Истинный консерватизм есть борьба вечности со временем, сопротивление нетленности гниению.
Н. Бердяев
По сути, в этих строках одного из величайших русских философов Николая Бердяева отражена вся глубинная сущность консерватизма. Данное изречение можно разбить на две части: первая — вечность и время; вторая — нетленность и гниение. Я исхожу из того, что в нашем мире есть ценности, на которых держится человек, культура, без которых они не могут развиваться и жить.
Так почему же одни ценности тленны, а другие нет? Потому что нетленные ценности, как видно из их названия, не теряют своей сущности под воздействием времени. Например, золото и железо. Первое может храниться миллионы лет, не меняя своей сущности, а второе окисляется и распадается за считаные десятилетия потому, что механизм саморазрушения заложен в самой их сущности, как, например, заложено в сущности деревянного здания: оно сгниёт через 200 лет, а монолитное, например египетские пирамиды, простоит сотни тысяч. Так и народы, разучившиеся и не умеющие защищать свои интересы и распадающиеся на «общество свободных индивидов», живущих одним днём, не думают о будущих поколениях по принципу «после нас хоть потом». Они, по сути, обречены, ибо выродятся и прекратят своё существование под натиском других народов.
В современном мире по сравнению с прошлым произошло прямо-таки гипертрофированное усложнение всех сторон человеческой жизни. Например, чем больше техники и общей усложнённости нашей жизни, тем, естественно, больше риск выхода части элементов из строя — например, взлом электронной почты, поломка автомобиля, потеря банковской карты и т.д. ведёт к накоплению общей усталости и психологическому износу человека, а действенных средств преодоления этого нет, т.к. времени на осознание себя почти не остаётся. И нет, как следствие, ответов на главные вопросы человеческого бытия: а к чему я иду и каков конечный результат и итог?
По моему убеждению, смысл консерватизма заключается в том, чтобы пронести сквозь время сущность народа и нации, ценности, доказавшие свою нетленность и жизнеспособность течением истории и её опытом, воплощая их в жизнь, невзирая на отсутствие сиюминутной выгоды или результата, а то и прямо противореча им.
Мы не должны отождествлять консерватизм и исторические привычки, которые, хотя и обладают определённым историческим «возрастом», тем не менее не могут считаться элементом консерватизма и позитивного исторического опыта. Например, нельзя считать «обычай пития» алкоголя чем-то вроде национальной традиции, которую следует бережно оберегать, т.к. ей, скажем, более 100 лет. Ведь не возвращаемся же мы к практике человеческих жертвоприношений в языческой Руси и крепостному праву в царской России.
Принципы, заложенные в консерватизме, универсальны для каждого времени так же, как и законы физики едины как для воды, вертящей жернова водяной мельницы XII века, так и для гидроэлектростанции XXI века. Например, для принципа, что семья является основой общества и что брак — это союз между мужчиной и женщиной, нет никакой разницы, состоит ли она из крестьян, ведущих сельское хозяйство, или из учёных-атомщиков. Принцип о том, что каждый должен делать всё, что в его силах, для общего блага, а то и пожертвовать своими интересами, един как для Ивана Сусанина, так и для чиновника, контролирующего соблюдение экологических стандартов на вверенной ему территории. Фундаментальные ценности часто входят в противоречие с сиюминутной выгодой — например, жизнью ребёнка, за которого необходимо нести ответственность до его совершеннолетия, когда он сам будет обеспечивать своих родителей в старости и прерывание беременности ради продления безмятежной жизни ещё лет на 10-1 5 до наступления старости.
Сущностью нашего времени является глобализация — процесс преобразования мира в единое целое, унификации (обобщения его составляющих). Хорошо это или плохо? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, в каких формах происходит глобализация. Если мы говорим о глобализации (единении) науки, объединении научных знаний, умов человечества для преодоления общих трудностей, это, безусловно, хорошо. Но как быть с унификацией культуры и, собственно, национальной независимости? Обобщение предполагает, что из нескольких элементов будет создано единое целое, некоторые будут противоречить друг другу. То есть если мы должны чем-то жертвовать, от чего-то отказываться должны и наши партнёры. Первый вопрос заключается в том, зачем нам вообще это нужно — изменять свою тысячелетнюю культуру и обычаи ради чего-то глобального. Второй вопрос — в том, что западная цивилизация навязывает нам свои нормы жизни и ценности, не признавая наши, обосновывая это тем, что они не соответствуют общемировым стандартам, в большинстве своём созданным тем же Западом. Классическим примером «конфликта представлений» которых является отношение к моральным ценностям. Достаточно вспомнить выставку 2003 года «Осторожно, религия», в ходе которой христианские символы нашей культуры и веры подверглись поношению и оскорблению. Для нас это стало плевком в душу, оскорблением, для Европы — проявлением свободы слова и «самовыражения». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с ректорами вузов в Киевском государственном университете дал следующую характеристику цивилизации и её развитию: «Цивилизация определяется в первую очередь тем, как люди отвечают на вечные вопросы — о Боге, о мире и о человеке», — сказал патриарх. То есть цивилизация, являясь некой оболочкой политической системы, тем не менее определяет её сущность. Естественно, что за тысячелетнюю историю государства и общества нами накоплен огромный исторический опыт и сформированы устойчивые культурные и исторические традиции и, собственно, мировоззрение.
