«Из всех искусств для нас важнейшим является кино!». Вождь народа отлично знал, какую мощнейшую идеологическую функцию несёт в себе фильм, заставляя кинематографистов внедрять туда пропагандистские идеи. Люди, особенно молодые, с просмотром фильма впитывали именно те идеи и убеждения, которые им были навязаны авторами. И сегодня наша молодёжь тоже очень любит ходить в кино, приобретая там новые впечатления, обогащая свою личность, учась жизни у героев.
После рабочего дня мы с друзьями собрались у Киноцентра и выбирали, на какой бы фильм сегодня пойти. Большинство предложили посмотреть новую картину «Цена страсти» с Лив Тайлер в главной роли. Красивая афиша, и на первый взгляд интересная история. Из аннотации мы узнали, что драматические события фильма разворачиваются в семье верующего христианина. В его жену влюбляется её начальник, у них вспыхивает роман, который приводит к трагическим событиям для коварного соблазнителя. «Отлично, – подумала я, – наверняка картина научит людей чему-то хорошему, приведёт к свету, покажет разрушительную сторону страсти. Ведь и название говорит само за себя!» – и с радостью поддержала своих друзей.
Первые кадры действительно были многообещающи, хотя и очень мрачны – чёрное распятие на фоне заводов и выхлопных труб навевало мысль о забывании человеком Бога с развитием цивилизации. К сожалению, это впечатление было ошибочно. Происходящее далее на экране вызывало только праведный гнев и слёзы горечи.
В начале фильма мы видим очень обаятельного и привлекательного молодого человека, который собирается прыгнуть с крыши ради спасения своей возлюбленной. Из разговора с психологом, который пытается его спасти, мы узнаём, что он – атеист, а тот психолог – из верующей семьи. Психолог рассказывает ему о радостях общения с Богом, на что прелестный атеист лишь горько ухмыляется. Ещё бы, ведь он влюбился в верующую молодую женщину, муж которой – прихожанин местной церкви и якобы очень воцерковленный христианин – в данный момент держит свою жену связанной в их доме с пистолетом у виска, грозясь прострелить ей голову, чтобы исполнить заповедь Божью. Эта верующая жена закрутила роман с атеистом, потому что её муж – жестокий и бесчувственный злодей, скрывающийся под маской праведности. И только в прелюбодеянии она обретает себя, только в объятиях этого очаровательного небритого юноши она становится по-настоящему радостной и счастливой и понимает смысл истинной любви. Она сбегает от верующего мужа, который выслеживает их. Она не знает, как избавиться от него, он грозит покончить жизнь самоубийством или убить её, ведь поступать так «учит Библия»…
Половина фильма – это диалог между мужем героини (верующим) и атеистом (её любовником). Верующий говорит необоснованные и туманные фразы о том, что Бог есть, а атеист с обаятельной улыбкой легко, логично и точно аргументированно доказывает ему обратное. «Верующий» герой замолкает, потом пытается возразить нечто про смысл жизни, на что атеист убеждает его (и всех сидящих в зале), что надо жить свободно и получать от жизни удовольствия, что надо идти против Бога, что верить – это смехотворная глупость, идиотизм. Верующий становится похож на безжалостного фашиста, его глаза наполняются злобой, а в глазах атеиста искрится смех и сквозит доброта. Атеист сыплет острыми, яркими и богохульными шутками, и весь зал начинает смеяться. Я не могу поверить, кажется, что это какой-то дурной сон. Почему этот фильм, сопровождаемый огромной рекламной кампанией, попал на мировые экраны и как получилось, что сейчас в центре Москвы, в тёмном кинозале, сто человек одновременно дружно хохочут над Господом, над Библией, над его крестной жертвой? Какая нелепость, какое страшное недоразумение! И во сколько ещё стран проникла эта зараза, сколько сотен тысяч человек сейчас так же смеются мерзким и злым смехом над нашим Спасителем вместе с ними!
