Май, утро, солнце поднимается выше и выше, быстро согревая ещё прохладную после ночи землю, вокруг благодать несказанная: деревья - пышно-зелёные, лёгкие, воздушные, словно готовые величественно-медленно воспарить в синюю бездонную глубину неба, воздух хрустально-прозрачный и чистый, вдыхай, пей его, как волшебный эликсир, - с каждым глотком будет вливаться в тебя радостная сила жизни. И тишина вокруг такая, что звенит в ушах, только кузнечики деловито стрекочут да птицы подают свои шальные от весеннего счастья голоса, нисколько эту тишину не нарушая, а наоборот, придавая ей особую мелодичную прелесть.
Мы втроём: бабушка, Сергей и я - идём по коричнево-глинистой с кустами могучего подорожника просёлочной дороге к стоящему впереди недалёкому лесу. Лес всё ближе, и вот из зелёных пенистых волн начинают подниматься купола храма, будто сейчас на твоих глазах начинается чудо воскресения града Китежа. Храм, издалека видно, вконец разорён, стены облупленные, кресты покосились, на куполах - голая обрешётка, лишь кое-где прикрытая ржавыми кусками железа. Но всё равно он спокоен и горд как израненный воин, решивший несмотря ни на что не сдаваться врагу. Наш храм Вознесения на Городне, маленькой речке, протекающей неподалёку от него. Там возле храма - старинное кладбище, где похоронены многие поколения наших предков, и идём мы сейчас к ним.
В руках у нас: и у бабушки, и у Сергея, и у меня - букеты гвоздик. Гвоздики будем класть на родные могилы.
Сегодня большая Родительская суббота...
В гарнизонах я кое-что слышал от матери о родительских субботах: в отведённые Церковью дни надо идти к своим мёртвым на кладбище, прибирать их могилы и поминать не только мать и отца, но и всех умерших родственников. Да, в такие дни мы иногда за столом поминали «своих», но на кладбище не ходили: не к кому было идти. А здесь, у бабушки, я скоро узнал, что такое настоящая Родительская суббота.
Вот и пришли... Церковь стоит неподалёку от леса. За ней - огромное поле. В начале поля как раз и протекает тишайшая, как кристалл прозрачная, речушка Городня. Церковь огорожена старинной оградой искусной кирпичной кладки с выступающими, большими, так же кирпичными крестами. На верхушках некоторых столбов тоже сохранились кресты, массивные, чугунные, изрядно поржавевшие, кое-где покосившиеся, но всё равно монументальные, отлитые на века. Ограда во многих местах попадала, так что войти на церковную территорию можно откуда угодно, как заблагорассудится. Но ворота сохранились, а было им, как я уже знал, почти три сотни лет, в XVII веке чуть попозже церкви их воздвигли.
С той стороны церкви, что смотрит на лес, от самой ограды начинается кладбище, несколько десятков могил - на участке поля до леса, а всё кладбище - в лесу. Кладбище в стародавние времена начиналось именно отсюда, когда нашей нынешней церкви и в помине не было, и стояла здесь даже не деревянная церковь, а маленькая часовенка из брёвен. Тогда, пять веков назад, как хранила долгая и сведущая память народа, начали здесь хоронить умерших из ближайших деревень. Так что некоторым могилам под высоченными раскидистыми берёзами и могучими елями пятьсот лет набежало.
Заходим в церковные ворота. Трижды крестимся и кланяемся поруганному храму. И идём дальше к могилам погребённых здесь у церкви. Повсюду мрак запустения: сухая трава, сломанные ветки, гнилые доски, пустые бутылки. Только один пятачок - чистый и прибранный, где несколько старых захоронений. Это могилы настоятелей церкви начиная с XVIII века (настоятелей, как рассказала мне бабушка, по давней традиции было принято хоронить внутри церковной ограды).
Седые замшелые камни... Вязь надписей: раб Божий... фамилия, имя, отчество, годы рождения и смерти лежащего здесь, короткое обращение через непреодолимую бездну времён и измерений, разделяющую мир земной и мир небесный, к нему, живому и живущему у Бога, с непоколебимой верой, что он обязательно услышит это обращение, - отсюда с земли, живых и живущих здесь на земле: покойся с миром...
Этот пятачок, где могилы настоятелей, прибирает народ, приходящий на кладбище к «своим». И мы с бабушкой время от времени прибираем здесь. Вот и сейчас подбираем и кладём в сумку несколько брошенных у надгробий пустых водочных бутылок, мятых бумажек, окурков: забредает иногда сюда «на лоно природы» всякая дубинноголовая пьянь и гуляет вовсю. Мусор этот мы не бросаем где-нибудь по дороге на обратном пути, а несём домой и там, как полагается, кладём в мусорный ящик. «Всякий человек живёт так: один во всём порядок приумножает, а другой беспорядок плодит, - говорит бабушка, - и от всякого человека зависит, чего вокруг больше будет, порядка или беспорядка». Мы с Сергеем, конечно, за порядок.
