На шестой день Творения Бог увенчал всё созданное до этого богоподобным существом - человеком. И с самого своего появления на свет это существо более или менее регулярно соблазнялось искушением принять своё богопо-добие за божественность и сидеть со своим Творцом на одном суку, а то и занять Его место.
Соблазнённые Адам и Ева, вавилонские столпо-строители, жители Содома и Гоморры, а в более близкие времена - древнеримские язычники, вводившие своих императоров в сонм богов. И это неизменно кончалось очень плохо.
Но история учит только тому, что она ничему не учит. Её уроки забываются, и человек опять начинает путать своё богоподобие с божественностью.
Банальный сюжет «хотим сами быть как боги» начал разворачиваться в Европе в XV веке новой эры. Поскольку это движение ставило в центр бытия человека, оно было названо антропоцентризмом. Другое название - «Возрождение» (имеется в виду возвращение к античному культу человеческого тела).
Прежде во всех случаях, когда люди, слишком много возомнив о себе, претендовали на то, чтобы занять Его место, Бог довольно быстро пресекал их намерения. Адама и Еву он изгнал из рая, у строителей Вавилонской башни разделил языки, Содом и Гоморру сжёг серным огнём. Наказания, как видим, очень разные и неожиданные. На этот же раз реакция Творца на очередной приступ людской заносчивости была особенно удивительной: отсутствие реакции. Похоже, теперь Господь решил: хотят устраивать свою жизнь по собственному разумению без Моих подсказок - пусть устраивают, посмотрим, что из этого получится. Так начался грандиозный исторический эксперимент, поставленный над собой частью человечества: как проживём мы без Бога? Развиваясь, он с неизбежностью распался на два отдельных эксперимента. Дело в том, что для практической апробации установок «человек - хозяин вселенной», «человек - это звучит гордо», «всё для человека, всё ради человека» и т.п. необходимо уточнить, какой «человек» имеется в виду - индивидуальныи, личный или коллективный, общественный, ибо этот термин имеет одновременно два значения. В обычной речи значение определяется контекстом, и разъяснять ничего не надо. Например, когда говорят «человек не толкнёт штангу весом в триста килограммов», всем ясно, речь идёт об индивидуальном человеке, а когда мы слышим фразу «человек вывел более ста пород собак», мы понимаем, что здесь слово «человек» означает множество людей, живших в разное время. Человек как личность и человек как людское сообщество нераздельны, несли-янны и равнозначимы, как отдельное Лицо Троицы и вся Троица в целом, и в этом -один из признаков его бого-подобия. Поэтому когда европейцы решили поставить в центр мира человека, между ними возникли разногласия: одни считали, что туда нужно поставить человеческое «Я», а другие - человеческое «Мы».
Первым стали осуществлять эксперимент с «Я». Он начался с лютеранской революции начала XVI века. Выдавая своё мировоззрение за исправленное христианство, протестанты положили в его основу индивидуализм, рационализм и безрелигиоз-ность. Последнюю характеристику нужно прокомментировать. Подавляющее большинство православных называют протестантизм христианской конфессией, незначительное меньшинство скажет, что это - религия, далеко отошедшая от христианства. Оба определения ошибочны: протестантизм вообще не является религией и не был ею никогда. «Религия» в переводе с латинского означает «связь с Богом», а эта связь может осуществляться только мистически, ибо Бог есть чистый Дух. Мистическая же связь обеспечивается таинствами, которые потому так и называются, что рассудочно объяснить их действие невозможно. Харизма же совершать таинства дана Богом Церкви, и только ей. Поэтому, отвергая таинства, а вместе с ними и Церковь, протестанты полностью отрезают себя от единственно возможной, т.е. мистической связи с Богом и превращают своё учение в чисто секулярную (светскую) идеологию, высшей ценностью которой провозглашается человеческое «Я».
Борьба протестантов со всё ещё религиозными европейцами (католиками) длилась почти три столетия. Добившись в результате Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. значительных уступок, они отпраздновали окончательную победу, совершив Великую французскую революцию 1789 года. Как раз к этому времени в Северной Америке образовались Соединённые Штаты с Конституцией, в основу которой были заложены протестантские ценности, объявленные абсолютными (общечеловеческими), так что возникли идеальные условия для «чистоты» эксперимента: вот вам новая обширная и богатая ресурсами территория без воспоминаний, без призраков прошлого, без традиций - выстраивайте на ней свой уклад жизни как сможете. С этого времени США стали главным испытательным полигоном, а затем и оплотом протестантской цивилизации.
