переправа



Символ веры: необходимые пояснения



Опубликовано: 7-12-2011, 20:43
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Правильный путь спасения проистекает из чётких и ясных принципов духовной жизни. В этом смысле религия – не зыбучий песок и не произвол, где каждый волен делать всё, что захочет: «Я верю так, а ты – так». Религия – это гармония и порядок. А наладить его помогает совокупность вероучительных истин, проверенных духовной практикой и временем. Самые главные из них составляют Символ православной веры – свод основных догматов (богооткровенных истин), изложенных в кратких, чеканных и неизменяемых формулировках Святых Отцов Вселенской православной церкви, объясняющих суть христианства.

 

1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.


2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного,рожденного,несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё произошло.

 

Это –  два первых члена православного Символа веры.


Они содержат определение Единого Бога христиан, который представляет собой  три Лица во Едином - Отца, Сына и Святого Духа (о третьем Лице – несколько позже). Отец – Творец всех миров, видимых и невидимых, содержащий всё в своей власти, Сын, Господь Иисус Христос – точно такой же Свет, как и Отец, такой же, как и Отец, истинный Бог, точно такой же сущности, как и Отец. Он так же, как и Отец, несотворён. Им, как и Отцом, весь мир, видимый и невидимый, приведён в бытие.


Сын рождён Отцом прежде всякого творения и всяких начал. Это рождение – таинственно и превечно. То есть оно совершается прежде всякого времени. Однако оно не означает появление Сына в бытии, то есть никоим образом не предполагает, что когда-то Сына не было. Сын – всегда в Отце, и Отец – в Сыне. Это единство основано на Их единосущии. Бог Отец и Бог Сын – единой сути, единого божественного достоинства (Ин., 17:22). Ни Отец, ни Сын не больше и не меньше друг друга. Все качества Отца являются и качествами Сына (то есть Сын – такой же Вседержитель и Творец).

 

Различие (разница между Лицами) – только в рождении и нерождении. Но это различие – не иерархично, оно не включает в себя понятия главного и второстепенного, в нем нет причинно-следственного подчинения одного Лица другому, каких-либо отношений зависимости и субординации между рождённым от нерождённым. Лица, или Личности, – Единосущны, то есть имеют совершенно равную божественную природу (2 Кор., 4:4).


Обращаясь в молитве к Сыну, который по Боговоплощении стал совершенным Богочеловеком Христом, мы всегда в такой же мере обращаемся одновременно и к Богу Отцу (равно как и к Богу Святому Духу). А если кто-то этого не ощущает и ему кажется, что он общается только с Сыном, то эта точка зрения - неверная. Хотя и существуют молитвы, обращенные отдельно к Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Святому Духу, но это разделение условно, педагогично и связано исключительно с нашей человеческой немощью, которая по своей земной ограниченности не в силах уяснить единосущие Бога-Троицы и Его единство.

 

3. Нас ради человек,  и нашего ради спасения сшедшего с небес,  и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

 

В третьем члене Символа веры исповедуется один из главных догматов Вселенского православия - Боговоплощение. Причина того, что Бог Сын принял на себя человеческую плоть и умалился до людей, проистекает от безграничной любви Бога к своему разумному падшему творению.


Священное Писание утверждает, что рождение в мир Господа Иисуса Христа произошло от наития Святого Духа на Деву Марию, то есть что зачатие совершилось бессеменно, без участия мужчины. Это был божественный акт, который творил сам Бог (и сейчас, и в дальнейшем мы подразумеваем под Богом всю полноту Пресвятой Троицы, Бога Троицу). Бог через Боговоплощение стал истинным Человеком, не перестав при этом быть истинным Богом. Все у Него было как у человека, кроме греха. То есть Бог, став Человеком, ни разу не согрешил – ни мыслью, ни словом, ни делом.


Итак, Иисус Христос, Бог во плоти, был и пребывает абсолютно безгрешным. Однако Он принял на себя падшую человеческую плоть, изъязвленную грехом. Что это значит?  Это означает то, что Он облекся в плоть, больную страстями и требовавшую коренного исцеления. Эта болезнь состояла в так называемом первородном грехе – онтологически больном состоянии падшего человека, полученном им после грехопадения. Это – не сам грех, а некое неодолимое желание, стремление его совершить. Подобное состояние рано или поздно порождает в человечестве многоразличный грех. Именно такое падшее, а потому и смертное тело с тягой ко греху взял на себя Господь Бог, чтобы через Распятие на Голгофе ценой своих невинных и страшных страданий исцелить, преобразить падшее человеческое естество и, пройдя с ним через врата смерти, воскресить это тело к вечной жизни. Вот это и есть залог нашего грядущего  личного воскресения и бессмертия.

 

Каким именно образом влияет исцелённое Тело Христово на каждого верующего человека-христианина и его судьбу в вечности, речь пойдёт в следующих материалах по Символу веры.


