Личный идеал христианина, по Златоусту, – полное нестяжание, добровольная бедность. Такой вывод легко уже сделать из предыдущего рассмотрения: богатство – коварный враг; богатый должен ради спасения отдать все; бедный свободен от привязанности к имуществу, и потому может следовать Богу; «мое» - от диавола. Златоуст исключительно высоко ставит добровольную бедность:
"Бедность - великое стяжание для тех, которые мудро переносят ее; это сокровище некрадомое, жезл несокрушимый, приобретение неоскудеваемое, убежище безопасное" /II:41/.
В плане личной психологии следование такому идеалу дает возможность освободиться от власти маммоны и свободно следовать за Христом. Вот изумительный фрагмент, ярко рисующий портрет свободного от привязанностей бедного христианина:
"Кто владеет многим, становится рабом многого. Напротив бедный, как человек свободный и чуждый всех этих поводов, есть лев, дышащий огнем, имеет душу отважную и, отрешившись от всего, легко делает все, что может принести пользу церквам, хотя бы нужно было обличить, хотя бы укорить, хотя бы потерпеть множество бедствий для Христа; однажды пренебрегши настоящей жизнью, он удобно и с великой легкостью совершает все. И чего, скажи мне, бояться ему? Чтобы кто-нибудь не отнял у него сокровищ? Но этого нельзя сказать. Чтобы не лишиться отечества? Но вся поднебесная - город для него. Чтобы кто-нибудь не уменьшил его наслаждений и охранной стражи? Но, отказавшись от всего этого, он имеет жительство на небе и стремится к будущей жизни. Хотя бы нужно было отдать саму душу и пролить кровь, он не откажется. Поэтому такой человек и сильнее, и богаче властителей, и царей, и народов, и всех вообще" /III:197-198/.
Ничего подобного этому гимну бедности у Климента мы не найдем.
Но может быть еще большее значение идеал нестяжания имеет в социальной сфере. Он призывает к щедрой, вплоть до отдачи всего имения, милостыне:
"не уделять из своего имущества есть также похищение" /I:805/.
"если ты не подаешь, пока имеешь, ты не все еще исполнил" /VIII:518/.
"мы получили повеление раздавать имение" /IX:561/.
Последний фрагмент дает ответ на мучающий многих вопрос: является ли раздача всего повелением, заповедью Христовой, или евангельским советом, предлагаемым для особо совершенных подвижников? Точка зрения святителя: так жить должен всякий христианин; если ты так не живешь, то «ты не все еще исполнил». Очень знаменательно, что сам Златоуст в социальном плане причислял себя бедным: «мы бедные» /X:588/, говорил он, солидаризируясь со всеми неимущими, бедными и зарабатывающими на хлеб своим трудом.
Однако тут у современного человека может возникнуть следующий вопрос: если нужно жить в бедности, то как будет развиваться производство? Ведь для этого необходим капитал, нужны средства, орудия труда. Если же всего этого не будет, то человечество будет обречено на голодную смерть.
Свой ответ великий святитель видит в следовании общественному идеалу, о котором поговорим в следующей заметке.
Николай Сомин
Изображение: Михаил Дамаскин. Икона святителя Иоанна Златоуста. Корфу. Дворец митрополита. Фрагмент
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.