Иногда бессонными ночами, когда накатывается, будто ком к горлу, дневное: нет больше Отечества нашего, всё пущено по ветру, предано и продано, предстаёт вдруг на миг пред взором моим ярко, живо, будто наяву, давнее, из детства: полуразрушенный купол, на котором чудом сохранился непокосившийся крест; крепкие мужские руки, водружающие на колокольню чуть тронутые зеленью колокола; первый удар, чистый, звонкий, протяжный, и лица стоящих внизу стариков, старушек, детей радостные, сияющие. И думаю я в такой миг, ощущая комок в горле: покуда есть ещё кому у нас поднимать колокола и звонить в них в час радости и в час скорби, созывая людей, не погибнет земля наша, и не оставит нас надежда.
Сегодня Вознесение Господне! Сегодня, на сороковой день после Воскресения Его чудесного, скажет Господь последнее Слово ученикам, ровно в полдень взойдёт на гору Елеонскую и вознесётся к Отцу Своему, возвышая до небес человеческую природу и давая всякому смертному человеку надежду на спасение и жизнь вечную. И снова в нашем с бабушкой доме по-праздничному светло и благостно.
Негромкий стук в окошко - первые ранние гости. Они входят нешумно, степенно, как и подобает настоящим мужчинам. Наши ближние соседи и добрые друзья, всегдашние участники нашей картофельной страды: дядя Федя и Николай.
Дядя Федя в простенькой клетчатой рубахе и широких поношенных брюках, невысокий, но крепко сбитый и живой, как всегда. Глаза его голубые весело искрятся. Улыбается всем нам, как всегда, открыто и добро.
Николай высокий, выше дяди Феди на целую голову, тоже просто, но аккуратно одет. Он, как и дядя Федя, крепкий, однако не кряжистый, а, наоборот, поразительно стройный, широкий в плечах, тонкий в поясе. Тоже улыбается нам мягко и светло.
Они троекратно крестятся и кланяются иконам в красном углу, здороваются добросердечно-степенно с бабушкой, Сергеем и со мной, поздравляют нас с праздником.
- Может, чайку выпьете? - приглашает гостей бабушка. Но оба отказываются: «Спасибо, Марья Григорьевна, некогда. Сама знаешь, какое дело предстоит».
Мы все пятеро выходим во двор. Бабушка запирает ворота на засов - «дело наше не для чужих глаз». Дядя Федя, Николай и бабушка уходят к сараю и вскоре возвращаются с тремя мешками, в которых, судя по всему, лежит что-то тяжёлое.
Я уже знаю: сегодня в нашем разорённом, давно закрытом храме Вознесения должно произойти нечто очень важное, связанное с праздником Вознесения Господнего. Потому-то и ходили туда несколько раз вечерами дядя Федя, Николай и Серёга. И именно поэтому идут они к церкви сегодня с этими мешками. Знаю: как и полагается в день Вознесения, поднимутся все трое на колокольню. Мне тоже очень хочется подняться туда, и я прошу бабушку отпустить меня с ними.
Просёлочная дорога, поросшая бурьяном и подорожником, ведущая к храму, не так уж далека, минут двадцать хорошего хода. Но мы идём медленно: чувствуется, ноша даже для таких крепких мужиков, как наши, нелегка. Особенно тяжело дяде Феде. В мешке его что-то большее, чем у остальных: мешок прямо-таки распирает. Время от времени останавливаемся и отдыхаем. Потом мужики помогают друг другу забросить мешки на плечи, и неторопливое размеренное движение продолжается: дядя Федя, потом Николай, Сергей и я - замыкающий.
И вот мы у храма: стены ободраны и закопчены, купола порушены, лишь кое-где сохранилась обрешётка. Железные проржавевшие двери входа распахнуты. Дядя Федя и Николай украдкой вздыхают.
Мы молча огибаем храм и останавливаемся у приставленной к нему длинной лестницы, достающей до крыши (вот для чего ходили сюда дядя Федя и Николай, - догадываюсь я, - нам зачем-то нужно будет подниматься на крышу храма)! Дядя Федя одной рукой придерживает мешок на плече, а другой цепляется за ступени лестницы и медленно, но твёрдо поднимается вверх. За дядей Федей поднимается так же неторопливо и уверенно Николай. Потом тоже с мешком на плече двигается Сергей: его шаги вначале осторожны и неуверенны, но с каждой новой ступенькой Сергей становится смелее и решительнее.
Оставив свой мешок наверху, Николай спускается за мной: «Не торопись, а главное - не бойся». И я, к своему удивлению, карабкаюсь цепко и споро без помощи Николая. Руки-клещи дяди Феди подхватывают меня и возносят на крышу храма.