Есть ошибочное мнение, будто Господь, как Бог, не мог соединиться с падшим естеством, поскольку Бог по определению есть Чистота и Святость. То есть говорят, что плоть, которую Он принял на Себя, не была падшей. Более того, утверждают, что и страдания Его на кресте были призрачными, кажущимися, поскольку Бог как Совершенное Существо не подвержен страданию. Однако в нашем  падшем мире без боли и усилия ничего изменить нельзя. И если бы тело Господа было призрачно, то Его Боговоплощение было бы лишено всякого смысла. Воплощение стало бы маской, шаловливой игрой актера, а не Божественным жертвенным и спасительным актом любви.


Боговоплощение исповедует, что Бог во плоти пришел в мир и стал Человеком Иисусом Христом. Бог Сын, который Одно и То же, что Отец («Я и Отец – одно». Ин., 10:30), а также Одно и То же, что  Дух Святой («Бог есть Дух». Ин.,  4:24). То есть во Иисусе Христе была представлена  вся полнота  Пресвятой Троицы. И на Кресте, по сути, был Бог-Троица. А не так, будто бы Сын Божий страдал, а Бог Отец с удовлетворением взирал на эти страдания с небес и умирял ими свой праведный гнев на род человеческий. Что же это, в таком случае, за отец, который умилостивлялся бы болью и мучениями сына?

 

Поэтому Православие не рассекает единство Божие ни в горнем мире, ни в дольнем, на Голгофе. Оно также не называет страдания Христа искупительными. Искупление – значит выкуп. Кому же должен Бог платить выкуп Сыном? Выходит, тому, у кого человечество в плену, – дьяволу. Но это – кощунство. Поэтому страдания Христа именуются спасительными. Но об этом – ниже.

 

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

 

5. И воскресшаго в третий день по Писанию.

 

Здесь говорится об историчности  Богочеловека Иисуса Христа, о том, что Он пребывал на земле и пострадал на Кресте при царствовании Понтия Пилата, римского префекта  Иудеи. Всё в земной жизни Спасителя предельно конкретно – и историческая обстановка, и обстоятельства, и дела.  Нет никаких символических затемнений, расплывчатых аллегорий, мифической  абстрагированной двусмысленности.


После своего страдания, смерти и погребения Он на третий день воскрес. Здесь исповедуется центральный догмат христианства – воскресение Иисуса Христа. Смерть не могла удержать безгрешного Богочеловека. Она проявила свою временную власть только над падшей плотью, которую добровольно, по любви к людям,  воспринял на себя  Господь. Отсюда и Его жуткие, отнюдь не призрачные страдания на Голгофе, отсюда – боль, муки и прохождение через смерть.


Однако смерть есть следствие человеческого грехопадения, и питается она только одним грехом. Не будет греха, упразднится и смерть. Господь Иисус Христос был безгрешен, и потому смерть не удержала Его как совершенного, без греха, Богочеловека, в своих объятиях. Да и как может удержать сотворённое, хотя бы им была и сама смерть,  Бессмертного Творца и Бога?


Силой невинных страданий на Кресте, которые есть не что иное, как жертва любви Бога к людям до конца, до смертных мук, Господь Иисус Христос преодолел всё умерщвляющее действие  первородного греха и исцелил свое изъязвленное грехопадением человеческое тело. Тем самым Он преобразил и освятил падшее человеческое естество, возвратил ему утерянное райское достоинство, бессмертие и даровал всем верующим в Него возможность благословенного и бесконечного приближения к Богу, богоуподобления. Какое отношение преображённое Тело Господне имеет к нашей плоти и какая польза от Его воскресения всем нам, смертным людям, будет рассмотрено далее в теме о Церкви и воскресении мёртвых.


Ссылка на Священное Писание говорит о том, что в корпусе Ветхого Завета содержатся пророчества о грядущих добровольных страданиях, смерти, погребении и воскресении Спасителя мира Христа.

 

6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

 

7. И паки грядущаго судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

 

Иисус Христос после воскресения из мёртвых восходит в преображённом, то есть в полностью излеченном от греховного состояния и уже совершенно святом человеческом теле на небо и пребывает там рядом с Отцом Небесным. В таинственном будущем Он в славе, силе и сиянии вновь придет к людям, чтобы судить всех живых и мертвых, после чего водворится Царство Небесное, о котором Он возвещал, что оно «не от мира сего» и что ему не будет конца.

 

По учению православной Церкви, Христос, будучи Богом, не расстаётся по воскресении с человеческим телом, до которого в своё время умалился, чтобы спасти весь род людской. Тело Его через страдания стало чистым и святым, совершенным и светлым, славным и бессмертным, поэтому оно отныне никак не уничижает Христа, но становится сопричастным Его Божественной сущности.


