переправа



Азы духовной грамотности



Опубликовано: 7-12-2011, 20:43
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Азы духовной грамотности

 

Мы начинаем цикл занятий о душе человеческой, ее происхождении, сущности (характеристиках, свойствах и функциях) и, наконец, ее последней судьбе в вечности. 

 
Сразу оговоримся: речь идет об одном из самых трудных разделов христианской антропологии. «Вот стар я уже, - писал блаженный Августин, - а и теперь так же не понимаю тайны происхождения души, как не понимал в юности». 


Тайна – вот, пожалуй, самая верная характеристика происхождения и бытия души. Не потому ли, касаясь этих тем, Святые отцы предпочитали окружать их благоговейным молчанием, нежели объяснять? 

 
Резюмируя все наиболее важное, что сообщает нам в этой связи Писание и духоносные Отцы, попытаемся кратко изложить учение православной церкви по данному вопросу.

 

Занятие 7. Происхождение души


Вопреки широко распространенной в древнем мире (Пифагор, Платон, Порфирий и др.) гипотезе о предсуществовании душ, наша церковь всегда держалась и поныне держится мнения о том, что они творятся Богом.


Пятый Вселенский Собор выразил эту позицию достаточно ясно: «Церковь, последуя божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после…». 


Бог творит человеческие души, как и тела, силою того самого благословения («плодитеся и размножайтеся»), которое Он даровал нашим праотцам еще в начале. Однако в этом великом и сугубо творческом акте, по замыслу Божиему, на новую личность человека налагается отпечаток и душ его родителей (о теле новорожденного и о его наследственной взаимосвязи с родительской плотью - разговор отдельный). Хотя души получают бытие через творение, однако, по учению Церкви, происходит это так, что на них переходит зараза прародительского греха.

 

Когда же именно творятся человеческие души, и как они соединяются с телами?

 

Образование вещественного тела, учат Отцы, происходит в материнской утробе постепенно, а душа – существо простое (ударение на последнем слоге) – может твориться только мгновенно.


По мнению Кирилла Александрийского, Августина, Феодорита и др., душа даётся от Бога «в то время, когда тело образуется уже и соделывается способным к принятию оной».


Отсюда вывод: младенец еще в утробе матери, то есть до своего появления на свет уже имеет образ Божий, уже становится «изображенным». 

 
Какие наиболее распространенные заблуждения на этот счет встречаются в наши дни? 

 
- Например, говорят, будто души, как и тела, происходят от семени родителей. Оно ложно и вредно потому, что отсюда следует утверждение о вещественности человеческой души и ее, следовательно, смертности вместе с телом. 


- Далее, мнение о том, будто души происходят сами собой от души родителей подобно тому, как тела происходят от тел – такое допущение ведет к признанию делимости души и дальше, опять-таки, её вещественности и смертности. 


- Наконец, некоторые ошибочно считают, что души человеческие творятся Богом из ничего и посылаются Им в тела – это противоречит одному из ключевых догматов православия относительно распространения первородного греха от родителей на детей путем естественного рождения. 


Особо же распространена (и, к сожалению, встречается даже и православной среде) гипотеза предсуществования душ, имеющая многочисленные и разнообразные ответвления, в том числе и совершенно не христианские: иудаизм, индуизм и др.


Эта гипотеза предполагает, что все души человеческие существуют от создания мира, и до вселения в тело пребывают либо в соединении с Богом, либо в т.н. мировой душе, либо странствуют по телам животных, ожидая (в награду или в наказание) своего соединения с человеческим телом.

 

В свое время в опровержение подобных взглядов решительно выступили Иустин Философ, Григорий Нисский, Василий Великий.


Их аргументация вкратце сводилась к следующему: 


Во-первых, против этого протестует весь наш жизненный опыт: коль скоро мы не помним ничего из своей «прошлой жизни», само допущение о некоей награде или наказании души как предпосылке их вселения в тело становится абсурдным. 


Во-вторых, непонятно (и не может быть никак объяснено), чем и где была душа до соединения с телом, что она делала, для чего направлена в тело и др. 


В-третьих, искажается правильное понимание роли самого тела, которое, в свете этого лжеучения, становится случайным (и потому малозначимым) вместилищем души. 


В-четвёртых, идея предсуществования открывает простор для дальнейших фантазии и измышлений, к примеру, для той же широко популярной сегодня идеи реинкарнации душ, совершенно уводящей от подлинного христианства.