...Прочерневшие куски обрешётки и ржавого железа, всё заросло травой и кустами. Даже берёзы, здесь прижившиеся, уже высокие...
Огромный купол с высоким барабаном (храм наш - одноглавый), такие же, как на крыше, чёрные остатки обрешётки, свисающие, изъеденные многодесятилетней ржавчиной листы железа, пронзительно скрипящие от дуновения ветра.
Но восьмиконечный, тоже прочерневший крест совсем не покосился: стоек, непоколебим, устремлён к небу, как единственный оставшийся в живых воин полёгшей православной рати, не сломленный, не покорившийся; перед последней смертельной схваткой с врагом обращается к Богу с горячей молитвой: кончается моя земная жизнь, Господи, укрепи руку мою с мечом и прими душу мою грешную.
...Рядом с куполом - взметнувшаяся ввысь метров на пять колокольня, и на ней тоже - крест.
Дядя Федя и Николай втягивают лестницу на крышу храма и подставляют её к колокольне. Лестница как раз достаёт до последнего третьего яруса колокольни. Снова подъём: ещё десять минут, и мы с нашей ношей - на полу третьего яруса.
Дядя Федя, Николай и Сергей отдыхают, сидя прямо на каменном полу. А я, стоя у ограды, смотрю окрест, и сердце моё то обрывается и падает от благоговейного трепета, то взмывает ввысь, как птица, охватываемое горячими приливами восторга. Замшелые плиты у входа в церковь отсюда едва видны, и даже верхушки старых вязов остались далеко внизу. Восьмиконечный крест плывёт высоко над нашими головами в голубом, дышащем покоем небе. А вокруг такие просторы, каких мы с бабушкой даже с высоченного Всехсвятского холма в центре нашего городка не видели.
Как же хороша земля наша, объятая тишью и благодатью великой! Всё замерло перед светлым Вознесением Господним. И всё-таки, кажется мне, в час этот не хватает ей чего-то для полного блаженства, и ждёт она смиренно ещё одной милости великой, Господней.
Мужики развязывают мешки, и словно горячая волна обдаёт меня: так вот что они несли! Три колокола! Два - поменьше, а один - большой, массивный, явно тяжеленный. (И как его только дядя Федя дотащил!) Колокола старинные, чуть позеленевшие, обвитые рельефным затейливым орнаментом. А по краям их - величавая славянская вязь надписей. Знаю я теперь, откуда колокола, что сейчас на моих глазах будет происходить здесь и почему в такой тайне совершается сегодняшнее наше дело!
Рассказывала бабушка: в 29-м году, в разгар самой яростной за все послереволюционные годы антирелигиозной кампании, стало ясно, что храм, закрытый ещё в 18-м году, но трудами и усилиями народа сохранённый, отстоять не удастся, вот-вот начнётся его поругание и разграбление. Собрался тогда сход и решил: разбирать по домам иконы, книги и колокола. Кто что сможет.
В 43-м году, когда по приказу Сталина начали вновь открывать по всей стране церкви, вернулись в храм наш Вознесенский, который вновь стал действующим, многие ценности и несколько колоколов. Но три года назад «аспид Никита» опять учинил православным людям погром, и, как в лихолетье 20-х годов, многое из храма ушло в народ. Колоколов же в этот раз удалось спасти только три: искали их усиленно «товарищи в штатском», но так и не нашли. А колокола, оказывается, были спрятаны у нас в доме!..
В двух из четырёх арок яруса на высоте в полтора человеческих роста - могучие, вековые перекладины. На них, по словам бабушки, подвешивали вначале большие колокола, а уж за ними справа налево - колокола меньше и меньше. Первым, конечно, шёл самый главный колокол - благовест. «А благовест был у нас истинно великий, что по размеру, что по голосу. Во всей округе никто такого не имел, - рассказывала она с трепетным умилением, - слышали его не только в Вознесенске, но даже в дальних, во многих вёрстах от нашей церкви деревнях. А голос его, как сейчас помню, ясный, певучий, слушаешь - не наслушаешься». И каждый раз, говоря о том давнем благовесте, горевала: «В 29-м году, когда церкви начали подчистую разорять, аспиды, бесовские слуги, скинули его и отвезли переплавлять».
...Да, уже понимаю я, все три колокола будем поднимать к перекладине. У этой перекладины стоит лестница, которую дядя Федя с Николаем поставили заранее, когда приходили сюда, чтобы приготовиться к главному сегодняшнему делу. На самой перекладине -крепкие верёвки: подвязывать уши колоколов.