А может, мы, верующие, сами виноваты, что понятие христианства сегодня так извращено? Может, и мы приложили к этому свою руку? Серафим Саровский сказал: «Радость моя, спасёшься сам, и вокруг тебя тысячи спасутся». А они, эти тысячи, не спасаются, а, напротив, ожесточаются против Церкви. Может, беда в том, что вся наша вера в Бога существует до первой проблемы? Прихожане такие благостные и говорят столько красивых елейных слов, а вы попробуйте им что-то сказать наперекор, задеть гордыню, обидеть? Моментально вся вера испарится, и тот, кто ещё пять минут назад цитировал первое Послание апостола Павла, будет смотреть на тебя глазами, наполненными гневом и злобой. Мы любим говорить о помощи ближним, но много ли из нас оказывают эту самую помощь? Встретив человека ещё слабого верой, больного душой, с нестабильной жизненной ситуацией и скорбями, попытаемся ли мы помочь ему не только сладкими, совершенно абстрактными для него словами, а делом – своими знаниями, своим временем, своей дружбой, своим вниманием, своими талантами, а может, и деньгами, если благодаря Господу имеем такую возможность? Нет, в лучшем случае мы поговорим с ним о покаянии и забудем о нём сразу же, как только он исчезнет из поля нашего зрения. Положа руку на сердце, чем вообще являются эти разговоры – реальной заботой о пользе ближнего, попыткой помочь находящемуся в смятении человеку или самолюбованием, получением духовного наслаждения от собственного ума, знаний, праведности? Вот оно – чистейшее фарисейство, которое распяло Христа на Голгофе, которое породило войны, революции, религиозную нетерпимость.
А вот голливудские профессионалы точно знают, как склонить людей на свою сторону и заставить толпу, сидящую в зале, впитывать идеи создателей фильма. Автор сценария и режиссёр – Мэтью Чэпмен – является ярым атеистом, автором многочисленных богоборческих книг, изданных в Америке. Он ненавидит христианство и своё мировоззрение чётко, последовательно и обоснованно изложил в этом кино. Но если бы оно сразу было заявлено как атеистическое, если бы прошло ограниченным показом, пусть даже фестивальным, – это было бы полбеды. А ведь фильм идёт во всех кинотеатрах широким прокатом, позиционируется как массовое развлекательное кино, на рекламных афишах по городу изображена кинозвезда Лив Тайлер в объятиях своего партнёра по фильму. По статистике, в России основная аудитория посетителей кинотеатров – молодёжь, а значит, идеологический удар наносится именно по ней. У молодых людей ещё не сформирован внутренний стержень, всю информацию, которую они получают, впитывают, как губки. Не так давно некоторые представители старшего поколения выражали обеспокоенность репертуаром кинотеатров – дескать, ребята с упоением смотрят кино про Человека – Паука, Гарри Поттера, кучу низкосортных американских комедий… Авось, не выйдет ли чего?.. Теперь это кино кажется детским лепетом. Пусть ребята смотрят лучше это, там хотя бы добро побеждает зло. Но когда в нашей православной стране огромным тиражом идёт фильм, в котором искажается сама суть христианства, в котором выдёргивают и перевирают тексты Библии, в котором ясно и чётко обозначена одна линия – БОГА НЕТ, – это уже серьёзная угроза. Атеисты представлены как свободные, обаятельные, красивые и добрые товарищи, идущие в ногу со временем; верующие – как жестокие, узколобые, тупые и закомплексованные фанатики. И как ясно, аргументированно и правдоподобно изложена эта авторская позиция!
