переправа



Журнал "Переправа" №5.2011 О наших «богатых юношах» и бедности



Опубликовано: 22-10-2011, 13:17
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


В наше время уже имеется достаточно большое количество книг религиозно-нравственной направленности, в которых с православной точки зрения объясняется, что такое богатство и бедность, как к ним относиться и к чему православному верующему человеку стремиться. Книги написаны нашими батюшками и учёными богословами. Также имеются сборники высказываний на этот счёт Святых Отцов Церкви – Иоанна Златоуста, Василия Великого, Симеона Нового Богослова и многих других. Большинство из тех, кто познакомился с этой литературой, прочитанное, как правило, резюмируют примерно такой фразой: «Богатство и бедность сами по себе не являются ни злом, ни добром. Главное – как к ним относиться, как по отношению к ним настроено сердце человека». А далее за этим обычно следует добавление: «Богатство не вредит человеку, если к нему не привязываться сердцем».

Это такое добавление, которое у нас с чьей-то лёгкой руки стали называть «оговоркой по Фрейду». Но такая оговорка в наш век царства мамоны действительно оказывается неслучайной. Поверьте мне: я этот вопрос проговаривал с десятками людей, которые считают, что они – «в теме». Сходность ответов поразительная! Никто не сказал, например: «Бедность не вредит человеку, если к ней не привязываться сердцем». Или: «Бедность для человека более спасительна, чем богатство». Бедности боятся как чумы, и о ней как о духовном идеале никто не заикается (о бедности в наше время принято лишь жаловаться).

Современные люди (я в первую очередь имею в виду людей православных и даже воцерковленных) сегодня в духовной литературе находят то, что им хочется найти. Хочется им найти оправдание своему богатству и своей неустанной деятельности по прибавлению богатства, и они её находят в творениях Святых Отцов. Вернее, им кажется, что они находят. А ведь там однозначно говорится о духовном вреде богатства для человека (негативные социальные последствия процесса накопления богатства мы вообще оставляем за скобками). И о том, что бедность для человека более спасительна, чем богатство. Впрочем, Святые Отцы и не могли говорить иначе. В Евангелии ведь постоянно говорится о том, что богатство – почти непреодолимый барьер для спасения человека. Иисус Христос говорил, что легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное. Также можно вспомнить притчу о богаче и Лазаре и т.п.

Вопрос богатства и бедности – один из ключевых для понимания того, в каком обществе мы сегодня находимся, как нам в нём жить, какое общество могло бы быть для православных людей более приемлемым, чем нынешнее, как нам менять свои стереотипы мышления и поведения в сфере имущественных (экономических) отношений с другими людьми и т.п. Некоторые наши нетерпеливые соотечественники предлагают проекты создания в России новой социально-экономической системы под разными названиями: «христианский социализм»,  «третий путь», «общинная экономика» и т.п. Но нам, православным людям, прежде чем замахиваться на такие глобальные проекты, было бы не худо разобраться в том, как мы должны относиться к материальным благам, которые даёт (или, наоборот, не даёт) нам Бог. Естественно, рассматривая проблему с точки зрения спасения нашей души. Иначе все эти проекты останутся «прожектами».

Невозможно на нескольких страничках изложить все мысли Святых Отцов о бедности и богатстве. По сути, они составляют целостное учение, которое не вместилось бы даже в формат толстой книги. Рассмотрим лишь один отрывок из Иоанна Златоуста, который нечасто приводят в наших православных публикациях: «Не стыдно ли нам добродетелей отцов наших? Тех трёх тысяч, тех пяти тысяч человек, которые имели всё общее? (Речь идёт о первой апостольской общине, упоминаемой в Деяниях Святых Апостолов. – В.К.). Что пользы в настоящей жизни, если мы не можем купить ею жизни будущей? Доколе не поработите себе поработившего вас мамону? Доколе будете рабами денег? Доколе не возлюбите свободы и не расторгнете уз сребролюбия? Когда вы находитесь в рабстве, тогда решаетесь на всё, лишь только бы кто-нибудь обещал вам свободу. А будучи пленниками сребролюбия, вы и не думаете освободиться от этого горького рабства. То рабство ещё не так тяжко; а это самое несносное иго… Поэтому рассмотрим, отчего эта пагубная страсть сделалась нам любезною? Итак, отчего? Отчего она нам стала любезна? От того, говоришь ты, что она доставляет славу и безопасность. Но, скажи мне, какую безопасность? Конечно, ту, что мы надеемся при деньгах не терпеть ни голода, ни стужи, ни вреда, ни презрения. Итак, если я обещаю тебе такую безопасность, – перестанешь ли ты желать богатства? Если богатство только потому тебе любезно, то, когда и без него можно быть безопасным, какая ещё тебе в нём нужда? Но как возможно, говоришь ты, без богатства достигнуть этого? Напротив, как это возможно для богатого? В самом деле, он должен по необходимости многим льстить, как начальникам, так и подчинённым, иметь нужду во многом, до низости раболепствовать, бояться, трепетать, предполагать завистников, страшиться клеветников и алчности других корыстолюбцев. А в бедности не бывает подобного, но совершенно тому противное. Это убежище безмятежное и безопасное, тихая пристань, училище любомудрия, образ жизни ангельской. Услышьте это вы, бедные, а ещё более вы, желающие быть богатыми! Не бедным быть худо, но худо не хотеть быть бедным…».