Каков же результат этого эксперимента? Строго говоря, он ещё не кончился, но подходит к завершению на наших глазах, так что можно уже подводить его итоги. А итоги таковы: попытка основать жизнь людского сообщества, приняв за высшую ценность индивидуальное человеческое «Я», полностью провалилась. Капитализм, став глобальной системой хозяйствования, подвёл человечество к финансовому, экономическому, политическому и нравственному кризису, для выхода из которого у него нет ни сил, ни возможностей, ни программы действий.
Сегодня всем уже ясно, что эта формация себя изжила.
Даже в самый продуктивный свой период, в ХУШ-ХГХ веках, когда капитализм приносил богатейшие материальные плоды, многие люди, живущие в капиталистических странах, были недовольны этой системой. Среди них как рабочие, которых на первых порах нещадно эксплуатировали хозяева предприятий, так и представители обеспеченных слоев, которых возмущала несправедливость распределения доходов. Поэтому в Европе высказывались предложения перейти к социализму - жизнеустро-ению, при котором в центр бытия вместо Бога ставится не человеческая личность, а человеческий социум, т.е. не «Я», а «Мы». Карл Маркс (1818-1883) даже разработал целое учение, включившее в себя идеи Адама Смита, Гегеля и французских просветителей, из которого следовала неизбежность такого перехода. Европа поаплодировала Марксу, но идти по указанному им направлению поостереглась, зато Россия отважилась поставить на себе эксперимент, параллельный тому, который происходил на Западе. Русским людям, как позже отпавшим от Христа, идея всеобщего братства, которое установится при коммунизме, была ближе, чем проникшимся протестантским индивидуализмом европейцам.
Так, в 1917 году началось всемирное историческое соревнование двух вариантов человекобожия, и весь мир, затаив дыхание, следил за их противостоянием. Кто-то симпатизировал одной стороне, кто-то - другой, но все понимали, что их будущее зависит от того, кто выиграет это соревнование.
Прогнав фабрикантов и помещиков, наш народ исполнился великой надеждой: теперь жизнь потечёт совершенно по-другому, исчезнут несправедливость, разделение людей на богатых и бедных, на господ и рабов, на власть имущих и подданных. Общество будет брать от каждого по способностям, а воздавать по труду. Все богатства страны будут принадлежать нам - простым людям. Эти упования вызвали большой энтузиазм, позволивший в короткий срок осуществить индустриализацию - это был настоящий подвиг. Люди, совершавшие этот подвиг, мёрзли, недоедали, уставали от непосильного труда, но их питала и согревала мечта о светлом будущем, в котором вырастет новый прекрасный человек. Каким же видели они этого нового человека? На этот вопрос легко найти ответ, прочитав «Моральный кодекс строителя коммунизма». Ответ таков: это человек, исполняющий заповеди Христа: скромный, любознательный (блаженны алчущие и жаждущие правды), способный к самопожертвованию, чистый сердцем и т.д.
Почему же светлое будущее так и не наступило, и «новый человек», который был просто переименованным христианином, не появился?
Причина в следующем. Чтобы стать христианином, недостаточно носить в своём сознании образец для подражания, необходимо ещё найти в себе силы постоянно следовать этому идеалу, а такие силы может дать человеку только Бог. Но российский эксперимент с самого начала был задуман как попытка жить без Бога, поэтому, как и западный эксперимент, он был обречён на провал. Он и провалился. Социализм стал не нравиться нам всё больше, и наконец мы решили сменить его на капитализм, присоединившись в типе хозяйствования к Западу. И по иронии судьбы выбрали для этого как раз тот момент, когда Запад сам не знает, как жить дальше. Это грустно. Но зато мы получили неопровержимое опытное доказательство истинности слов Христа: «Без Меня не можете делать ничего».
Пятисотлетний цикл отпадения значительной части человечества от своего Творца и Благодетеля завершается. И снова завершается жестоким наказанием. Но на сей раз не Бог, а мы сами наказали себя. Ведь это о нас говорил пророк Исайя:
«... И о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис., 3:9).
Разве это не мы хвастаемся своим безбожием и не стыдимся своей распущенности? Чего же ещё можно было ожидать, кроме того, что с нами сегодня происходит?
В.Н. Тростников
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.