Новинка «Переправы» - аудиокнига и музыкальный альбом протоиерея Михаила Ходанова «Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним».
Поделимся с вами радостью: в «Переправе» снова - новинка. На нашем столе лежит новый диск главного редактора нашего журнала. На этом диске - духовное осмысление творчества Владимира Высоцкого. Это не первый музыкально-поэтический альбом протоиерея Михаила Ходанова. Песенное творчество отца Михаила нельзя воспринимать отдельно от его книг и статей, в которых с православных позиций осмысляется наследие поэтов-бардов, а в первую очередь - Владимира Высоцкого, с песнями которого наш батюшка не расстаётся больше сорока лет. В шестидесятые годы и в семидесятые, наверное, не было в Москве более преданной поклонницы актёрского и поэтического таланта Высоцкого, чем Нина Ходанова - мама будущего протоиерея. Московские театралы хорошо помнят эту красивую, остроумную женщину: она была завсегдатаем лучших театров Москвы и в первую очередь Таганки. До своих последних дней она была неизменным первым слушателем песен, которые исполнял сын. Её светлой памяти отец Михаил посвятил этот диск. Кстати, много лет назад Владимир Высоцкий был гостем Ходановых, до утра в их квартире на улице Правды звучал всем известный голос, к которому с благоговением прислушивались соседи. На этом незабываемом квартирном концерте встретились поэт и его будущий биограф, в те времена - старшеклассник.
Детская влюблённость в голос Высоцкого сыграла в судьбе отца Михаила важную роль. Он пел Высоцкого повсюду - и когда учился на журфаке МГУ, и когда работал арабистом. Но в 1987году преуспевающий молодой переводчик ушёл из самых респектабельных структур того времени. Своё служение Богу он начал с должности церковного сторожа. Потом была Московская духовная академия… Сознание его преобразилось, диаметрально поменялось. Многие символы детства и увлечения юности обесценились. А как же Высоцкий? Поэт сгорел душным летом 1980-го. Но к концу «перестроечного» десятилетия, пожалуй, его песни стали ещё популярнее, чем в семидесятые. Без цитат из Владимира Семёновича не обходилась ни одна газета: среди заголовков неизменно попадались крылатые выражения из песен Высоцкого.
При жизни Высоцкого по большому счёту не жаловали ни критики, ни братья-писатели. Одни ханжески отмахивались от «блатаря», который «воспевает уголовную романтику». К сожалению, и в наше время нередко встречаются такие суждения: Высоцкий-де приучил слушателей к блатной песне и воровской этике. А почему не Некрасов с его «Было двенадцать разбойников…»? Почему не Пушкин с «Капитанской дочкой»? Можно вспомнить Трефолева, Полонского, Блока… Как и они, Высоцкий не «потакал» низменным вкусам, он был блестящим стилизатором поэзии отверженных, разбойников сих удалью, юмором и раскаянием. Среди «блатных» песен Высоцкого немало потрясающих баллад! …Другие говорили о «моде на Высоцкого», которая отхлынет, пройдёт. Большие сомнения вызывал Высоцкий и у православных. Многих отпугивали резкие интонации, гротеск, бурное жизнелюбие поэта с гитарой. Но отец Михаил умел находить в творчестве Высоцкого истинные жемчужины, и увлечение песнями соловья-разбойника с Таганки нисколько не противоречило убеждениям православного священника, его эстетике. Первая книга отца Михаила, в которой осмыслялось творчество Высоцкого, вышла больше десяти лет назад. С тех пор эта тема его не отпускает - и православные читатели получили подробный путеводитель по песням Высоцкого, в котором подчёркивается их нравственный смысл. Получили сочувственный и горький рассказ о судьбе, пожалуй, самого народного поэта второй половины ХХ века. И вот протоиерей Михаил Ходанов снова запел как во дни юности, только - не в дружеской компании, не на уютном московском диване, а в студии. Песни Высоцкого в его исполнении, изданные на дисках, выложенные в Интернете, всерьёз полюбились многим. Но никогда отец Михаил не выносил на суд публики сразу несколько десятков песен - огромный свод. Песни разных жанров, подчас противоположные по характеру, по интонации. Высоцкому - талантливому актёру - было несложно перевоплощаться в разных героев, менять маски. У отца Михаила иной подход: он обходится с героями Высоцкого бережно, приоткрывает двери в их мир, в их жизнь.