К головкам языков колоколов дядя Федя и Николай привязывают надёжные верёвки. Сейчас предстоит главное, особенно трудное: закрепить на перекладине первый самый тяжёлый колокол. Дядя Федя карабкается по лестнице к перекладине. Перекладина - на уровне его груди. Теперь мы втроём: Николай, Сергей и я - должны поднять колокол и держать его на вытянутых руках несколько минут, пока дядя Федя будет привязывать его.
«Взяли!» - командует Николай. «Господи, какой же тяжеленный, да разве под силу нам, даже троим, поднять его и тем более удерживать хотя бы минуту», - мелькает у меня в голове паническое. Но тотчас приходит другое, от чего душа успокаивается и крепнут руки: «А дядя Федя всё-таки этот наш «большой», кажется неподъёмный, дотащил сюда. Сам!»
Уши колокола - у перекладины. Тяжко, тяжко. Но держим! «Отпускайте», - говорит наконец дядя Федя, и наш «большой», чуть покачавшись, торжественно замирает на своём гордом высоком месте.
После недолгого отдыха берёмся за второй колокол, который «полегче». Но и он тоже ох как тяжёл! Однако вскоре уже и второй колокол повисает на перекладине. И третий вслед за вторым возносится к бездонному ясному небу!
...Сидим вчетвером на полу яруса, отдыхаем. Руки и ноги у меня дрожат, но раскалённое сердце трепещет от счастья. И у измождённых мужиков лица сияют, а глаза светятся.
- Пора начинать, Фёдор Иваныч, - перехваченным от волнения голосом говорит Николай. - Полдень вот-вот!
- Давай ты первый, Коля, - таким же изменившимся от волнения голосом отвечает дядя Федя. - Благовест давай, на «большом», торжественный. С ударами не торопись, первые два удара - самого колокола власть, по его воле: ударил - и жди, когда звук совсем затихнет, потом второй раз так же ударил, а уж затем даёшь мерные удары, не торопясь, один за одним. Звонить благовестом полагается двадцать минут. Потом дадим перезвон. Перезвон - это звон самый радостный, торжественный, звонят им после благовеста по большим праздникам. Два раза. В начале службы и в конце перед чтением Евангелия. Но мы сегодня будем звонить, сколько надо, чтобы весь Вознесенск услышал.
- Нет, Фёдор Иваныч, - возражает ему Николай. - Начинай ты, ты хоть в молодости звонил, а я вообще первый раз. Ведь сколько людей слушать нас сегодня будут. Сколько уже летне звонили.
- Ну благослови, Господи, - с какой-то отчаянной решимостью говорит дядя Федя и ударяет в «большой».
Протяжный мелодичный звук, стёкший, как капля воды, с медной плоти колокола, медленно уплывает в дали необъятные. И теперь уже понимаю я, что именно его, звона этого малинового, и не хватало всему вокруг. Леса, поля, деревеньки, домишки, ещё одна разорённая церковь с покосившимся крестом вдали, само небо над ними словно вбирают в себя звон этот, наполняясь больше и больше трепетным благоговением: радость какая ныне, Вознесение Господне! И сам я замираю трепетно-благоговейно вместе со всей землёй нашей, малая её точечка, малая её частичка!
А колокол продолжает звонить, долго, протяжно, с небольшими перерывами: радуйтесь, радуйтесь! Возносится в час этот Спаситель наш к Отцу Своему Небесному, и даруется ныне всем нам, смертным, грешным, надежда на спасение и жизнь вечную!
Потом ударяет Николай, вначале робко, но с каждым следующим ударом всё более уверенно. Затем звонит Сергей. Плывёт, плывёт радость наша великая, с каждым новым ударом колокола, как весенний разлив могучей реки, прибывающая и полнящаяся, над необъятными российскими просторами.
И мой черёд звонить приходит! «Давай смело», - говорит дядя Федя. Я крепко, обеими руками сжимаю ушинную верёвку и ударяю вначале робко, боязливо, но с каждым ударом всё увереннее, как полагается, нечасто, мерно: дон... дон... дон...
Сердце моё поёт вместе с колоколом: слава тебе, Господи, Спаситель наш, слава дню этому торжественному Вознесения Твоего! Слава земле нашей, светло-пресветлой, не предавшей своего Бога вечному Его врагу и вечному врагу нас, человеков, первых из первых тварей Божиих. Тает оно, моё сердце, от жара, его обдающего, и к горлу подкатываются слёзы счастья и блаженства.
А потом мы вместе «трезвоним» на всех трёх колоколах. Дядя Федя объяснил: «Трезвонить легче, чем звонить благовестом, бей весело и часто по своему колоколу, вот и выйдет добрый трезвон». Время от времени я сменяю подуставшего Сергея, а дядя Федя и Николай «трезвонят» без устали, не переставая.
