Православие и постмодернизм в педагогике
Orthodoxy and postmodernism in education
Аннотация
В настоящее время в сфере образования прослеживаются две взаимноисключающие тенденции: с одной стороны говорится о духовном воспитании, о введении в школах преподавания Православной Культуры, с другой стороны, вводимые в школах идущие с Запада инновации носят явно постмодернистский характер. В связи с этим, проведение сравнительного анализа этих двух принципиально противоположных систем воспитания и образования является актуальным.
Православная Культура фактически явилась фундаментом развития классической русской педагогики, ведущим принципом которой являлась другодоминантность. Великие русские педагоги: Ушинский, Пирогов, Рачинский и другие предлагали воспитывать в детях желание служить Богу и ближнему. Так, С. А. Рачинский главной задачей школы считал "воспитать своих учеников для жизни русской национальной, жизни религиозно-нравственной, церковной, - словом, сделать из детей добрых христиан" [3, 18].
В православном учении целью человеческой жизни является преображение человека, обретение им божественных достоинств. Поэтому земная жизнь человека не обязательно должна быть внешне успешной, скорее - наоборот («трудно богатому войти в Царство Небесное». Матф.19:23).
Термин «постмодернизм» в настоящее время является общепринятым в научных кругах как характеристика нашего времени во всех сферах человеческой деятельности, в частности, существует постмодернистская система воспитания и образования. Эта система получила широкое распространение в западных странах, в частности, это направления, называемые «антипедагогика», «педагогика левых», к постмодернистским относятся критико-рационалистическое направление (К. Поппер, В. Брецинка, Г.Здарцил, Ф. Кубэ, Р. Лохнер) и философская антропология. В российском образовательном пространстве постмодернистская педагогика также получила распространение: это уже упомянутая, философская антропология, антропонические школы и другие. Следует также отметить, что проводимые в настоящее время реформы также носят постмодернистский характер. Антропологические представления в православии и постмодернизме могут быть отражены следующей таблицей.
Таблица 1. Антропологические различия в исихазме и постмодернизме.
Антропологические понятия
|
Православие |
Постмодернизм |
Представления о человеке |
Человек - образ Божий |
Человек умер |
Представления о возникновении и призвании человека |
Человек - творение Божие, соработник Богу |
Человек прокладывает свой путь и курс |
Цель жизни |
Святость |
Удовлетворение своих желаний, дегероизация |
Понятия добра и зла |
Добро - исполнение заповедей Божиих, зло - их нарушение |
Добро и зло для каждого человека свои |
Гносеология |
Познание, как действие Духа Божия, обретение глубинного смысла |
Отсутствие смысла, «письмо» как беспорядочное смешение знаков, являющееся средством самовыражения |
Самосознание |
Покаяние, самоограничение |
Самоутверждение |
Воля |
Направление своей воли на согласие с божественной волей, преобразование себя в соответствии с Божиим замыслом |
Подчинение мира своему «я» |
Сердце, чувства |
Стремление к Богу |
Ничем не ограничиваемая чувственность |
Совесть |
Нравственный закон |
Нет запретов |
Религиозность |
Православие |
Мистицизм, оккультизм, восточные религии, инсайт |
Духовное наставничество |
Духовничество, пример |
Психоанализ, шизоанализ |
Предельные духовные состояния |
Обожение |
Исступление, экстаз, наркомания, |
Отношение к другому |
Любовь к ближнему, другодоминантность |
Другой, как объект удовлетворения своих желаний |
Отношение к труду |
Труд как возможность послужить другому, Богу |
Труд как средство самоутверждения |
Способ сосуществования людей |
Соборность |
Эгоизм |
Результат личностного развития |
Личность преображается |
Личность разрушается |
Эсхатология |
Вечная жизнь, спасение
|
«Открытость к смерти», человеку нечего делать и нечего сказать, выживание в любых ситуациях |
Можно утверждать, что дореволюционные школы России были преимущественно православными. После Крещения на Руси стали повсеместно открываться школы «учения книжного». Постепенно подобные училища переходили в ведение церкви. Обучение грамоте и обучение духовным основам веры воспринималось как единый процесс. Об этом же свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в «изборниках» (хрестоматиях) того времени.
Церковно-приходское обучение возникло на Руси вместе с церквами. Оно было бесплатно, всесословно, доступно каждому и имело, прежде всего, духовно-воспитательный характер. С.И. Миропольский пишет о церковно-приходских школах: «Главною целью училища была не грамота, не книжность, но просвещение учащихся светом учения Христова, воспитание любви к церкви православной, послушание ее заповедям, добрая жизнь по вере» [4, 73]. Воспитание любви ко Христу и посильное стремление уподобиться Идеалу были основой воспитания. Характерной чертой воспитательных теорий была их другодоминантность, то есть направленность на служение Богу и людям.
