переправа



«Культура» греха. Цветы



Опубликовано: 18-01-2012, 14:28
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


«Культура» греха. Цветы

 

И предал я сердце моё тому, чтобы исследовать и испытать мудростию всё, что делается под небом: это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём. Книга Екклесиаста, ЦВЕТЫ или Проповедника, 1:13

 

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. (Быт. 1, 2).


 

Известно, что фраза «Дух Божий носился над водою» означает начало образовательного творчества Божия. Слово «носился» показывает действие Духа Божия на первозданное вещество, и это надобно понимать как сообщение ему жизненной силы, необходимой для его образования и развития. Перевод на наш язык, к сожалению, не передаёт тончайшего оттенка самого выражения «носился», ибо в первоисточнике это древнееврейское слово имеет более глубокий и обширный смысл: обнимал собою всё вещество, как птица распростёртыми крылами обнимает и согревает птенцов своих.

 

В творении мира равно участвовали все три лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух, как Триединый Бог, Единосущный и Нераздельный. Слово «Бог» в первоисточнике поставлено во множественном числе – «Элогим», то есть Боги (ед. число Элоах, или Эл – Бог). А слово «сотворил» – «бара» поставлено в единственном числе. Таким образом, подлинный еврейский текст Ветхого Завета с первых своих строк указывает на единосущие лиц Святой Троицы: «в начале сотворил Боги (три лица Святой Троицы) небо и землю».

 

Как тут не вспомнить явление Аврааму трёх удивительных странников, когда он сидел в знойный день под сенью Мамврийского дуба у входа своего шатра, как будто сотканных и материализовавшихся из воздуха. Авраам побежал им навстречу, поклонился до земли и стал звать к себе – отдохнуть под густой листвой и подкрепиться едой. По существовавшему в те времена обычаю Авраам омыл им ноги, подал хлеб, приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жареного телёнка. И один из них сказал Аврааму: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын».

 

Сарра, стоявшая незаметно у входа, услышала и рассмеялась, подумав: «Мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?»

 

Странник, услышав её смех, сказал: «Есть ли что трудное для Господа?» И Авраам понял, что перед ним не простые странники, с ним говорит Сам Бог! А Аврааму было 99 лет, Сарре – 89.

 

О Пресвятой Троице так же ясно сказано и в псалмах: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс., 32:6). Ясно, что под «Словом» разумеется Бог Сын, под «Господа» – Бог Отец и под «Духом уст Его» – Бог Дух Святый. Сын Божий, Иисус Христос, в Евангелии прямо именуется «Словом»: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин., 1:1,3).

 

Это один из главнейших постулатов христианской философии, ибо невозможным было бы и сотворение мiра, если бы не было изначала добровольного желания Сына Божия принести крестную жертву для спасения мiра: «…все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное» (Кол., 1:16 – 20).

 

Иными словами, весь Ветхий Завет пронизан предчувствиями пришествия Сына Божиего, и Он пришёл на Землю, и почему евреи «не заметили» этого, сказать невозможно. И когда они утратили знание о Триединстве Единосущного и Нераздельного Бога, тоже сказать трудно. При приведённых выше доказательствах!..

 

Именно Триединый Бог через Моисея дал им Знание, объявил евреев богоизбранным народом!

 

Кстати, ощущение Триединого Бога было всегда, и во времена христианства, и во времена великих арийских божеств: Эсу, Таранна и  Белена, Перуна и Даждьбога. Верующие в них устраивали им святилища в глубине леса и на высоких горных вершинах. Многие христианские предания привились на языческие корни. Ощущение божественного триединства чувствовалось избранными всегда. Источники этого ощущения – вечные религиозные чувства, выраженные в священных книгах в изысканной поэтической форме.

 

Друиды ставили свои капища в чаще священных рощ, славянские волхвы также придерживались подобных обычаев.

 

«Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

 

Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.

 

Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2:10–12).

 

«Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город… Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!..» (Мф., 23:34,37).

 

И в этом поэтически совершенном отрывке из Евангелия от Матфея присутствует всё тот же образ птицы с распростёртыми крыльями, обнимающих и согревающих птенцов своих.

