переправа



Конец ссудного процента?



Опубликовано: 5-11-2013, 12:23
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Конец ссудного процента?

 

«Динарий кесаря» и «вечный пфенниг»

 

Со времени своего появле­ния и до начала Реформации (первая половина XVI века) мо­неты являлись собственностью эмитента. Они предоставля­лись подданным во временное пользование на возмездной основе, не подлежа накопле­нию частными лицами, т.е. с определённой периодичностью возвращались в виде подати к своему хозяину. А для того что­бы у подданных не возникало соблазна присваивать чужую собственность, монеты с той же периодичностью перечека­нивались, как правило, с иным изображением на реверсе.

 

Читаем в Новом Завете: «Тогда фарисеи пошли и со­вещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишь­ся об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли да­вать подать кесарю или нет? Но Иисус, видя лукавство их, ска­зал: что искушаете Меня, лице­меры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И го­ворит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кеса­ревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф., 22:15-21).

 

Обратите внимание, спра­шивают - «позволительно ли давать», но Иисус отвечает -«отдавайте». Разница в том, что когда ты даёшь - даёшь своё, а когда отдаешь - возвращаешь то, что тебе по праву не при­надлежит.

 

История не знает сослага­тельного наклонения: что было бы, если бы... Но после откры­тия Нового Света и начала «на­воднения» Старого Света золо­том и серебром с американско­го континента происходит рево­люция цен - резкое уменьшение товарного покрытия стоимости золотых и серебряных монет, с чем в предшествующие века человечество ещё не сталкива­лось. Руководствуясь благими намерениями, чтобы каким-то образом подавить инфляцию, выпускают в обращение так называемый вечный пфенниг -монету, не подлежащую перио­дической реновации. Таким об­разом, появляется возможность накопления монет частными лицами.

 

Начинается Реформация. На смену прежней религиозной парадигме - «удобнее верблю­ду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие», приходит другая: если я богат, значит, Го­сподь ко мне благоволит.

 

Но «палка о двух концах»! Достаточно скоро жажда нако­пления приобретает такие размеры, что перекрывает поток золота и серебра с американ­ского континента. Но поздно, джинн из бутылки уже выпу­щен. На смену экономическому подъёму приходит спад, и тол­пы лишних ртов, разоривших­ся крестьян и ремесленников, в поисках хоть какой-то работы наводняют дороги Европы, не­вольно становясь в антисани­тарных условиях переносчика­ми различных инфекций.

 

В свете новой парадигмы решение находится достаточно быстро: принимаются «законы о бродяжничестве», и лишние рты начинают вешать на обо­чинах дорог. И только позднее, когда налаживают мост через Атлантический океан, эти лиш­ние рты в массовом порядке отправляют на освоение новых земель в Америку. Как с ними здесь поступали их единовер­ные братья, так и они начинают поступать с коренными жите­лями («хороший индеец - мёрт­вый индеец»), освобождая для себя жизненное пространство.

 

Человечество оказывается на пороге новой страницы в своей истории - эпохи колониальных войн и первоначального нако­пления капитала.

 

Можно представить, какими темпами происходило перво­начальное накопление, что уже во второй половине XVI века в Нидерландах состоялась первая буржуазная револю­ция, явившаяся своеобразным плацдармом для последующе­го наступления: в Англии - се­редина XVII века, в Америке и Франции - конец XVIII века, а также все последующие рево­люции всего XIX и начала XX веков.

 

Камень преткновения

 

Существует фундаменталь­ный показатель, на который почему-то не обращает особо­го внимания экспертное со­общество, - это соотношение наличной и безналичной со­ставляющей в денежном обра­щении.

 

Если вернуться в 1985 год, год начала политических и экономических реформ, то это соотношение было прибли­зительно 1:2. Когда во всём цивилизованном мире оно со­ставляло 1:10-15.

 

Как вы думаете, каково со­отношение наличных и безна­личных средств в современной России? Не поленитесь и за­гляните на сайт ЦБР (www.cbr.ru) -приблизительно 1:3. Ког­да во всём цивилизованном мире это соотношение с разви­тием электронных платёжных средств уже 1:20-30.

 

Из этого следует не менее фундаментальный вывод: наша политическая система практически осталась преж­ней! Она лишь мимикри­ровала, изменив форму, но сохранив содержание. Мы по-прежнему остались жить в системе неформальных от­ношений, когда действующие и вновь принимаемые законы в лучшем случае пребывают лишь на бумаге. А ежели это так, то система обязательно начнёт дрейфовать в обратном направлении, последователь­но сворачивая политические и экономические свободы.

 

Что делать...

 

За годы российской государ­ственности бюрократическая машина смогла переключить на своё обслуживание ещё большие материальные ресур­сы, оставив своих граждан за гранью хотя бы простого вос­производства.

 

По данным различных экс­пертов, размер получаемой статусной ренты (извлечение незаконной выгоды из своего служебного положения) рос­сийской бюрократией стал со­поставим с бюджетом страны и оценивается в 300 миллиардов долларов в год. В этих услови­ях все попытки борьбы с кор­рупцией обречены на провал, если они не затрагивают свя­тая святых российской полити­ческой системы - чёрный нал, который является её плотью и кровью.

 

Сегодня необходим обрат­ный переход от системы «веч­ного пфеннига» к системе «ди­нария кесаря», когда накопле­ние денежных средств станет возможным только в безналич­ной форме. Ибо деньги, кото­рые находятся на банковском счету, увеличивая кредитное предложение, работают на всё общество. А наличные деньги вернутся к своему изначально­му предназначению - как сред­ству обращения.