Разум, знания ценились очень высоко: «Ничто же разума есть честнейше, ибо разум свет есть душе словесние, такожде пакы неразумие тма есть» («Диалектика» Иоанна Дамаскина). Человек по нерадивости неразумный хуже бессловесного животного, «невежество злее согрешения», - это были общие оценки. Но ясно виделась и страшная опасность, которую представляет ум, ускользающий из-под контроля нравственности. Подвижники — юродивые в жизни и Иванушки-дурачки в сказках — как раз и обнажали безумие «эмансипированного» разума. Настоящая мудрость не преследовала временных эффектов, превосходства силы над справедливостью, нечестной добычи. Она стремилась распространять ко всему в жизни нравственное отношение: «Добро бо книги почитавши не славохотия ради, но поучаючись благая деяти и в правде жити» («Измарагд») [1, 8].
Светскими школами назывались те, которые не имели строго церковной направленности, то есть не готовили кандидатов в священство и церковнослужителей, но все же давали необходимые для верующих знания Закона Божьего, понятий истин веры, Церкви, духовной жизни.
Часто школы возникали на базе монастырей. Так, первая томская школа родилась под сводами Томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря. В течение 45 лет это учебное заведение было единственным на огромном пространстве, включающем в себе Томскую и Енисейскую губернии. Повсеместно создавались духовные училища.
Министерством народного просвещения в 1856 г. было разослано «наставление» о постановке образования в сельских училищах. По этому документу, целью учреждения сельских училищ было «распространение и утверждение между государственными крестьянами религиозно-нравственного образования и первоначальных, более или менее для каждого сословия нужных сведений» [5].
Вторая половина XIX в. стала временем интенсивного развития церковноприходских школ в России. Источниками их финансирования становятся средства церквей и священнослужителей, а также пожертвования прихожан и благотворителей. Целью школ было, в первую очередь, духовное воспитание учащихся. Основными предметами в них являлись: Закон Божий, церковное пение, чтение, арифметика, письмо, а в двухклассных, помимо названных, еще и история. Обучение вели священнослужители, диаконы, дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие учительские семинарии и епархиальные училища.
В отличие от вышеизложенного последние десятилетия отечественная педагогика испытывает сильное влияние постмодернизма, который настаивает, что единственный путь перестройки образования - это разрушение существующего института школы, умаление функции учителя в отношении «учитель - ученик», эстетизация содержания и методов обучения при помощи «языковых игр». Мозаичность, отсутствие понимания должного направления в развитии личности характеризовали новые направления в развитии педагогики. Постмодернизм, утверждая релятивизм этических установок, сопряженный с представлениями об «исчезновении субъекта», не оставляет возможности для возникновения самой основы для воспитательного процесса, отрицает возможность выдвижения единых целей и ценностей образования и воспитания и разрушает «образовательное отношение», всегда асимметричное, потому что учитель несет функцию обучающего, воспитывающего и наставляющего. Постмодернисты в педагогике акцентируют важность симметричного взаимоотношения между учителем и учеником, невозможность каких-либо норм в процессе обучения, ибо они ведут к нормативности и репрессивности, по их мнению, к власти одной стороны - учителя. Ради равенства сторон, симметричности отношений между учителем и учеником постмодернисты отказываются от «педагогического отношения», на котором строится воспитание и образование, в котором учитель передает свой опыт, воспитывая ученика в соответствии с определенными целями и идеалами образования.
Разрушая педагогическое отношение, идеологи постмодернизма отказываются от идеалов рациональности и содержания в процессе образования. Они абсолютизируют роль визуального восприятия в процессе образования, уповают на аудиовизуальные и интерактивные средства, компьютерную технику в целом. В этих средствах постмодернисты видят путь создания новой культуры потребления и наслаждения, до предела минимизирующий какие-либо усилия со стороны потребителя. Поэтому содержание образование в постмодернизме - это не предмет, а процесс, отказ от универсальной теории содержания образования в пользу многовекторной дискурсности. Воспитание отчуждается от семьи и школы и воспитывающими становятся информационно-коммуникационные технологии и обыденный, «повседневный», непроблематизированный в научном плане контекст жизнедеятельности человека.
В противоположность этому содержание образования в православной педагогике - это познание Истины, обретение знания, передаваемого по цепочке сверху, готовность человека осознать, понять и вместить преподаваемое учение, когда знания, умения и навыки дополнены живым духовным опытом.
Отличительные особенности православной и постмодернистской моделей образования могут быть записаны в виде таблицы.
Таблица 2. Отличительные особенности православной и постмодернистской моделей образования.