По моему мнению, у всякого общественного процесса имеется как минимум две составляющие — причина и следствие. Поэтому язвы нашего общества — коррупция, аморализм и многое другое — являются лишь следствием проблем, но не их первоисточником.
По мнению патриарха, разрушение традиционных основ бытия человечества началось в эпоху Реформации, когда любому человеку дали право толковать истину на свой манер.
«Без абсолютных нравственных критериев мы ввергнем человечество в хаос», — считает патриарх. «Поэтому мы и с коррупцией не можем справиться, когда живут по принципу: если Бога нет, то всё позволено, и у каждого своя правда», — отметил он.
По сути, ценности и исходные устои современной российской цивилизации, своего рода основы национальной идеи современной России, обозначены в преамбуле Конституции нашей страны:
1. Всё многонациональное население России является единым народом.
2. Подчёркивается предначертанное судьбой, вечное единство российской земли и её народов.
3. Утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия.
4 . Сохранение исторически сложившегося государственного единства.
5. Признание общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов.
6. Уважение памяти предков, передавших россиянам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
7. Утверждение незыблемости демократической основы России.
8. Стремление обеспечить благополучие и процветание России.
9. Признание ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.
10. Осознание себя частью мирового сообщества.
История имеет свойство повторяться многократно. Дело в том, что при всех различиях в людях, проживающих на нашей планете, всё-таки у нас очень много общего, что и определяет схожесть различных политических и общественных процессов. Например, разгул криминала в нашей стране в 1990-х годах прошлого века напоминает аналогичную эпоху начала 1920-1930-х годов в США. Действующие лица, включая Аль Капоне в США и солнцевскую ОПГ, разные, но причины и последствия схожие.
Мудрость каждой цивилизации заключается не только в том, чтобы жить своим умом, но и заимствовать у остального мира всё то, что нужно и полезно данной цивилизации, соотнося это со своими цивилизационными ценностями.
Сравнивая процессы в разных странах, необходимо наиболее полно учитывать географический и исторический фактор.
К примеру, сравнивая оборонный потенциал США и России, необходимо учитывать, что у США с запада и востока находятся океаны. С севера — миролюбивая и относительно слабозаселённая Канада, с юга — Мексика, представляющая угрозу лишь в контрабанде наркотиков и нелегальной иммиграции. История нашей страны говорит обратное: только в XX веке было две мировые войны и множество вооружённых столкновений практически по всему периметру границ бывшего СССР.
После окончания Первой мировой войны Турция, ставшая осколком распавшейся Османской империи, находилась в глубоком упадке, фактически представляя собой аналог современного Афганистана, правда, без наркотической экономики. Под сомнением стояло даже будущее этого государства. В 1923 году отец-основатель современной Турции М.К. Ататюрк сказал: «Если мы хотим, чтобы мир проявлял по отношению к нам уважение, мы должны в первую очередь проявлять уважение к своей личности и народу. Уважение должно проявляться в чувствах, мыслях и движениях. Народы, которые не знают свою сущность, всегда будут жертвой других народов». Причём, как свидетельствует история, прекращение существования народов в большинстве случаев происходит в процессе их вырождения не военным путём, а путём растворения в других этносах, более сильных и жизнеспособных.
К концу жизни Ататюрка, в 1938 году, страна фактически стала такой, какой мы её видим сейчас: современная экономика, развитая промышленность. Но самое главное, что при модернизации турецкого государства и общества не были отброшены в сторону духовные ценности народа. Ведь главная сложность в модернизации как раз и заключается в том, чтобы отделить «зёрна от плевел», взять положительное из прошлого, не взяв из него зло; впитать позитивный опыт зарубежных стран, соизмеряя его при этом со своими ценностями.