 

В настоящее время, когда материальный носитель, лежа­щий в основе наличных денег, никакой ценности не пред­ставляет, способ, с помощью которого банковская система сможет эффективно контроли­ровать денежное обращение, только один - это ограничение срока обращения денежных знаков.

 

На деньгах должен указы­ваться год обращения, т.е. де­нежная купюра будет являть­ся платёжеспособной только в течение указанного на ней года. Если до 1 января неис­траченные деньги с прошед­шим годом обращения не будут находиться у их владельца на счёте в банке, они утрачивают всякую ценность. А с нового года в оборот вступают деньги с очередным годом обращения. Деньги, которые находятся на банковском счету, полностью сохраняются.

 

Но это, как говорится, идея в чистом виде, и без механизма её реализации она не стоит и выеденного яйца!

 

Для того чтобы не возника­ло ежегодных сложностей при смене денег, предлагается ме­ханизм, который не сложнее перехода на зимне-летнее вре­мя: работник получает аванс во второй половине декабря, допустим 20-го числа; значит, на эти деньги он должен жить до зарплаты 10 дней в старом году и 5 дней в новом году, по­этому ему необходимо выдать часть суммы старыми деньга­ми, а часть новыми деньгами в отношении 2:1.

 

Таким образом, 1 января но­вые деньги, находящиеся уже на руках населения, вступают в обращение, а старые деньги на­ходятся полностью в банках и подлежат утилизации.

 

Финансовый аспект

 

Одним из первых вопросов, возникающих в связи с пред­лагаемой денежной системой, является вопрос: во сколько бу­дет обходиться налогоплатель­щику ежегодная смена денег?

 

1. Расходы на производство денег с учётом покупюрного состава составляют прибли­зительно 1% от напечатанной суммы.

 

2. Среднее время обращения бумажных купюр по причине их физического износа колеблется в зависимости от номинала от 6 месяцев до 3 лет.

 

Ветхие денежные знаки за­канчивают свою жизнь в спе­циальных цехах Центрального хранилища Банка России, где в настоящее время ежедневно уничтожают порядка 5 милли­ардов рублей, что за год состав­ляет почти 2 триллиона рублей.

 

3.  Если, исходя из официаль­ных экономических показате­лей, подсчитать сумму налич­ных денег,  необходимых для то­варооборота на сегодняшний день, то мы получим цифру, не превышающую 1 триллион ру­блей. Но в настоящее время в наличном обращении находит­ся около 6 триллионов рублей, т.е. разница между необходи­мым количеством наличных денег и фактическим состав­ляет сумму в 5 триллионов ру­блей, которая по своей сути яв­ляется теневым капиталом.

 

Конец ссудного процента?

 

Таким образом, из приве­дённого выше можно сделать вывод: новая денежная систе­ма не потребует никаких до­полнительных затрат, а если учитывать, что она приведёт к настоящему буму электронных платёжных средств, то расходы на производство и обращение наличных денег окажутся го­раздо меньше нынешних.

 

Конец ссудного процента

 

В экономике ссудного про­цента заложено непреодоли­мое в рамках сложившейся за последние пятьсот лет системы финансово-кредитных отноше­ний противоречие - «деревья до небес не растут»! Предла­гаемая же денежная система позволяет найти тривиальное решение этой проблемы, а именно:

 

- новая денежная система делает возможным долгосроч­ное    накопление   денежных средств только в безналичном виде, в силу этого выплата про­центов по банковским вкладам отменяется;

 

- кредитование физических и юридических лиц банками становится беспроцентным;

 

- средства для финансирова­ния своей деятельности банки получают за счёт текущих опе­раций и обслуживания кредита.

 

А где же бульон (читай -прибыль) - спросите вы?

 

В условиях новой денежной системы, а именно:

 

-  когда кредит становится беспроцентным, такой инстру­мент, как денежная эмиссия ЦБ во избежание кризиса неплате­жей и поддержания ликвидно­сти банковской системы, утра­чивает своё значение;

 

- денежная эмиссия ЦБ остаётся актуальной по мере роста ВВП для поддержания по­купательной способности ру­бля на определённом уровне во избежание дефляции;

 

- денежная эмиссия ЦБ в полном объёме поступает в распоряжение кредитных орга­низаций в зависимости от ко­личественных и качественных показателей их деятельности.

 

Таким образом, денежная эмиссия ЦБ, а через величину банковского мультипликато­ра и денежная масса привязы­ваются к росту производства товаров и услуг. В результате чего национальная денежная система без всякого золотова­лютного обеспечения начнёт работать в режиме «золотого стандарта», ибо самая надёж­ная и твёрдая валюта в мире -это доверие.

 

Государству же, непомерно раздувшемуся благодаря неза­работанным деньгам, придётся умерить свои аппетиты и жить по средствам, добросовестно собирая причитающиеся по за­кону налоги.

 

В. Промысловский, физик, публицист

 

Примечания:

 

*  Приблизительный размер эмиссии можно оценить следующим образом: если в настоящее время денежная база составляет 8 триллионов рублей, то при росте ВВП на 5% понадобится дополнительная денежная эмиссия ЦБ в размере 400 миллиардов рублей. Эта сумма и будет являться тем «бульоном» - чистой прибылью кредитных организаций.

 

** В принципе кредитной организации никто не воспрещает периодически делиться получаемой прибылью со своими клиентами в виде начислений на размер минимального остатка по имеющимся счетам.

 

*** В предлагаемой выше модели новой финансово-кредитной системы отражены лишь базовые положения её функционирования.

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Промысловский, Наше дело №4(18) 2013
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Конец ссудного процента?"
Имя:*
E-Mail:*