Подходим к первому надгробию, оно самое старое здесь, ещё начала XVIII века... Настоятель Кирилл... Крестимся, кланяемся, кладём на надгробие гвоздику: мир праху твоему, отец. Следующая могила: снова крестимся, кланяемся, кладём на надгробие гвоздику... Обошли могилы настоятелей, теперь путь- к могилам наших...
Всё кладбище - в густой тени громадных берёз и ёлок. Под деревьями - бесчисленные холмики с крестами и памятниками: хоронить в этом месте начали с незапамятных времён, так что лежат здесь многие поколения жителей близлежащих деревень и наших Воскресенок тоже (до Воскресенок отсюда меньше километра). И тишина тут - особенная. Не зловещая, пугающая, а, наоборот, примиряющая и умиротворяющая.
До приезда к бабушке я никогда не ходил на кладбище: не к кому было. И первый раз, когда мы пришли сюда, испугался. Вот лежат здесь в земле те, кто когда-то жил, как я сейчас: радовался, огорчался, любил, переживал. А теперь их нет! И всё, что они чувствовали, умерло вместе с ними. И я когда-нибудь умру и буду так же лежать в земле. Всё, чем я жил, тоже уйдёт вместе со мной. И меня больше никогда не будет! Никогда! И мне захотелось как можно быстрее убежать отсюда, от этих немых могил, которые своим молчанием настойчиво напоминали о том, что будет рано или поздно со мной.
Но постепенно это леденящее чувство стало проходить. Благодаря бабушке. Она никогда не вела со мной «просветительских» бесед по каким-нибудь серьёзным проблемам. И конечно, о смерти и бессмертии мы ни разу специально не говорили. Бабушкин взгляд на этот главный для человека вопрос проявлялся через какие-то её короткие суждения по тому или иному поводу. «Смерти-то нет, душа наша бессмертна. Уйдём с земли, к Богу или его врагу придём. К кому - это уж по нашим земным делам воздастся». «У Бога в раю для всякого доброго человека хотя бы маленькая комнатка найдётся. Будет в ней светло и радостно, и - никаких печалей. А самая большая радость в раю - это то, что всегда можно Бога видеть и всегда быть с ним».
И о наших умерших близких она говорила удивительно. Как о живых! «Они оттуда на нас смотрят, переживают, печалятся: как мы здесь, просят Бога не оставить их ближних на земле своей милостью. А мы их помнить и поминать должны. Им от этого радостно».
И к слезам о покойниках у бабушки было своё особенное отношение. Раза два-три приходилось наблюдать, как бабушка подходит к какой-нибудь безутешно рыдающей молодке и говорит ей мягко и добро: «Не надо, милая, ему от твоих слёз плохо, топишь ты его в своих слезах. Поплакала чуть-чуть, и будет. Иди в церковь и молись за упокой его души. Сразу упокоенному от твоей молитвы легче станет. Господь таким молитвам ближних за ближних особо внимает».
Послушав бабушку, начал я думать, глядя на теперь уже совершенно не пугающие меня могилы, о том, что Господь наш всё мудро устроил: приготовил нам жизнь вечную. Но чтобы этот бесценный дар получить, надо крепко потрудиться: земная жизнь для того и дана нам, чтобы узнали мы цену добра и зла и прожили свою жизнь в добре. Именно за это Бог берёт человека к себе и даёт ему «маленькую комнатку» в раю. Многие из тех, чьи бренные останки лежат в этих могилах, сейчас там, у Бога. Смотрят на нас: радуются, печалятся и помогают нам жить. А мы будем помнить их. От этих мыслей успокаивается и умиротворяется твоя душа.
Да, именно здесь, на кладбище, где жизнь воочию соприкасается со смертью, вечность с дневным, являет себя лучезарная истина, выше которой нет: Господь готов даровать тебе жизнь бесконечную, благостную рядом с Собой. Не возленись, заслужи её.
Первая «наша могила», к которой мы подходим, - это могила бабушкиной матери, моей с Сергеем прабабушки. На холмике простой, вытесанный из камня крест и много цветов (мы их сажаем каждый год по весне). Рядом с холмиком - скамейка, сделал её когда-то Сергей вместо старой, развалившейся. Скамейка ладно сработана, прочная, аккуратная, свежевыкрашенная (каждый год, тоже по весне, её красим).
Как и полагается, крестимся, кланяемся, кладём к подножию креста несколько гвоздик и садимся на скамейку: прибирать могилу не нужно, в прошлый раз провели здесь основательную уборку. Свечи на могилах мы никогда не зажигаем: «Свечи полагается в церкви ставить, а не на кладбище, так издревле заведено». Молчим...