Трудно поверить, что это не профессиональный певец, а служитель Господа, публицист, писатель с таким мастерством передаёт оглушительное очарование песенной лирики Высоцкого. Ведь перепевать Высоцкого опасно: слишком памятен нам «охрипший его баритон». Как никто, Высоцкий умел выворачивать себя наизнанку в каждой песне, в каждой строке отдавал себя без остатка слушателям, читателям. Был гладиатором, акробатом без страховки. Потому и через 31 год после смерти Высоцкого его слава не померкла, а голос до сих пор будоражит души. Его никто не заменил. Как такого заменишь? Конечно, и отец Михаил не стремится стать «вторым Высоцким». У него другая сверхзадача: протоиерей Михаил Ходанов просвещает нас, находит в наследии Высоцкого новые грани, находит православные мотивы. Ведь он биограф поэта и актёра, исследователь его творчества. Репертуар, вошедший в альбом «Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним», впечатляет разнообразием. Во-первых, это - звуковая книга в авторском исполнении. Книга отца Михаила о Владимире Высоцком. И, конечно, песни - почти пятьдесят песен! Особенно удались отцу Михаилу песни «В холода», «Купола», «Ну, вот исчезла дрожь в руках», «Как по Волге-матушке» и озорная, хотя и философская «Ах, милый Ваня». Некоторые стихи отец Михаил не поёт, а декламирует. Перемежает песни экскурсами в душевный мир поэта, о котором рассуждает без идеализации, но с любовью. Вот так и складывается мозаика из песен, стихов Высоцкого и рассказов о его творчестве. А вступительное слово к диску написали друг Владимира Высоцкого, давний ценитель авторской песни и автор «Переправы», лётчик-космонавт Георгий Михайлович Гречко, который был удивлён и восхищён пением отца Михаила, и заместитель министра финансов России Сергей Сторчак. Добрые друзья нашего журнала, читатели и слушатели отца Михаила… Но под их словами подписались бы многие из нас.
Я бывал на концертах, на творческих вечерах протоиерея Михаила Ходанова в московском Доме учёных. Он выступал и в других городах России - с неизменным успехом. Почему священник, у которого не бывает выходных дней, посвящённых «пассивному отдыху», тратит своё время на концерты? Приглядитесь: исследование Высоцкого - это служение протоиерея, одно из направлений его миссии. Он показывает, как Высоцкий противостоит оскотиниванию современного человека. Поднимает слушателей до уровня настоящего страдания… Да, в огромном поэтическом наследии Высоцкого есть и кощунственные образы. Их немного. Отец Михаил упоминает почти все. Подчас скабрёзности позволяли себе и Пушкин, и Лермонтов, не говоря уж о прямом предшественнике Высоцкого - Есенине. Великий талант - это и великие искушения, будем помнить об этом и воздержимся от скорого суда. Как часто мы бросаем камни в творцов за их грехи, а вот на борьбу с собственными грехами сил уже не хватает. Думаю, эта мысль важна для нашего автора, который поселил песни Высоцкого в православном измерении.
Честно говоря, я не охотник до аудиокниг. Наверное, за ними будущее: жизнь ускоряется, и книги слушают на ходу и на лету, в автомобилях, в самолётах. Здесь можно вспомнить и о давней традиции радиоспектаклей, радиочтений. Книги звучали по радио, их исполняли подчас выдающиеся актёры. И всё-таки я предпочитаю читать глазами, а не ушами. Но этот диск мне не кажется пустой забавой: потому что книгу здесь дополняют песни, которые дополняют раздумья автора, ярче показывают его увлечение Высоцким, глубокое проникновение в мир поэта. Получается многомерная мозаика.
Но, конечно, мозаика не вышла бы живой, если бы отец Михаил не обладал певческим талантом. Его низкий мягкий голос, способный и к лирическим, и к ироническим, игровым интонациям, не разочарует самых строгих ценителей. Тех, кто умеет наслаждаться музыкой, поэзией, песней, ждёт пятичасовое путешествие в мир Владимира Высоцкого. Уверены: новый диск вас не разочарует, друзья!
Арсений Замостьянов
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.