 

И я пишу об этом не для того, чтобы углубляться в религиозные проблемы древнего народа, а для того, чтобы ещё раз самому убедиться в величии Господа нашего: «Ты посещаешь землю, и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее. Поток Божий полон воды. Ты приготовляешь хлеб; ибо так устроил ее.

 

Напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастения ее.

 

Венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук; источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостию.

 

Луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом; восклицают и поют» (Пс., 64:10–14).

 

Иоанн Кронштадтский однажды вышел из храма и увидел прекрасный цветок. Он не удержался, наклонился, поцеловал его и про себя воскликнул: «Целую руку, создавшую тебя». Всё, что создаёт Бог, поистине совершенно и неповторимо, а всё то, что разрушает и уничтожает эту красоту Божию, действует под натиском враждебных сил.

 

Присутствие постоянное Бога Духа Святого на земле ощущается непрестанно, и только «слепой и глухой» от рождения не замечает этого. Я имею в виду слепоту и глухоту душевную, а не физическую.

 

Прикоснёшься рукой ранней весной к берёзе, растущей неподалёку от моего дома, и вдруг почувствуешь гул и трепет внутри её ствола. Это забурлили соки, разбуженные жизненной силой, которую Дух Святый передаёт земле и всему, что растёт на ней. Древние индейцы уходили в лес и подолгу смотрели в одну точку, и что ж?.. Наступал момент, и эти дети природы начинали видеть животворящее воздействие Духа на окружающий мир; деревья начинали как бы струиться и обволакиваться благостным воздействием Святаго Духа. Они не могли научно объяснить это, но стремились ещё и ещё раз пережить состояние видения того, что современный человек не способен увидеть. Первые европейцы, подолгу жившие среди индейцев, не могли понять стремления местных жителей погружаться в созерцательное состояние, и лишь некоторые из них «сподобились» и потом описали в своих книгах.

 

В 41-м письме Луцилию великий Сенека (а он не был христианином!) писал ещё в первом веке нашей эры: «В нас заключён некий божественный дух, наблюдатель и страж всего хорошего и дурного, – и как мы с ним обращаемся, так и он с нами. Всякий истинный человек добра причастен божеству… Если тебе встретится роща, где то и дело попадаются старые деревья выше обычного, где не видно неба из-за гущины нависающих друг на друга ветвей, то и высота стволов, и уединённость места, и удивительная под открытым небом тень, густая и без просветов, – всё внушает тебе веру в присутствие божества. Или если пещера в глубоко изъеденных скалах несёт на своих сводах гору, если выкопана она не руками, а стала столь просторной от естественных причин, то душа у тебя всколыхнётся предчувствием святыни. Мы чтим истоки больших рек, ставим алтари там, где из-под земли вдруг выбиваются обильные потоки, поклоняемся горячим источникам, многие озёра для нас священны из-за тёмных вод или безмерной глубины». Это состояние зафиксировано и в народных песнях: «Славное море – священный Байкал!..»

 

Особое место во многих верованиях различных народов занимает дуб. Я недаром писал об этом в прошлом материале. А жёлудь, найденный под дубом в Коломенском, под которым юный Пётр I зубрил грамматику и заучивал Псалтирь, высадил в цветочный горшок.

 

Могила Авеля на высоком утёсе у реки Авали в горах Ливана окружена священными дубами. Дубы и могилы древних святых соседствуют у Тель-эль-Кади («Холма судьи»), древнего Дана. Именно там начинаются истоки Иордана. Его западная сторона поросла непроходимой чащей тростника, дубов и олеандров. Там же – самый большой родник в Сирии (а может, и во всём мире!), подобный бурлящему котлу.

 

В верхней части долины Иордана растут дубовые рощи, тут же древнейшие капища, посвящённые дочерям Иакова. В истории древних народов, населявших и населяющих ближневосточные страны, можно найти массу примеров поклонения деревьям, и чаще всего дубам. Благочестивый бедуин ложится спать под священным деревом, чтобы излечиться от болезни. И дух дерева, святого, поселившегося в дереве, является ему ночью, чтобы дать то или иное поручение. И эти поручения и сегодня послушно выполняются. Часто деревья внушают арабам жуткий, суеверный страх. Араб никогда не осмелится срезать сук, ветку или сорвать лист. Присущая дереву сила покарает его.

