В издательстве Московского государственного индустриального университета вышла в свет книга доктора юридических наук, профессора Б.А. Куркина «Оперативное дело «Ревизоръ» (этюды о русской классике)». – М., 2011. – 198 с.
Б.А. Куркин – известный учёный и литератор, автор ряда повестей и рассказов. Его книгу «Бремя мирного атома», выпущенную после Чернобыля, читали буквально все, кто интересовался этой проблемой. Её читали и размножали. Нам очень повезло, что Борис Александрович – постоянный автор «Нашего дела», его публикации на тему «о наболевшем» очень оживляют и украшают наше периодическое издание.
В новую книгу Б.А. Куркина вошли исторические миниатюры, посвящённые Николаю Первому, А.Х. Бенкендорфу и, разумеется, Пушкину и Гоголю.
Все мы проходили в школе «Капитанскую дочку», читали на уроках по ролям «Ревизора» и писали по ним сочинения. Не оттого ли многие из нас и по сию пору убеждены, что это, в сущности, детская литература?
А вы никогда не задавались такими простыми вопросами:
– отчего государь Николай Павлович порекомендовал Пушкину, помимо прочего, изменить название его труда с «Истории Пугачёва» на «Историю пугачёвского бунта», и отчего Пушкин нашёл замечания царя «весьма дельными»?
– почему произведение, стержнем которого являются взаимоотношения юного офицера и всесильного самозванца, называется тем не менее «Капитанская дочка»?
– о чём говорят нам лубочные картины в доме капитана Миронова и портретная галерея в кабинете Собакевича?
– откуда узнаёт о прибытии инкогнито из Петербурга не присутствовавший на экстренном совещании у Городничего П.И. Бобчинский, информирующий об этом даже почтмейстера – страстного охотника до перлюстраций?
– в чём смысл появления на заседании «кризисного штаба» не говорящего ни слова по-русски Х.И. Гибнера, более нигде не появляющегося?
– только ли обвинений в коррупции опасаются умеющие прятать концы в воду чиновники и не кроется ли за их страхом куда более важная причина?
– какой смысл несёт в себе реплика Хлестакова «Я везде, везде»?
– с какой целью ТРИЖДЫ ходил на «Ревизора» не страдавший мазохизмом Николай Павлович, сказавший после премьеры: «Тут всем досталось, а больше всего мне»?
Настоящая книга и есть попытка ответить на эти и многие другие могущие показаться простыми вопросы, попытка провести собственное независимое расследование. С этой целью мы и заводим на давным-давно известных персонажей оперативное дело под кодовым названием «РЕВИЗОРЪ».
«Исследование» и «расследование» – понятия весьма близкие, а слова эти имеют один общий корень.
Исследователь.
СЛЕДОВАТЕЛЬ.
Ремесло следователя сродни ремеслу историка. И тот, и другой изучают обстоятельства дела, мотивы действующих лиц, систему их взаимоотношений, иными словами, выявляют «исторический контекст», в котором совершались те или иные события и действия. Сегодня и экономическому аналитику в отсутствии сколь-нибудь достоверной информации также приходится входить в роль следователя и по крупицам восстанавливать (реконструировать) то или иное экономическое событие – будь то финансовый кризис, обвал фондового рынка или банкротство компании.
Так что читателю предлагается поработать немного следователем.
А вот и пример предложенного Пушкиным контекста.
Двое молодцов волокут на виселицу юнца-офицера, подбадривая его: «Не бось, не бось!»
Да-да. «Ничего личного». И мальца-барчука губителям его немного жаль. Ну не звери же они какие, хоть и творят – «вольной волею или нехотя» – злодейство.
Но свершается чудо, и спасает злодей от лютой смерти молодого праведника, памятуя о его божеском отношении к нему, страждущему ближнему своему. И идут они с тех пор навстречу друг c другом, как по тонкому льду – злодей и праведник, – пересекаются в какой-то точке, лежащей вне пределов мира сего, и заводят между собой исполненный глубочайшего смысла молчаливый диалог.
Это – Россия.
Россия, кровью умытая.
Это смех сквозь слёзы и хождение по водам.
Так что книга Б.А. Куркина ещё и о нравственных коллизиях эпохи Гражданской войны и восхождении героев – литературных и исторических – к Богу.
Труд автора отличают литературный блеск и неповторимая авторская интонация. Порой он вступает в полемику с такими знатоками и почитателями Пушкина и Гоголя, как М.Цветаева и В. Набоков, и его аргументы видятся более убедительными. Может быть, причиной тому то, что Б.А. Куркин в недавнем прошлом полковник милиции? Хотя «бывших» полковников, как известно, не бывает.
Прочтите эту книгу, не пожалеете.
В.Ю. Катасонов
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.