- Коля, глянь! Народу сколько собралось. И ещё идут! - кричит с простодушным мальчишеским восторгом дядя Федя, не отрывая рук от ушинной верёвки. И я тоже, взглянув вниз, обмираю. У храма - целая толпа: старики, старушки, мужчины, женщины, детишки; тётя Клава, дядя Женя, тётя Надя, наши малые. Даже моя Катюня здесь! Даже Бориска и Вова! И бабушка стоит и смотрит на нас с Сергеем. Многие украдкой вытирают слёзы.
Опять звоним благовестом! По очереди. И опять - перезвон! Звоним без устали, сияющие, счастливые. Дядя Федя и Николай украдкой смахивают слёзы, да и я едва сдерживаю их. А колокола продолжают радостно петь: покуда в сердцах наших и в душах наших Ты, Спаситель наш, не погибнет земля Русская и не сгинет народ православный!
...Колокола мы вечером сняли и опять спрятали в нашем доме у бабушки. Они «ждали» своего нового часа больше тридцати лет. И дождались! Чтобы снова вознестись на своё законное место. Теперь уже, думаю я, навсегда.
Колокола Вознесения взбудоражили весь наш тихий мирный городок. В магазинах, на улицах люди с какими-то удивлёнными, испуганными и в то же время радостными лицами переговаривались друг с другом (многие, особенно пожилые, помнили, что сегодня день Вознесения). «Не оставляет нас Господь своею милостью. Нашлись же православные, которые не испугались иудиной власти и назло слугам бесовским подняли колокола и зазвонили во славу Господа нашего Иисуса Христа так, что всякая душа не могла не возрадоваться».
Звон колоколов Вознесения на нашей церкви взбаламутил не только городскую власть, но и власть областную. Произошло что-то подобное урагану или землетрясению в том месте, где их раньше никогда не бывало и не ожидалось. В «замечательное время», когда «великий советский народ скоро уже готов был вступить в эпоху коммунизма», когда «Генсек-кукурузник» пообещал этому народу - вечному строителю коммунизма, что уже через пять лет он увидит последнего священника. И вдруг -такое?
Верхнее областное начальство распорядилось во что бы то ни стало отыскать «преступных злодеев», которые осмелились учинить на советской земле подобное «непотребство». Конкретными исполнителями задания партии стали, естественно, наши районные кагэбэш-ники. Найти злоумышленников не составило бы большого труда. Всё в нашем городе было как на ладони, но на дворе, слава Богу, был не 18-й год, не 28-й и уж, конечно, не 37-й. В кабинетах КГБ, начиная от Москвы и кончая нашим городком, сидели не Фриновские, Заковские, Берманы, а Ивановы, Петровы, Сидоровы.
В школе мы учились с детишками многих наших районных кагэбистов, и из отрывочных разговоров с ребятами стало ясно, что их отцы вовсе не жаждут немедленно выполнить распоряжение партийного начальства и не рвутся побыстрее схватить покусителей на коммунистическую идеологию, и им, их отцам тоже, как казалось нам, было радостно слышать звон колоколов Вознесения.
Верховной власти это тягомотное дело постепенно наскучило, и оно было спущено на тормозах.
В дни сегодняшние, тяжкие, глядя на потерянных, обезумевших от кошмара «демократической» действительности людей, судорожно ищущих спасения где угодно: в скопидомном накопительстве всего и вся, в пустопорожних покупках, продажах и перепродажах тоже всего и вся, что только можно купить и продать; у экстрасенсов, астрологов, колдунов, закордонных «мудрецов», у Мавроди в «МММ» и в других подобных прохиндейских фирмах и фирмочках, коим несть числа, но только не там, где его действительно можно найти, думаю я со злорадством: так вам и надо, раз не народ вы, а толпа! Но вскоре уже с ужасом останавливаю себя: да ведь это же братья и сестры твои, кого судить только Господу. Тебе же единственное позволено: просить смиренно Его о великой милости - вразумить тех, кого ещё можно вразумить и наставить на путь Спасения.
А путь этот известный, тысячелетний, нашими дедами-прадедами испытанный не раз в самые жуткие времена: нести крест свой во имя Христа и во имя своих ближних, как бабушка, как дядя Федя и Николай, как многие другие русские люди. Поднимать свои «колокола Вознесения» в собственных запустевших, разорённых душах. Иного нет. Всё иное - погибель. И дай нам, Господи, побыстрее понять это!
А в душе моей и по сей день звучат колокола Вознесения.
Олег Моржавин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.