Бабушка сейчас наверняка вспоминает мать, жизнь с ней. А мы Сергеем пытаемся представить себе прабабушку живой (фотография её висит на стене в горнице в нашем «фамильном» ряду). И вот бабушка заговаривает: «Матушка великой труженицей была, пятерых детей подняла, дом держала, как надо. Шила искусно, всех в доме обшивала...»
...Поднимаемся, снова кланяемся, крестимся; мы с Сергеем отходим, а бабушка ещё некоторое время стоит у могилы.
Наши могилы... Бабушкины отец, дедушка, бабушка, прадедушка, прабабушка, старший брат, отец дяди Вовы; родители нашего с Сергеем дедушки, бабушкиного мужа Ивана, погибшего в 44-м году в Польше. Одна могила в дальнем конце кладбища была вообще XVIII века: пра, пра, пра (уж не знаю, сколько ещё раз «пра») бабушка бабушки.
У каждой могилы кланяемся, крестимся, кладём к подножию креста цветы, а потом садимся на скамейку у холмика и поминаем лежащего здесь.
...К одной могиле я каждый раз подхожу с трепетом. Она - в дальнем углу кладбища. Зелёный холмик, немного цветов, простой деревянный крест, и на кресте никакой таблички с надписью, кто здесь. Безымянная могила. Но я от бабушки знал её тайну. В могиле была похоронена отрубленная рука последнего священника Всехсвятской церкви отца Евгения.
Вот что рассказала мне бабушка: «Перед Японской войной прислали к нам молодого священника отца Евгения. Хорош он был: высок, дороден, плечи - сажень, пудовые гири играючи поднимал. Лицо светлое, борода - бородища, пел басом, так, что голос под куполами рокотал. Характер имел добрый, участливый, но твёрдый. Сразу его народ полюбил: в горе-беде всякого утешит, согрешишь не сильно, поругает, но грех отпустит, а уж если грех - большой, от причастия отлучит, да строго, надолго, и ещё трудную епитимию наложит, грех свой угодной Богу противоположностью этого греха искупать. И семьянином был примерным: троих детишек они с матушкой родили.
В 18-м году в осень пришли к нам чоновцы - хлеб отбирать. Заходят в один двор, всё зерно подчистую выгребают, даже на семена ничего не оставляли. В другой двор идут, и здесь - всё подчистую. Бабы плачут, детишки кричат. Мужики стоят угрюмо, опустив головы: что тут поделаешь, у них - сила. А кто всё-таки сопротивлялся, тех на глазах их близких нещадно били. Заправлял всем комиссар в кожанке и очках, носатый, чёрный, как ворон, Яковом звали, а мы его про себя Яшкой-Иудой окрестили. Сам наших мужиков и баб бил рукояткой нагана. Бьёт и смеётся, довольный. Ему всегда радостно было, когда люди на его глазах мучились. Несколько раз отец Евгений пытался его остановить: «Что ж вы такое творите, нелюдское!» И его бил нещадно, так что бывало, лежал отец Евгений без памяти в своей крови, как в озере. Но отец Евгений всё равно не отступался: говорил ему правду в глаза.
Достал он своим упорством Яшку-Иуду. Однажды во время службы пришёл Яшка в церковь с десятком своих вахлаков. Приказал: «Службу прекратить, всем разойтись!» Вахлаки стали людей прикладами охаживать, чтобы разбегались побыстрее (я тогда на той службе была и всё сама видела, всё запомнила). Иуда громогласно объявляет: «Никаких служб больше не будет, церковь закрывается. Народная власть не намерена терпеть, как народ дурманят опиумом религии!» Крики, слёзы... Яшка хочет зайти в алтарь, но отец Евгений загораживает ему дорогу: «Не пущу!» «Взять его!» -командует Яшка своим вахлакам. На отца Евгения все скопом наваливаются, скручивают. Яшка заходит в алтарь, выносит оттуда чашу с причастием и бросает её на пол. Народ в ужасе замирает, а отец Евгений кричит: «Что творите, нелюди?» Вырывает из пут вахлаков правую руку и крестит народ и всё вокруг.