 

Занятие 8. О бессмертии души

 

Это выглядит, по меньшей мере, странно, но весь наличный, весь чувственный опыт человека и человечества, кажется, на корню отвергает саму идею бессмертия! Каждую секунду смерть, пожиная свою жатву, вызывающе попирает ее.


И все же мысль о вечности, как о месте законного обетования некогда смертных людей, была актуальна во все времена и у всех народов.

 

Да, и в каждом из нас, право, в какие-то моменты (у кого-то - сильно, у кого-то - еле-еле) присутствует это чувство бессмертия. Что это – фантазия, мечта? Или некая реальность, скрытая до поры до времени?

В арсенале христианской апологетики найдется целая система доказательств бессмертия души. Однако, следуя заведенной на портале «Переправа» традиции (все-таки наша цель – постижение азов веры, а не академическое богословие), мы коснёмся лишь некоторых наиболее ярких и убедительных аргументов. Условно разобьём их на три группы.


1. Первая группа доказательств бессмертия души связана с разумностью человека. Развитие разума есть главнейшая и неоспоримая цель бытия homo sapience. Более двух тысяч лет тому назад Аристотель изрек: «Всякий человек имеет естественное желание знать». Но на что же, прежде всего, указывает история познания, история наук? А свидетельствует она о том, что знание бесконечно: раздвигая границы познанного, мы всякий раз неизменно расширяем и периметр непознанного. И так – до бесконечности, сколь бы ни старался научно-технический прогресс догнать свою тень. И вот уже Сократ признаётся: «Я знаю одно – что ничего не знаю». И вот уже каждому честному исследователю ясно, что вершины истины недосягаемы и на вопрос «Что есть истина?» он должен ответить словами апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь мутное стекло, гадательно...» (1 Кор., 13:12). И как в этом контексте искренне звучит смиренно-горькое признание одного из величайших умов современности Исаака Ньютона: «Я не более, как ребёнок, собирающий раковины (крупицы знания – А.Н.) на морском берегу…».

У странного и досадного тупика познания может быть только два объяснения. Либо природой (а, значит, и Богом!?) допущен какой-то сбой, в результате чего человек, единственный из всей твари, оказывается неспособным до конца реализовать себя и свою естественную тягу к познанию мира; «человек слишком широк для этого мира – его нужно бы сузить» (Ф.М. Достоевский). Но это априори нонсенс, ибо Бог не только всеблаг, но Он еще и всемогущ, и созданный Им мир представляет собой столь безупречную гармонию, порядок, экономию и бережливость, что любое сомнение в несовершенстве какой-либо из его частей выглядит как кощунство. Это равно касается и мельчайшей песчинки, и гигантских новых звезд. Чего уж говорить о человеке – «любимом чаде Божием»?

Но, если отбросить первое допущение, тогда не остается ничего иного, как признать (притом признать твердо), что истинное назначение человека не ограничивается ЭТОЙ, земной жизнью, и развитие его ума будет иметь продолжение в ТОЙ жизни, в вечности, где нет, и не может быть никаких пределов.
 
«Таким образом, - резюмирует Е. Тихомиров, - бесконечное развитие человеческого ума требует бессмертия человека».

Именно эту важнейшую мысль выражает апостол Павел, утверждая: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а когда стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, - тогда же лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, - а тогда познаю, подобно как я познан».

2. Вторая группа доказательств бессмертия души апеллирует к природе человеческой воли. У нее, как и у разума, тоже есть свой идеал. Это осуществление добра. Как ум мечется в погоне за ускользающей от него истиной, так и воля блуждает и спотыкается, ища своего. Чего же своего? – спросите вы. Ищет она, не всегда даже осознанно, того, что именуется нравственным идеалом. В православии это святость, богоподобие, обожение: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» (Мф., 5:48). Человек знает, ощущает, что идеал это не мира, что он существует; «душа человеческая – по природе христианка» (Тертуллиан). Однако, достичь этого идеала невероятно трудно, ибо воля наша – через призму совести - непрерывно испытывается еще одним даром Божиим – свободой.

Изначально поврежденная природа человека, по словам Святых отцов, «удопреклонима к греху». Легче катиться вниз по наклонной плоскости, чем карабкаться вверх. Да, и какое достоинство претворять свою свободу в бездействие, апатию, угождение плоти и животным страстям? Достоинство свободы (и самая суть её!) заключена в преодолении сопротивления плоти, в труде и победе над главным врагом всякого человека – самим собой, «тлеющим в похотях прелестных». А этот путь, как и земной путь разума, нескончаем, этот идеал фактически недостижим. Осуществил на его практике один лишь Христос, но Он был богочеловеком. Нам же определено иное: всяк человек ложь, и нет на земле человека, который, прожив, не согрешит. Не потому ли даже апостол Христов однажды сетует в сердцах: доброго, чего себе хочу не делаю, а злого, чего не хочу, делаю!