 

Рассказывают, что один бедуин положил под священное дерево овёс в мешке в полной уверенности, что тут ему ничего не грозит. Но… две козы отбились от стада, набрели на этот мешок и съели овёс. Дерево «покарало» прожорливых животных. Откуда-то появился волк и… Именно дерево наказывает «обидчика». В Мейсе, в ЭдДеале бедуин проводит зелёной веткой по лицу, уверенный в том, что в листьях скрыта целительная сила. Она избавляет от болезней, помогает набраться свежих сил.

 

Почитание деревьев евреями-идолопоклонниками осуждалось пророками. Свидетельством тому служит книга Осии: «На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами – на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы…» (Ос., 4:13–14). Именно под священными деревьями блудили вышеупомянутые дамы и девицы, и называется это религиозной проституцией.

 

Иезекииль пророчествовал: «И узнаете, что Я – Господь, когда пораженные будут лежать между идолами своими вокруг жертвенников их, на всяком высоком холме, на всех вершинах гор и под всяким зеленеющим деревом, и под всяким ветвистым дубом, на том месте, где они приносили благовонные курения всем идолам своим» (Иез., 6:13).

 

Исаия тоже не остался в стороне в своих обличениях отпавших от Бога грешников: «Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе…» (Ис., 1:29). И автор более поздних пророчеств, которые приписывают также Исаии, не менее грозно обличал 32 идолопоклонников: «Разжигаемые похотию к идолам под каждым ветвистым деревом, закалающие детей при ручьях, между расселинами скал?..» (Ис., 57:5). Это был ужасный обычай – приносить детей в жертву Молоху.

 

В Восточной Африке выливают кровь жертвенных животных у подножия священного дерева, предохраняя его от увядания. Масаи поклоняются особой породе смоквы-паразита, обвивающих ствол дерева-хозяина блестящими кольцами гладких корней и ветвей.

 

Нунума в Судане приносят жертвы земле, испрашивая у неё хорошего урожая. Тамаринды и другие деревья они обливают кровью зарезанных птиц. Народ бамбара на Верхнем Нигере поклоняется баобабу и приносит ему в жертву овец, коз и птиц.

 

Кстати, и европейцы – древние пруссы кропили кровью священный дуб у Ромове. Лукан свидетельствует о том, что в священных рощах друидов близ Марселя каждое дерево было смазано или попросту омыто человеческой кровью. Ощущая мощное животворящее воздействие Святаго Духа на всё произрастающее на земле, древние не могли в полной мере осознать это, обожествляли деревья и из-за невежества, жестокости и склонности к насилию совершали под ними кровавые обряды.

 

И если во времена позднего Израиля и осуждалось пророками поклонение дубу и другим деревьям, то в ранние времена священные дубы и иные деревья были существенным фактором в народной религии евреев, и с ними ассоциировалось даже святое имя Яхве. И Бог, и его ангелы являлись патриархам и народным героям именно у дуба. Первое в Библии явление Бога Аврааму произошло в Сихеме, у священного дуба. Ангел господний явился Гедеону также под священным дубом.

 

Такой же священный дуб, как в Мамре, находился возле Сихема. Его название «дуб, или теревинф чародеев». Волхвы, или ещё можно назвать по-европейски друиды, вслушивались в шелест листьев, воркование голубей, получали ответы и истолковывали их вопрошателям. Долина Сихема, окружённая оливковыми деревьями, апельсиновыми рощами и пальмами, орошаемая многочисленными ручьями, поражала и поражает доныне своей красотой. Пейзаж поистине роскошен. Неслучайно именно здесь находился крупный центр древопочитания.

 

Под дубом Иисус Навин воздвиг внушительный камень рядом со святилищем в Сихеме, заявив израильтянам: «…вот, камень сей будет нам свидетелем, ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами; он да будет свидетелем против вас, чтобы вы не солгали пред (Господом) Богом вашим» (Иис. Нав., 24:27). 
 

