систему, которая сама по себе является в высшей степени коррупционной.

 

На поразительное сходство в поведении Понтия Пилата и современных политиков обращают внимание многие авторы. Например, английский писатель и журналист Дуглас Рид писал применительно к политикам периода между первой и второй мировой войнами следующее: «Римский правитель Пилат всячески пробовал, то одним, то другим путем уклониться от настойчивых требований «старейшин», чтобы Христос не был предан смерти. Он был, однако, прототипом нынешних британских и американских политиков, и боялся могущества еврейской секты больше всего другого… Как и политики девятнадцать столетий спустя, Пилат понимал, что, не выполнив требований секты, он впадет в немилость у своего правительства и будет смещен. Есть большое сходство между Пилатом и британскими губернаторами в Палестине периода между первой и второй мировыми войнами»[31].  

 

В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова



[1] В.Ю. Катасонов. Об изгнании Христом торговцев и менял из храма // «Наше дело» (экономическое приложение к журналу «Переправа»), №3, 2011. Текст статьи приведен в приложении №2 данной книги.

[2] Екл. 1: 9-11.

[3]  Хотя имя этого кесаря в Евангелии упоминается лишь один раз. Когда Христос говорил «Кесарю – кесарево», он имел в виду уплату налога императору Тиберию, изображение которого было отчеканено на серебряном римском динарии.

[4] Мф.21:10-16; Мк.11:15-19; Лк. 19:45-46; Ин.2:13-22. См. также приложение 2 («Об изгнании Христом торговцев и менял из храма»).

[5]  Мф.: 11,50.

[6] Мф. 23: 1-39. См. также: Мк. 13:38-40; Лк. 20: 45-47.

[7] Мф. 23: 16-17.

[8] Мф. 26: 3-4.

[9] Иеромонах Иов (Гумеров). Суд над Иисусом Христом. 3-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007, с. 52-53.

[10] См.: Мф. 27:1-26; Мк. 15: 1-15; Лк. 23: 1-25; Ин. 18:28-40; 19:1-22.

[11] Как показывают различные исторические источники, вокруг римских чиновников того времени довольно часто крутились иудеи, которых, используя современный язык, можно назвать «агентами влияния» иудейских вождей. Это были либо ростовщики, либо чародеи (волхвы). В Книге Деяний, например, мы узнаем про «некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным» (Деян. 13:6-7). После того, как римский чиновник пожелал услышать от апостолов Павла и Варнавы слово Божие, иудейских волхв оказал сопротивление апостолам. Об этом волхве апостол Павел сказал следующие резкие слова: «…о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» (Деян. 13:10).

[12] Мф. 26: 61; Мк. 14: 57-59.

[13] Мф. 27: 11-12;  Мк. 15:2; Лк. 23:2; Ин. 18: 33-37.

[14]  Лк. 23:5.

[15]  Лк. 23: 2.

[16]  Мф. 22:21. 

[17] Недаром Христос сказал фарисеям: «Отец ваш дьявол;…он лжец и отец лжи» (Ин.8: 44).

[18] Мк. 15: 11.

[19] Деян. 13:50.

[20] Ин. 19:12. 

[21] Уже после распятия Христа и Его воскресения эти вожди еще раз прибегли к этому средству:  они дали денег римским стражникам для того, чтобы те пустили слух, что тело Христа был украдено, когда стражники спали (Мф. 28: 11-15).

[22] Напомним, что Иуда после предательства Христа бросил 30 сребреников в храме, а первосвященники должны были вернуть эти деньги туда же, откуда они взяли, т.е. в «сокровищницу церковную» (Мф.27:6). Они этого не сделали лишь потому, что на них были следы крови, а потому они купили на них землю горшечника (Мф.27:7).

[23] Ин. 9: 8-34.

[24] Ин. 9: 22.

[25]  «Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему:  нам не дозволено предавать смерти никого…» (Ин. 18:31). 

[26] «Пилат, видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф.27:24).

[27] Деян. 7:54-60.

[28] Одна из последних публикаций подобного рода недавно появилась в интернете и называется: «Кто же все-таки распял Иисуса Христа? (еврейская версия)» //   http://tarbut.zahav.ru/cellcom/literature/photo.php?view=8718. Впрочем, современных иудейских вождей, кажется, перещеголял последний Папа Римский Бенедикт XVI. В своей книге "Иисус из Назарета: Святая неделя - от въезда в Иерусалим до Воскрешения" Папа Римский предлагает, в частности, свое толкование библейского описания суда над Иисусом. Он считает, что вопрос об определении убийцы И. Христа с богословской точки зрения не принципиален. Понтифик доказывает, что толпа, требующая казни и соглашающаяся с тем, что "кровь Его на нас и детях наших", олицетворяет все грешное человечество, при этом кровь есть не проклятие, но символ искупления и спасения.

[29] Деян. 13:27-28.

[30] Тема «евреи и коррупция» достаточно подробно раскрыта в следующем источнике: Д-р Ф.К. Вибе. Германия и еврейская проблема // Сайт «Либрусек».

[31] Дуглас Рид. Спор о Сионе. – М.: Твердь, 1993, с.67.

  

 

Метки к статье: Катасонов
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Иерусалимский храм как финансовый центр"
Имя:*
E-Mail:*