Нельзя отрицать, что это мы, верующие, сами породили такое явление. Наверняка этот самый Мэтью Чэпмен регулярно встречал на своём пути псевдоправедных прихожан, таких, каких изложил в своём произведении. А между тем кино – это особый вид искусства, несущий в себе мощный идеологический и психологический заряд. В тёмном кинозале начинает работать коллективное сознание. Людей объединяет история, и они, собравшись вместе, сострадают, радуются, волнуются, переживают катарсис. Хорошее кино способно изменить жизнь человека, ход его мыслей, открыть новый, до этого незнакомый мир, понять бытие под другим углом зрения, совершенствоваться, обогащаться. В современном мире человек так потерян в этом потоке обрушенной на него информации, он забыл себя и своё предназначение в погоне за тем, что предоставляют ему возможности рыночной экономики. Его душа – хрупка и наивна, она так нуждается в истине! И когда с экрана кинотеатра ничего не подозревающий человек, купивший билет на фильм о трагичной любви, вдруг получает профессионально и художественно подготовленную антирелигиозную агитацию – это, господа, страшно. Одно дело, если такое кино увидит человек, уже имеющий в себе духовный стержень, – он будет в негодовании, и только. Но процент таких людей в нашем обществе, а тем более среди посетителей кинотеатра ничтожно мал. А молодёжь, как правило, этого стержня не имеет и колеблется, постоянно колеблется между благами жизни и простотой, соблазнами и целомудрием, дьявольскими прелестями и божественной правдой. Наблюдая за тем, как верующая христианка изменяет мужу и становится таким образом счастливой, они воспринимают это как руководство к действию. Наблюдая за обаятельным соблазнителем, таким свободным и романтичным, но при этом атеистом, и его соперником – жестоким бесчувственным занудой и при этом верующим, все, абсолютно все сидящие в зале сделают выбор в пользу атеизма. Таков закон кинематографа. Все разговоры и ситуации в фильме построены на разоблачении религии. Все сюжетные линии построены на обличении верующих. Посмотрев это кино однажды, есть очень большая вероятность, что человек никогда не придёт в Церковь. Подобное кино развращает, сеет ненависть, прививает ложные ценности… А кому до этого дело, если есть хорошая касса и народ идёт и идёт в кинотеатры, чтобы узнать Правду?..
Выходя из зала, я слышу отзывы: «Классный фильм! А эти верующие, они вообще такие кретины», «Я всегда предполагал, что Бога нет» – и так далее.
Почему, когда мы говорим о вере, хочется стать атеистом? Почему, когда мы говорим о покаянии, хочется пойти и сделать наоборот? Почему, когда мы с умным видом цитируем Библию, людям вокруг становится смешно? Ведь должно же быть наоборот, мы обязаны нести слово Божье, зажигать сердца людей, согревая их светом ниспосланной благодати. Не всё ли дело в том, что не имеем мы в сердце любви, той самой деятельной, божественной любви, что все наши слова – это «медь звенящая и кимвал звучащий»? Да, это человеческий фактор, да, мы грешные и несовершенные, но надо стараться всем существом и нутром своим постигать самую суть учения христианства… Когда атеистический и богоборческий фильм преподносится нам в ярком фантике «кино про любовь» – это страшно… Страшно то, что его сопровождает масштабная рекламная кампания по всему миру, что огромные зазывные плакаты висят в метро, что трейлер идёт по телевидению и распространён на всех интернет-сайтах, молодёжных сообществах. Что оно соблазняет миллионы людей по всему миру, уводит с единственного верного пути, ведёт их к страданиям, смерти души и погибели. Мы должны всеми силами противостоять неправде, вступать в борьбу с врагом, вооружившись данными от Господа талантами, знаниями, волей и молитвой. Господи, удостой нас быть орудием мира Твоего!
Наталья Николаева
(Да, мы должны быть орудиями Бога, но для этого надо возненавидеть грех, и прежде всего в самих себе, и не сокрушаться бесплодно о том, чего вокруг нас уже нет – благочестия, веры, приличия. Мы живём под игом чуждой содомской идеологии, в совершенно враждебном духовном окружении. Увещевать злых – всё равно что встречать с хлебом-солью древних татаро-монгол. Твоё сердце тотчас пронзит их калёная стрела. Лучше праведно созидай в себе Минина и Пожарского. – Прот. М. Ходанов)
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.