 

Сихемские жители «поставили царем Авимелеха у дуба, что близ Сихема» (Суд., 9:6). Мы читаем о «царском дубе» возле границы Асирова удела. Кости Саула и его сыновей погребены под дубом в Иависе. Кормилица Ревекки Девора была погребена близ Вефиля под «дубом плача». Предполагается, что именно под ним Саулу, по пророчеству Самуила, ещё до венчания на царство надлежало встретить трёх человек, которые отправлялись в Вефиль для жертвоприношения и которые должны были приветствовать его и дать ему два хлеба из своих запасов. И опять-таки мы приходим к мысли о Триединой сущности Бога, потому что эта встреча напоминает встречу Авраама с Богом в образе трёх мужей возле Мамврийского дуба. И эти свидетельства, бесспорно, имеют глубокий смысл в дошедшей до нас версии. Сравнивая эти встречи с рассказом об избрании на царство Авимелеха, тоже под дубом, «дух дуба» именно в триликой форме благословлял царей при их избрании. И погребение Саула именно под дубом тоже приобретает сакральный смысл.

 

Наибольшая слава среди священных деревьев Палестины, бесспорно, принадлежит дубу из дубравы в Мамре, где Бог явился родоначальнику еврейского народа Аврааму в образе трёх мужей.

 

Иосиф Флавий рассказывает о том, что вблизи от Хеврона были по крайней мере несколько красивых памятников Аврааму из чудесного мрамора и что в 6 стадиях от города рос огромный терпентин (дерево, похожее на дуб), по древним свидетельствам, стоявший там со дня сотворения мира.

 

Евсевий вспоминает об этом дубе в начале IV века и о том, что именно его очень почитали местные жители. И ещё простодушный епископ сообщает нам о неизвестной картине с изображением на ней трёх таинственных посетителей, которых под священным деревом угощает Авраам. Местное население поклонялось всем трём ангелам. В языческом религиозном центре Пруссии – Ромове также поклонялись трём богам. Интуитивно и в Хевроне, и в Ромове бог дерева представлялся его почитателям в форме триады.

 

Император Византийский Константин решил у священного дуба построить церковь. Своё намерение он изложил в письме епископу Цезареи Евсевию. К счастью для позднейших исследователей, копия этого письма сохранилась. И вот что писал император: «Место, которое носит название «у дуба Мамре», где, по преданию, находилось жилище Авраама, подвергается, как нам сообщают, всяческому осквернению со стороны некоторых суеверных лиц. Нам доносят, что там поставлены самые поганые идолы и воздвигнут алтарь, на котором постоянно совершаются мерзкие жертвоприношения. А посему, усматривая, что сие не подобает настоящему времени и недостойно святости самого места, я довожу до сведения вашей милости, что я написал письмо моему другу, достопочтеннейшему Акакию, повелев безотлагательно предать огню всех идолов, какие окажутся на назначенном месте, а алтарь опрокинуть. Если кто- либо после издания сего указа осмелится совершить в этом месте нечестивый поступок, то он будет подлежать наказанию. Мы приказали украсить означенный участок скромной базиликой, которая служила бы местом собрания, достойным святых мужей». Под Мамврийским дубом в царствование Константина каждое лето стали проходить празднества, описание которых нам оставил историк Созомен: «Теперь я должен сообщить об указе, который император Константин издал относительно так называемого дуба Мамре. Это место, которое теперь называется «теревинф», находится в 15 стадиях к северу от Хеврона и отстоит на 250 стадий от Иерусалима (стадий равнялся 185 метрам). Рассказ о том, как Сын Божий вместе с ангелами, посланными против жителей Содома, явился Аврааму и предрёк ему рождение сына, есть совершенная истина. Здесь ежегодно устраивается летом празднество, на которое стекаются окрестное местное население, а также жители более отдалённых местностей Палестины, равно как финикияне и арабы. Очень многие собираются сюда для торговли – покупать и продавать, ибо все придают празднеству большое значение: евреи – потому, что они гордятся Авраамом как своим родоначальником, люди греческой веры – по случаю посещения этого места ангелами, а христиане почитают его потому, что здесь благочестивому мужу явился тот, кто впоследствии через деву Марию открылся миру для спасения человеческого рода. Каждый сообразно с обычаями своей веры оказывает почести этому месту. Кто молится Богу всего сущего, кто взывает к ангелам и совершает возлияния вином или каждения или приносит в жертву быка, козу, овцу или петуха. Ибо каждый в продолжение целого года откармливает какое-либо ценное животное, чтобы потом по обету угощаться им всей семьёй на этом торжестве. Все они тут воздерживаются от женщин либо из уважения к этому месту, либо из боязни, что гнев Божий обрушится на них каким-нибудь бедствием. Тем не менее женщины наряжаются и украшают себя, как на праздник, и появляются совершенно открыто перед народом. Однако никакого бесстыдства в поведении не наблюдается, несмотря на то, что оба пола располагаются тут общим лагерем и спят вперемешку. Это – потому, что земля здесь вспахана и вся под открытым небом; домов нет никаких, кроме древнего дома Авраама около дуба и колодца, который им был вырыт. Но воду из этого колодца никто во время празднества не черпает. Люди греческой веры по своему обычаю зажигают светильники, льют на него вино или бросают внутрь пироги, деньги, благовония или курения. Вследствие этого вода, смешанная с брошенными в неё предметами, вероятно, делается непригодной для употребления. Обо всех этих церемониях греческого ритуала доложила императору Константину мать его жены, которая по обету посетила это место».