Далее: страдания Христа на Кресте, а через Него и всего Бога-Троицы (да-да, именно Бога-Троицы, а не отдельно Бога Сына, ибо Бог христиан неразделим и един, и по этой причине голгофские боль и жертва были перенесены всей полнотой Божества) были не призрачными, но реальными. Именно эти безгрешные страдания Бога любви, а также освященная ими и уже не подверженная смертному тлению Его человеческая плоть и определили возможность спасения всех людей от вечной смерти. Как? А вот как: цена невинных страданий Источника жизни, Творца и Создателя бесконечно высока и, как таковая, разрушает всю силу смерти, появившейся исключительно как следствие человеческого грехопадения, изъязвившего и сообщившего тлен человеческому естеству. Этот самый изъян, таивший в себе смерть, и был преодолен Жертвой Бога – величайшей в мире Жертвой, принесенной Им ради спасения человека как дар совершенной Божественной любви и святости. Именно такая Жертва в сочетании с невинностью добровольных страданий упразднила жало смерти как в отношении Богочеловека Христа, так и всех Его истинных последователей. Только и только здесь, на Голгофе, осуществился подлинный прорыв человечества в благословенную вечность и блаженное бессмертие.

 

Однако здесь важно понимать следующее: каждому из нас, христиан, всё равно надлежит однажды умереть. Но после смерти верного христианина он вновь оживёт полнотой жизни, соединившись в перспективе, силой Божией, со своим телом. Эта сила, нисходящая свыше (все, кто причащался с верой, неприятием греха и трепетом, знают, о какой сокровенной и вместе с тем совершенно реальной и несокрушимой силе здесь говорится) входит в нас через Святую Православную Церковь, которая неслучайно называется Телом Христовым. Ибо через Нее нам должно обрести и для себя начатки того самого преображенного тела, которое Христос исцелил Сам в Себе на Голгофе. Такое целительное преображение начинается через наше деятельное участие в Таинствах Церкви – Крещении, где мы отсекаемся от всех прежних грехов и рождаемся в новую жизнь; Причастии, в котором мы под видом хлеба и вина принимаем в себя истинную Плоть и Кровь Христовы (становящимися таковыми по установительным словам самого Спасителя на Тайной Вечери и по соборной молитве Церкви), и Покаянии, где через наше сокрушение сердечное изничтожаются все вновь наработанные грехи, полученные вследствие человеческой инертности, немощи и прежнему к ним навыку.


Таким образом, наше тело, созидаемое спасительными Таинствами, не станет окончательно прахом после нашего исхода, но гораздо более удобно воссоединится с нами, то есть с нашей душой после всеобщего воскресения для жизни вечной.

 

Кто-то спросит: но почему обязательно надобно умереть? Почему нельзя, напитавшись Таинствами, пройти из жизни земной в жизнь Небесную сразу и безболезненно? А вот почему: этот путь указал нам сам Господь, изволивший через вольные страдания пройти через тесные врата смерти. То же надлежит сделать и всем Его последователям, повторив образ земного пути Спасителя. А иначе – какие мы последователи, если боимся следовать за своим Учителем? Этот путь открыт и для всех остальных людей земли, ибо Господь пришел ко всем без исключения, чтобы всех спасти. Кроме того, нам надо понимать, что мы, земные люди, – не всемогущие боги и не обладаем всесокрушающей врачующей силой. Она, эта сила, подается нам соразмерно нашим возможностям, которые у смертного человека, увы, ограниченны его собственными немощами. Да, таинства Божии и воля человеческая, несомненно, очищают нас и приближают к бессмертию. И, тем не менее, даже самые великие святые проходили через тенета смерти. Живыми на небо были взяты лишь единицы и среди них – пророк Илия. Но это – особый промысл Божий. И мы не знаем, что впоследствии произошло с ними на небе. Если Господь сам прошёл через черту смерти, то также надлежит сделать и нам, чтобы там, за чертой, воскреснуть и уже никогда не умирать. Слава Богу за всё.

 

У Бога христиан нет мёртвых. Все люди – и в земной юдоли, и находящиеся в сени смертной – живы, но имеют разный статус и возможности. Только во Христе эти возможности выравниваются, и Господь силой Своей спасёт и выведет из смертных обителей всех, кто сумеет всем сердцем, всей душой, всем помышлением и всею крепостью своей уверовать в Него. Именно в этом состоит суть Страшного Суда – спасти для Царства Небесного тех, кто на деле стремится к спасению и жаждет его обрести.

 

Царству же Божию не будет конца, так как в нём на веки вечные упраздняются тление, распад и ненавистная смерть.

 

(Окончание следует)

 

Протоиерей Михаил Ходанов

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Протоиерей Михаил Ходанов, Переправа, Журнал Переправа №6
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Символ веры: необходимые пояснения"
Murat

6 июля 2015 20:12

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Fidnnig this post solves a problem for me. Thanks!
Имя:*
E-Mail:*