По мнению Ататюрка, «если народ для своего существования и права не объединится духовно и материально, если не сможет завоевать себе право на существование и независимость, то он необратимо станет игрушкой в чужих руках» и «если мы хотим, чтобы мир проявлял по отношению к нам уважение, мы должны в первую очередь проявлять уважение к своей личности и народу. Уважение должно проявляться в чувствах, мыслях и движениях. Народы, которые не знают свою сущность, всегда будут жертвой других народов». Противопоставлением этих цитат со стороны завоевателей выступает другая формула — «разделяй и властвуй». По моему мнению, вся полнота трагичности данного изречения воплотилась на рубеже ХХ-ХХ1 веков с Сербией. Причины Балканской войны, последовавшей после распада Социалистической Югославии в начале 1990-х годов, сложны и противоречивы и искать правых и виноватых, оперируя только юридическими понятиями и во многом предубеждением, неправильно и невозможно. Трагедия Сербии заключается в том, что общество не нашло в себе сил жить своим умом и жить в подлинно независимой стране. Я не берусь судить, виновен или нет покойный президент страны Слободан Милошевич в военных преступлениях, но выдача своего бывшего президента фактически в обмен на предоставление кредита западных стран явилась, по сути, актом беспомощности внутреннего упадка Сербии. Этим страна показала свою слабость, а участь слабых в современном мире при всём развитии международного права незавидна. Дальше — по нарастающей — признание независимости сербской области Косово. Канцлер Германии Ангела Меркель в ходе своего визита в Белград назвала три предварительных условия, выполнение которых в дальнейшем позволит Сербии вступить в Европейский союз, вхождения в который она хочет. Одно из условий — ликвидация органов власти, «параллельных» действующим в Косово. Так как большинством западных стран признана независимость этой самопровозглашённой республики от Сербии, то и наличие «параллельных» органов власти видится им лишним, т.е. фактически ЕС пытается добиться от Белграда отказа от всех территориальных претензий. «Мы смотрим на Сербию как на будущего члена ЕС и постараемся сделать всё возможное, для того чтобы страна, пройдя все процедуры, основанные на общеевропейских принципах, влилась в наш союз», — заявила Ангела Меркель, в первую очередь имея в виду признание Европейским союзом самопровозглашённого Косово как независимого государства.
В истории вопроса попыток вхождения Сербии в ЕС первоначальными условиями ЕС была выдача граждан страны, обвиняемых в совершении преступлений в ходе череды конфликтов, вспыхнувших на просторах распавшейся Югославии. Сейчас, когда Ратко Младич и Радован Караджич выданы сербскими властями по требованию международного сообщества, появились новые условия, напоминающие по своей сущности вымогательство.
По мнению Ататюрка, «полная независимость — это независимость в политике, финансах, юриспруденции, вооружённых силах, культуре и т.п. Отсутствие хоть одного из вышеперечисленных аспектов означает отсутствие полной независимости во всём», и «человек по собственному желанию может отказаться от своей личной свободы, но если его действия ставят под угрозу свободу и независимость целого народа, который имеет великую историю, уничтожает народ, отбирает свободу из рук будущих поколений, то ни под каким видом нельзя узаконить действия этого человека. Конечно же, данное действие не ! может совершаться под предлогом свободы».
Как известно, оценки политика внутри страны при жизни и после оставления им власти могут весьма отличаться. В современной Турции, спустя семь десятилетий после его ухода из жизни, авторитет и уважение к Ататюрку как никогда высоки, что является лучшим подтверждением выбранного им курса. По этому поводу можно привести слова Уинстона Черчилля о том, что «отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующее поколение».
Трагедия, произошедшая в Норвегии в июле 201 1 года, когда было убито множество участников молодёжного лагеря, всколыхнула весь мир. По этому поводу я приведу выдержку из статей Александра Крутова, главного редактора журнала «Русский дом»: «Внутренний мир таких людей, как Брейвик, гениально раскрыл Фёдор Михайлович Достоевский в «Преступлении и наказании». Раскольников у Достоевского считал, что исторически сложились две группы людей: «твари дрожащие» и люди, смело нарушающие моральные нормы, принятые обществом, во имя установления новых норм и законов. Обыкновенные люди «должны жить в послушании, не имеют право преступать закон», они имеют право только «зарождать себе подобных». Необыкновенные люди «имеют право совершать преступления и всячески преступать закон», совершить великий поступок, сказать «новое слово». Они двигают прогресс. При этом вторая группа — это великие личности. Они не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Их считают преступниками только современники, а история оправдывает жертвы. Мир так устроен, что развитие общества всегда свершается путём попрания «тварей дрожащих» этими великими людьми».
В данной статье мной была сделана попытка понять причины и истоки проблем и угроз, стоящих перед нашей страной, да и всем миром. Первым, что, по моему мнению, необходимо сделать на пути к излечению человека и общества наряду с пониманием необходимости такового, является информационная безопасность. По сути, большинство СМИ нашей страны представляют собой подобие аспида, ежесекундно впрыскивающего яд разврата и вседозволенности в сознание наших сограждан. Я считаю, что усилия, прикладываемые государством и здоровыми общественными силами к воспитанию подрастающего поколения, в существующих условиях в большинстве своём обречены на провал: в школе, на занятиях по духовно-нравственному воспитанию молодой человек слышит одно, а в музыкальных исполнениях, телепередачах и т.д. — понятия с совершенно иным смыслом.
Величайший философ Древней Греции Сократ выпил яд по приговору суда именно по обвинению в развращении молодёжи. Не буду судить, прав или не прав был афинский суд в контексте тех исторических условий и был ли виновен сам Сократ. Отмечу лишь то, какую важность предавали в древности воспитанию молодёжи, если те, кто сбивал её с истинного пути, наказывались смертью.
И в заключение простой вопрос: где эти основополагающие глубинные ценности, не истлевшие в течение столетий, о которых я писал в статье?
По моему убеждению, их суть отображена в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов, а именно в Декалоге Моисея и в Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа, где Он излагает заповеди блаженства.
Виктор Масленников
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.