 

Языческое поклонение Мамврийскому дубу и священному колодцу сохранилось до наших дней. Их показывают и сегодня. Древний дуб из породы вечнозелёных (Quercus pseudococcifera). Пожалуй, это самое величественное дерево во всей Южной Палестине. Ствол в обхвате имеет 23 фута, а ветви его раскинулись на 90 футов в поперечнике.

 

Кстати, ярмарка, происходившая на празднествах, привлекавшая сюда купцов из стран тогдашнего семитического мира, сыграла в истории евреев очень печальную роль. После подавления римлянами последнего восстания евреев (132 – 135 гг.) именно на этой ярмарке было продано в рабство огромное число мужчин, женщин и детей…

 

***

 

Кстати, мало кто знает о том, что Мамврийский дуб, вернее, место, на котором он зеленеет, принадлежит русским. Это замечательная история, и на ней стоит остановиться подробнее. В 1858 году в Иерусалиме была образована русская миссия под названием «Русский центр», по своему местоположению занимавшая лучшее место в городе. На обширной площади стоит собор Святой Троицы, величественный и неповторимый по своей торжественной красоте. Здесь сохранился во всей своей торжественности русский колокольный перезвон, радостный и праздничный, наполняющий в воскресные дни весь Иерусалим голосами медных тульского литья колоколов. К миссии несколько позднее присоединилось и другое дореволюционное начинание – «Православное палестинское общество». Его целью была охрана интересов и нужд русских паломников. Русские в Палестине всеми силами старались приобрести святые места, связанные с библейскими сюжетами и жизнью нашего Спасителя Иисуса Христа. Следует заметить, что русские объявились на Востоке позже других, когда практически все уголки, связанные с земным пребыванием Спасителя, были захвачены представителями инославных исповеданий. Из-за этих мест шла непрестанная скрытая или явная борьба. Но начальникам русской миссии удалось всё же, даже не имея достаточных материальных средств, скупить многие кусочки земли, дорогие по евангельским воспоминаниям сердцу каждого верующего человека.

 

И дело в большой степени заключалось в том, что миссию возглавляли в разное время очень даровитые монахи. Это были поистине государственные мужи в монашеских рясах, отличные администраторы и дипломаты. Среди них были астрономы, нумизматы и археологи, умевшие соединять в себе с монашеским идеалом недюжинные хозяйственные способности.

 

Но обратимся к романтической истории с приобретением Мамврийского дуба, и в этой истории замечательную роль сыграл драгоман русского консульства Я.Е. Халеби. Дело усложнялось тем, что дуб находился в то время, а именно в 1878 году, в районе, где жили особенно фанатичные мусульмане. Халеби, а он был арабом по происхождению, явился в Хеврон под видом купца из Алеппо. Без преувеличения с риском для жизни он совершил покупку драгоценного дерева на своё имя, а в то время турецкое правительство не позволяло приобретать земли в Палестине представителям иностранных держав. Но он вернулся в миссию и торжественно объявил:

 

– Дуб русский…

 

Следует вспомнить, и об этом мало кто знает, что уже в XII веке здесь существовал русский монастырь. Сейчас трудно описать, что это был за монастырь и что с ним стало. Сегодня можно сказать, что русским принадлежал или принадлежит (я не могу об этом с уверенностью сказать сегодня…) кроме владений в самом Иерусалиме монастырь на Елеонской горе. Также нам принадлежал знаменитый монастырь Айн-Каремс (древняя Монтана, или Горнее, как её называли русские), а также Гефсимания. Именно та часть древнего оливкового сада, в котором молился в последний раз Христос (Моление о Чаше). Именно здесь он был предан в руки своих врагов.