Итак, нравственное совершенствование не может удовлетвориться земным уровнем, а требует более широкого поприща. Требует оно возможности реализации в вечности. «Остановка в начале пути, на исходном пункте развития, ненормальна так же, как ненормально пребывание в младенческом возрасте в течение всей жизни».

3. Помимо ума, жаждущего познания, и воли, естественным и здоровым побуждением которой может быть только нравственный рост, человек одарен еще сердцем, мечтающим о счастье. С ним, с сердцем, связана третья группа доказательств бессмертия души.

Жизнь человека можно определить как погоню за счастьем, благом, блаженством. Но много ли среди нас безусловных счастливчиков? Найдется ли хоть один? В молодости явное несчастье больше удивляет, чем ужасает; «птица счастья» кажется близкой и доступной…. Но затем неотвратимые удары судьбы – несчастья и болезни – открывают глаза. Надежды и иллюзии сменяются разочарованием. И, в конце концов, все мы в душе вынуждены согласиться с царём Соломоном, имевшим в своей жизни, кажется, всем, что должно составлять счастье: «Всё суета сует!»

Но если на этом свете нет ничего, что могло бы обеспечить человеку полное счастье, не получаем ли мы ту же, что и в двух первых случаях (группах доказательств бессмертия души) антиномию: человек не может на земле получить то, к чему призван. И если конечные цели ума, воли и сердца достижимы (а они должны быть достижимы!), то не ЗДЕСЬ, не в этой скоропреходящей, непрочной и непостоянной реальности, а там, куда душа устремится, однажды разлучившись с телом. Здесь мы имеем только предчувствие счастья, но не его само. Только соединившись – но не автоматически, а вследствие духовных подготовительных трудов и борьбы – с Вечным Источником всех благ – Богом, обретем мы искомое счастье. Это будет, по Евангелию, на новом небе и на новой земле, где Господь «отрет всякую слезу с очей наших, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо все прежнее пройдет».


Душа человеческая бессмертна – не случайно Святые отцы считали тело наше лишь временной темницей для нее, а жизнь на Земле – «скоропреходящей ночью бытия». Только уяснив это, а еще лучше – укоренив это сознание в себе с некоторой дрожью, смущением и восхищением, можем мы ступить на единственный (и для каждого свой) «узкий путь» веры, ведущий в Жизнь. Только так – с помощью Божьей - раскроются личные таланты и силы, скованные болезнями и слепотой души, ее неверием в собственное вселенское достоинство и вечное призвание. Только так можно спокойно, открытыми глазами взглянуть на устрашающее явление – физическую смерть. 


Но об этом - в следующий раз.

 

Занятие 9. Душа не знает границ

 

На предыдущих занятиях (Азы 1 -8) мы коснулись, в основном, вопросов происхождения и сущности (характеристик) души. Установили, что, согласно христианской антропологии, она творится Богом опосредованно и несет на себе отпечаток заразы прародительского греха. Убедились, что душа вечна и, следовательно, является законным представителем в человеке со стороны незримого духовного мира, с которым она соединяется после разлучения с телом - смерти. Признали, что в душе больше таинственного, чем очевидного.

    

В самом деле, если задуматься, много ли мы знаем о своей собственной душе, не говоря уже о чужих душах, которые вообще - «потёмки»? Гораздо легче смириться с мыслью о том, что душа это бескрайная и непостижимая вселенная со своими галактиками и кометами, сверхновыми звёздами и чёрными дырами. Всю жизнь мы силимся разгадать её тайну, но всякий раз, проходя через те или иные испытания, мы словно бы заново знакомимся с нею и… не перестаём ей удивляться.

    

Итак, ещё одна характеристика души – она не ведает границ. Если тело обладает явной и грубой материальностью - его можно потрогать, измерить, взвесить, понюхать, наконец, - то душа совершенно эфемерна. Её взаимоотношения с телом не так уж просты, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, душа заключена в тело как в «кожаные ризы», как в некую капсулу, скафандр или даже, по словам Отцов, «темницу». Она стиснута и стеснена этими «ризами» и принудительно удерживается внутри них до самого смертного рубежа. С другой, душа явно свободнее тела в своих функциональных отправлениях. В частности, время и пространство, сила тяжести и плотность материи для нее, очевидно, во многом условны.