Большую часть этого отрывка я предлагаю для ознакомления наших читателей и оставлю без комментариев (по причине ограниченности формата моей публикации). Обращу ваше внимание лишь на следующие слова Святого Отца: «худо не хотеть быть бедным…». Сколько раз я встречал в разных православных книгах простую и, впрочем, уже ставшую уже достаточно привычной мысль о том, что бедным быть не худо. Но в приведённом тексте совершенно другой акцент, другой ракурс: «худо не хотеть быть бедным…». То есть речь идёт не о той бедности, в которую человек попадает по стечению обстоятельств (впрочем, православные понимают, что ничего «случайного» в нашей жизни не происходит), а о бедности, которую он устраивает сам. Здесь вынужденной бедности противопоставляется добровольная бедность. Первая хорошо известна миллионам граждан современной «демократической» России, вторая – неизвестна, непонятна и даже пугает. Ведь вопрос стоит ребром: если ты по-настоящему христианин, значит, ты должен желать добровольной бедности. И наоборот: если ты не желаешь добровольной бедности, значит, ты нехристианин, а лишь имитируешь свою принадлежность к христианству, обманывая других, а главное – самого себя.

Кстати, все мы хорошо помним следующее место из Евангелия: «И Он, возведя очи свои на учеников Своих, говорил: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк., 6:20). Примечательно, что в греческом тексте этот фрагмент звучит так: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие». То есть в русской версии к слову «нищие» добавлено «духом». Это даёт дополнительное понимание смысла всей фразы. В толкованиях к этому месту говорится, что речь идёт не просто о «нищих», которые таковыми стали по стечению обстоятельств и тяготятся этим своим положением, а именно о тех, кто сознательно выбирает путь нестяжательства, т.е. добровольную нищету. Таким образом, «нищие духом» – те, кто следует путём нестяжательства, кто руководствуется наказом Спасителя: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян., 20:35). В этих и многих других местах Нового Завета звучат слова Спасителя и Апостолов, призывающих к добровольной нищете. Понятие «добровольная нищета» не количественное (такой-то допустимый уровень имущества и/или доходов), а качественное, определяющее настрой души человека и результирующий вектор его взаимоотношений с окружающими (вектор «давать» превалирует над вектором «принимать»).

Судя по всему, во времена Златоуста, когда вера людей была несравненно крепче нашей, приведённая выше постановка вопроса Святым Отцом была крайне острой, а реакция на него со стороны тогдашних христиан была достаточно болезненной. Впрочем, даже во времена Христа подобная постановка вопроса Спасителем («удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» – Мф., 19:24) оказалась шокирующей для Его учеников: «Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» (Мф., 19:25). А ведь Его ученики были не богачи, а бедные рыбаки, правда, их бедность на момент встречи со Спасителем была вынужденной. Судя по всему, даже за время пребывания с Учителем эти бедняки из вынужденных ещё не успели полностью превратиться в добровольных (это сугубо духовное преображение произойдёт позднее, когда на них снизойдёт благодать Духа Святого).

А теперь представьте, что сегодня к каждому из нас напрямую обращается сам Спаситель (как Он две тысячи лет назад обратился к богатому юноше) со словами: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф., 19:21). Думаю, что реакция для большинства из нас была настоящим шоком.

Сегодня, в эпоху капитализма, все стремятся, наоборот, накопить имущество, приумножить его. И не важно, сколько у тебя этого имущества на данный момент: на 100 миллиардов долларов или на 1 миллион долларов. Или даже на 1 миллион, но не долларов, а рублей. У тебя его вообще может не быть. Или пассивы могут превышать активы, и ты находишься в «минусе» (кстати, многие современные граждане только называются «богатыми», а реально у них сплошные «минусы»; иллюзию «богатства» создают некоторые внешние атрибуты типа «мерседеса», взятого напрокат). Принципиально то, что ты тратишь все свои физические, душевные и духовные силы на то, чтобы быть в большом и, что самое главное, непрерывно растущем «плюсе».

Поэтому многие наши современники подобно евангельскому юноше, скорее всего, отошли бы от Христа. В Евангелии сказано, что «юноша отошел с печалью» (Мф., 19:22). Думаю, что они отошли бы от Него не с «печалью», а с недоумением или даже раздражением. А некоторые бы назвали предложение Христа безумным. Увы, таково понимание и состояние христианства ввек «победившего» капитализма. Капитализм утверждается не только в экономике, но и в душах людей. О предупреждении Христа, что нельзя поклоняться Богу и мамоне, многие начинают забывать. У современного «среднестатистического» христианина в России наблюдается шизофреническое «раздвоение личности»: в воскресенье он ходит в храм и поклоняется Богу, а все остальные дни недели поклоняется мамоне. Но, справедливости ради, стоит сказать, что на Западе 99% людей поклоняются мамоне семь дней в неделю и 365 дней в году. У нашего соотечественника ещё сохраняется шанс на спасение.