 

В Хевроне русским принадлежали дуб и собор, в Яффе – церковь, странноприимный дом, апельсиновый сад и гробница Святой Тавифы, о её жизни и смерти рассказано в Деяниях апостольских. Нетрудно себе представить волнение, с каким было приобретено поле, с которым связано предание. Именно здесь, на нём, пасли овец пастухи, когда к ним с радостной вестью явились ангелы! Русским принадлежало поместье на Иерихоне, где позднее раскинулась банановая плантация. А также земля в Вифании, церковь и место на горе Кармил в Хайфе; дом в арабском квартале у самого Тивериадского озера с минеральными ключами, которые не уступают по своим качествам источникам Нарзана и Ессентуков. Русским принадлежали церковь и интереснейшие раскопки у Гроба Господня. И всё это стоило немалых трудов и усилий. И чтобы показать, как было трудно приобретать у фанатичных арабов участки земли, приведём случай с хевронской церковью. Её начали строить как частный дом, но строители-арабы скоро догадались, что они строят, и отказались работать. Пришлось нанять итальянцев. Церковь построили, освятили её в 1925 году. И Патриарху Дамиану, а он присутствовал на освящении, предложили библейскую трапезу: хлеб, телёнка, масла и молока. Эта была та самая трапеза, которую Авраам предложил трём странникам…

 

Дух Божий оживотворяет и природу, нас окружающую, и нас самих. Каждый мало-мальски мыслящий человек чувствует это, ощущает в себе присутствие божественного начала. Кто-то давным-давно сказал, что «в нас живёт два существа: несовершенный человек, грубый, полный необузданных желаний и слабостей, и другой, сияющий двойник, идеал, заключённый внутри нас, который проявляется в решающие моменты жизни. Это прообраз нас самих, и за этим прообразом – будущее. Это благородное призвание превращается в вечную муку, всегда готовую лишить человека рассудка, стоит ему осознать это. Это счастье и горе тех, кто удостоился этого видения! Они вынуждены вести тяжелейшие битвы, ибо кто захочет отказаться от своей божественной сути, ощутив её». Этот кто-то – Э. Шюре, написавший небольшую по объёму, но великую по содержанию книгу «Великие легенды Франции». Не могу удержаться, привожу ещё одну цитату из его произведения: «Мы, хотим того или нет, участники и свидетели великой битвы, глубинной, скрытой и богатой последствиями. Это битва христианства против варварства. Неслучайно людей без оружия, добровольных подвижников добродетельного христианского аскетизма, проповедующих доброту, милосердие и снисходительность среди дикой ненависти, жестокостей и преступлений, короли варваров боялись больше, чем самых мощных армий. Церковь не сразу, но овладевала духом людей и, уверенная в своём интеллектуальном превосходстве, вела их к великим свершениям. Но «ветхий человек» продолжает дремать в каждом из нас. Он может проснуться в любой, самый неподходящий момент, и… Надо быть настороже…»

 

Владимир Пестерев

 

Продолжение следует

 

Литература:

  • Библия.
  • Псалтирь.
  • Законъ Божiй. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y., 1967.
  • Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. – М.: Издательство «Художественная литература», 1986.
  • Антонин Ладинский. Путешествие в Палестину. – ЗАО «Издательский центр «Россия молодая» Международного фонда единства православных народов, 1999.
  • Э. Шюре. Великие легенды Франции. – М.: Алетейа, 2003.
  • Джеймс Джордж Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете. – М.: Издательство политической литературы, 1990.

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Пестерев, Переправа, Журнал Переправа №1-2012
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "«Культура» греха. Цветы"
Имя:*
E-Mail:*