 

Простой пример: я смотрю на далёкую звезду и воображаю себя на ней. Где я нахожусь в этот момент? Телом, безусловно, здесь, на земле. А мыслью, душой? Может быть, и здесь, а может, и там - на другом конце вселенной.

 

Эту особенность души, причастной Богу и ТОМУ миру, замечали и отмечали все выдающиеся мыслители прошлого.

 

«Ты согласен, - говорил Сократ, - что твой ум, живя в твоём теле, управляет им, как хочет: должен согласиться и на то, что Ум, живущий во всем, все устояет так, как Ему угодно. И твоё око может простираться на много стадий, а око Божие будто не может обнять всё одним взором? И твоя душа может обтекать мыслью и здешние места, и страны Египетские и Сицилийские – неужели же Божья мысль не в силах обнимать всё существующее?»

 

А воспоминания прошлого или мечты о будущем? Что это, как не отблески истинного, божественного происхождения души, ее потенциального могущества, сдерживаемого до поры теми же «кожаными ризами». Что это, как не проявления ее свойств, ограниченных фактом временного обитания в телесных узах? Всё увидим, и всё узнаем, утверждал апостол…, когда умрём!


Впрочем, кое о чём мы можем догадаться уже теперь, особенно, если будем внимательны к себе и окружающему миру. Если физические тела людей, подобно горошинам, рассыпанным по столу, символизируют одиночество каждого из них и разобщённость всей общности (человечества), то излияния индивидуальной души по определению не могут быть ничем и никак изолированы. Каждый из нас ежесекундно «производит» некоторое количество духовной энергии. И даже если это энергия мысли и чувства (энергия «тайных дел человеков») никак вроде бы не проявляет себя вовне – в словах и действиях, - даже в этом случае мы, хотим мы того или нет, делаем личный незримый взнос на точные весы добра и зла в масштабах человечества. И тем самым в какой-то мере определяем вектор его развития и конечную его судьбу.


Святые отцы учат, что душа и тело сосуществуют неслитно и нераздельно.


Неслитно – в том смысле, что это всё-таки отличные друг от друга, хотя и связанные между собой сущности; они соединены в одно целое, но только на время земного бытия человека, по истечении которого разлучаются. Впрочем, и разлучаются-то условно: исходя из тела, душа сохраняет (как? - точно не знаем) полную информацию о нём, что позволит Господу после Страшного суда возродить наши тела в точности такими, каким они были на земле, но в ином, «адамовом» естестве. 


Нераздельно – ибо в период земной жизни душу и тело невозможно отделить друг от друга, как невозможно отделить кошку от съеденного ею куска мяса.

 

Человек представляет собой целостное, нерасторжимое (до поры) единство души и тела, его личность определяется состоянием и изменением одновременно и той  и другой ипостаси, а не какой-то одной из них в отдельности. Соответственно, пренебрежение фактом этой целостности (особенно односторонне - в пользу тела, что сегодня стало обычным явлением) болезненно сказывается на здоровье и преуспевании личности в целом. Казалось бы, тезис этот чисто умозрительный, но как важно помнить о нём и учитывать его в повседневной жизни!


Являясь разновидностью тонкой энергии (энергии тонкой материальности), душа человека активно влияет на внешние по отношению к телу психические поля и объекты, причем радиус этого воздействия, очевидно, весьма велик, а интенсивность – и того больше. Последняя, очевидно, зависит от ряда факторов: характера человека, его положения в обществе, рода занятий, вектора духовного действия – положительного или отрицательного. Индивидуальные души генерируют незримые токи - эти тонкие, невидимые плазмы пересекаются, накладываются одна на другую, вступают в сложные взаимодействия, рождают причудливые узоры – картина, думаю, была бы удивительной, космической, фантастической, если б только… если б только мы могли её воочию видеть.

 

Впрочем, увы, скорее всего в ней сегодня преобладали бы мрачные тона: даже официальная, склонная приукрашивать действительность и далёкая от Истины рациональная наука признает, что мировосприятие современного человека на две трети негативно – отсюда стрессы, неврозы, алкогольный и наркотический аутизм, тяга к виртуальным формам существования, наконец, суицидальные наклонности, ставшие подлинным бичом человечества. И всё это – неизбежная плата за духовную слепоту и невежество.

 

(Продолжение следует)

 

 Александр Нотин

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Переправа, Журнал Переправа №6
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Азы духовной грамотности"
Jennis

23 ноября 2014 07:23

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Great stfuf, you helped me out so much!
Имя:*
E-Mail:*