Напомним, чем кончается история о богатом юноше. На недоуменный вопрос Своих учеников: «так кто же может спастись?» Господь отвечает: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф., 19:26). Святые Отцы говорят, что человек по своей духовной немощи не может в полной мере выполнить ни одной заповеди Бога. В том числе и заповеди оставить своё богатство. Человеку дано лишь ощутить свою греховность и глубину духовного падения, пытаться себя исправить, каяться после каждой неудачной попытки и в конечном счёте уповать на милость Божию.

Во времена раннего христианства достаточно часты были случаи оставления богатыми людьми своего богатства, его раздачи нищим и ухода из шумного и суетного мира соблазнов и искушений (на память приходят в первую очередь святители Василий Великий и Григорий Богослов, Блаженный Августин). Чем ближе к сегодняшнему времени, тем таких случаев всё меньше. На память приходит лишь Серафим Вырицкий, который ещё в начале прошлого века был преуспевающим купцом. Он нашёл в себе силы оставить своё богатство и суетный мир, став поистине духоносным старцем, вокруг которого спасались тысячи. Может быть, и сегодня в России есть свои Серафимы Вырицкие, но это мне не известно.

Но вернёмся к словам Спасителя: «человекам это невозможно, Богу же все возможно». Любящий Господь видит, что слабый и немощный человек не может самостоятельно избавиться от уз мира сего, и помогает этому слабому человеку спастись, посылая ему скорби и испытания. Чаще всего в православной литературе в качестве таких спасительных скорбей и испытаний называются болезни или смерти близких людей.

А вот в случае духовных болезней, которые условно можно назвать «болезнь богатого юноши», Господь посылает другое лекарство: принудительное освобождение от богатства. Мы до сих пор не можем до конца понять и пережить события почти столетней давности, когда к власти пришли большевики и лишили русских «богатых юношей» их имущества. А ведь это было попущение Бога. Причём Бога любящего: многие «богатые юноши» в России были людьми, которые ещё оставались в лоне православной церкви и не окончательно спалили свою совесть. В отличие от западных «богатых юношей», которые глубоко пропитались «духом капитализма» и полностью стали поклоняться мамоне, забыв о Боге (придумав в своё оправдание и успокоение «религию» под названием «протестантизм»).

Кстати, мы не знаем дальнейшей судьбы евангельского богатого юноши. Но мне кажется, что Господь его не оставил. Почему? Потому, что в этой истории есть такие слова: «Иисус, взглянув на него, полюбил его…» (Мк., 10:21). Мне почему-то кажется, что наш евангельский герой не мог забыть слова Спасителя, они продолжали звучать в его памяти, они дали ему толчок к внутренней духовной работе. Юность (время искушений и соблазнов) могла быстро пролететь и смениться различными скорбями и испытаниями. Так что я не исключаю, что наш герой мог вполне исполнить совет Спасителя, но позднее. Но даже если он и не выбрал путь «добровольной» бедности, Спаситель мог помочь ему избавиться от богатства и дать дополнительный шанс для спасения.

«Богатые юноши» современной России должны понимать: если у них не хватит духовных сил и мужества исполнить заповедь Христа об «оставлении своего имущества», то они должны быть готовы к тому, что оно будет у них отобрано принудительно. Конкретных способов для этого много: Бог может попустить пожары, наводнения, экономические и финансовые кризисы, банкротства, войны, восстания и революции, нашествие воров или рейдеров и т.д. И вместо «добровольной» нищеты наступит нищета «вынужденная», или «принудительная». Как это уже было в истории России. Сценарии такой «экспроприации» давно уже нарисованы нашими политологами, социологами и экономистами. Однако духовной подоплеки таких сценариев (с моей точки зрения, вполне реальных) при этом не раскрывается. Атеисты воспримут реализацию любого такого сценария как «несправедливость» или «очередной беспредел», а маловеры – как «излишне жестокое наказание». Но по меркам вечности, это будет единственно верным и справедливым выходом из сегодняшних «тупиков» нашей жизни. Господь прибегнет к сильному, но эффективному «лекарству», необходимому для спасения наших «богатых юношей», а вместе с ними и тех миллионов наших сограждан, кто мечтает попасть в их компанию. Ибо, мне кажется, что, несмотря на все их падения и увлечения мамоной, Бог их всё ещё любит. Также, как две тысячи лет.


Валентин Катасонов, д.э.н., профессор

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Переправа, Журнал Переправа №5-2011, Катасонов
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Журнал "Переправа" №5.2011 О наших «богатых юношах» и бедности"
Qadir

22 ноября 2014 10:54

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
I don't know who you wrote this for but you helped a brotehr out.
Имя:*
E-Mail:*