Характеристики образовательной модели |
Православная |
Постмодернистская
|
Цель образования |
Нравственный человек, живущий по заповедям Божиим |
Успешный человек |
Воспитываемая направленность жизни |
Готовность служить Богу и людям |
Ориентация на собственный успех, многодискурсная интерпретация |
Воспитываемые правила жизни |
Соответствие православным традициям |
Вседозволенность |
Содержание образования |
Фундаментальные знания, позволяющие дальнейшую деятельность в различных областях, теория и практика христианской жизни |
Процесс, отказ от универсальной теории содержания образования в пользу многовекторной дискурсности |
Основания процесса обучения |
Авторитет Священного Писания и Предания, святых, представления о наличии абсолютной Истины и единых законов мироздания |
Собственный путь и курс в отсутствии Абсолюта, авторитетов, иерархической соподчиненности, производство собственных знаний |
Религия в содержании образования |
Православная религия |
Оккультизм, экуменизм, восточные духовные практики |
Педагогическое отношение к учителю и преподаваемым знаниям |
Ассиметричное, учитель несет функцию обучающего, воспитывающего и наставляющего |
Симметричные взаимоотношения между учителем и учеником, невозможность каких-либо норм в процессе обучения |
Значение личности в процессе обучение |
Участие личности учителя в процессе передачи знаний, умений, навыков. Духовно-нравственный пример личности учителя |
Замена личности учителя педагогическими технологиями |
Отношение к слову |
Понимания глубинных смыслов написанного |
Письмо, лишенное смысла |
Взаимоотношения различных элементов знания |
Целостность |
Мозаичность |
Отношение к культуре |
Культурная грамотность |
Отрицание смыслов и традиций |
Проводимые реформы школ во многом соответствуют постмодернистской модели образования. Они подразумевают кардинальное преобразование школ: во-первых, превращение их в локальные и полуавтономные организации; во-вторых, отказ от существующего консенсуса о целях и содержании образования и воспитания; в-третьих, индивидуализирующие методы обучения, подразумевающие автономизацию субъекта, его отрыв от социума, наличие у него собственных критериев истины, понятий о добре и зле и, наконец, применение психотехнических методов для изменения сознания как школьников, так и учителей. Последнее ярко выражено, например, в психотехнических играх и тестах для школьников [2, 148-153].
Можно предположить, что постмодернистская направленность на «успешного человека», которая направляет образование и воспитание на выработку ребенком собственного "пути и курса", а в центр внимания ставит самоинтерпретацию и самосознание ученика, во многом обоснована.
Чтобы понять, какие "подводные камни" содержит современное формулирование цели образования, можно обратиться к исследованию последствий постмодернистского целеполагания, которое уже было проделано на Западе. Признание «понимания себя» наиболее фундаментальной структурой человеческого бытия меняет акценты в представлении о способе существования. Акцент с «подготовки к служению обществу», традиционно присущий российской педагогике даже в советское время, переносится на признание самоценности личности, формирование ее самосознания, создание условий для ее самоопределения и самореализации. Однако исследователи отмечают, что при таком целеполагании актуализируется группа проблем, сопряженных с возрастанием эгоизма и возможного антисоциального поведения. В обществе растут негативные девиантные и аномические тенденции. В итоге, личность часто оказывается неспособной и к индивидуальной самореализации. Отсутствие значимого другого делает бессмысленной любую деятельность, так как человеку в силу его природы нужно одобрение и признание его деятельности со стороны других.
Теоретики современной культуры постмодерна отмечают такие явления, как «потеря субъектности» и «кризис идентификации» (М. Фуко и другие), что в плане воспитания может быть охарактеризовано следующим образом: направленность субъекта на самого себя, на самореализацию приводит к потере субъектности. Это явление носит объективный характер, так как человек обретает и узнает себя глазами другого. Если же другие не значимы для человека, то возникает вопрос, как ему понять, кто он? Иными словами, можно констатировать наличие парадоксальной ситуации: акцентация самоценности личности человека приводит к ее обесцениванию.
Ряд западных специалистов считает, что постмодернистская атака на традиционную педагогику небезопасна для судеб всей европейской цивилизации. Так Р. Рапп-Вагнер пишет: «Сегодня перед лицом постмодернистских атак на образ человека, на философию и педагогику, на школу и педагогическое обучение, перед лицом вытекающего из них разрушения существующего консенсуса об образовании и воспитании прежде всего необходимо способствовать справедливой оценке знаний, обусловленных европейской традицией и подтверждаемых в конструктивной практике» [6].
Русская классическая школа по своему духу была православной (приоритет духовного воспитания, акцентуация значимости Другого, стремление к обретению глубинных смыслов и тому подобное). Поэтому проведенный анализ свидетельствует, что отказ от традиции в пользу постмодернистских нововведений необоснован и разрушителен.
Янушкявичене Ольга Леонидовна
Доктор педагогических наук
Доктор математических наук
Профессор
протоиерей Димитрий Конюхов,
директор Православного центра образования Святителя Николая Чудотворца
докторант общецерковной аспирантуры докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия
Библиография.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.