А потом было страшное. Отца Евгения выволокли из церкви и прибили к воротам (народ разогнали, а я спряталась в кустах неподалёку и всё видела). Распяли как Господа нашего Иисуса Христа. Кровь из прибитых к воротам рук хлещет, а отец Евгений кричит: «Не быть вашей бесовской власти на Русской земле! И верить в Господа нашего Иисуса Христа русский народ никогда не перестанет!» Вижу: пальцы его правой руки сжимаются в троеперстие. «Заткнуть подлую глотку!» - кричит Яшка. Вахлаки бьют отца Евгения по лицу прикладами, крови - море. Отец Евгений ещё продолжает кричать, но слов уже нельзя разобрать. А пальцы, видела я, по-прежнему сжаты в троеперстие. «Разожми пальцы!» - верещит Яшка. Но пальцы - в троеперстии! «Ничего, сейчас мы их разожмём!» - ещё сильнее заходится Яшка, выхватывает из ножен шашку и с размаху перерубает руку отца Евгения пониже вбитого гвоздя. Тело сползает вправо, а на воротах остаётся прибитая рука с пальцами в троеперстии.
Убежала я домой, всю ночь не спала, трясло меня как в лихорадке. А утром собрался народ, и пошли к церкви (чоновцы рано поутру ушли от нас). Но тела отца Евгения не нашли, только прибитая рука висела на воротах. Всё вокруг облазили: ямы, канавы, кучи хвороста разгребли. Не было нигде тела отца нашего. Только руку и оставалось похоронить. Похоронили, такой вот, со сложенным троеперстием. Поставили крест, написали на табличке имя убиенного. Но вскоре дошло до нас известие: советская власть очень разгневалась на отца Евгения, де этот враг и после смерти будет мутить народ. Поэтому нашим Вознесенским чекистам был дан приказ: тело, если оно народом захоронено, выкопать и увезти в неизвестном направлении. Чтобы не ходили на поклонение к отпетому врагу народа. Тогда мы и сняли табличку с креста на могиле отца Евгения. Чтоб Иуды не откопали его руку. Вот могила и стала безымянной».
С тех пор, с того чёрного майского дня захлёбывающегося в море человеческой крови 18-го года до дней сегодняшних минул почти что век. Могучие страшные волны времени пронеслись над русскими просторами и унесли столько блаженных и тягостных мгновений бытия народного, которые, к счастью и несчастью, уже никогда не повторятся.
...Погожее летнее утро, тихо, благостно и ещё не жарко. Сижу на лавочке неподалёку от ворот нашего храма и радуюсь и этому дню, и всему тому, что вижу сейчас вокруг. Мне уже за шестьдесят, и я не был в Вознесенске больше двадцати лет.
Храм, полностью восстановленный, сияет новой молодой красотой, плывут в голубом необъятном небе медные купола и золочёные кресты, ворота тоже как новые - почистили их, убрали ржавчину с кованых узоров. На колокольне - огромный «благовест» и ещё с десяток колоколов поменьше, среди которых и колокола древние, бывшие здесь и в XVII, и в XVIII веках, которые в «оные» тяжкие времена укрыли и спасли бабушка и другие отчаянно-смелые боголюбивые вознесенцы. И я, глядя на колокола, с тихой блаженной радостью вспоминаю, как много лет назад на светлый праздник Вознесения Христова в такой же ясный погожий день водружали мы сюда на колокольню с дядей Федей, Николаем и Сергеем этих добрых, отзывчивых на все наши человеческие нужды зеленобородых стариков.
Да, какая же благодать вокруг! Везде всё прибрано, ухожено: дорожки, могилы настоятелей. Кладбище, как тогда, во времена моей молодости, утопает в зелёных прохладных волнах берёз и елей. Грустно, но родных могил здесь заметно прибавилось: бабушка, тётя Клава, дядя Женя, дядя Вова, Бориска. Все они ныне, надеюсь, у Бога.
Смотрю на ворота: ворота - всё те же, из XVII века, которые видели и страшный век XX, жёлто-восковые дубовые доски, ничуть не тронутые костистой рукой времени, причудливые кованые узоры, сплетающиеся, расплетающиеся - венки железных цветов.
Вверху ворот, если приглядеться, можно увидеть два потемневших углубления: я знаю, это следы от больших гвоздей, стопятидесяток. Тех самых, которыми распинали отца Евгения (когда ворота ремонтировали, народ просил мастеров сохранить следы тех страшных событий).
И ещё особенно радостно мне сегодня оттого, что мощи отца Евгения были несколько лет назад обретены; отца Евгения недавно канонизировали как местночтимого святого, и сейчас в нашей церкви стоит рака с его мощами. А не могли найти тело отца Евгения столько лет, потому что чоновцы закопали его мастерски, достойно своей чекистской квалификации. В нескольких метрах от ворот, где начинался кладбищенский лес, под одной из елей вырыли яму и бросили туда тело, а сверху яму заложили дёрном, так что представить себе, что здесь свежая могила, было просто невозможно. Наткнулись же на неё случайно.
Я смотрю на ворота, на чёрные углубления от гвоздей и представляю себе, как это происходило тогда, в 18-м году. И слышу: «Не быть вашей бесовской власти на Русской земле! И верить в Господа нашего Иисуса Христа русский народ никогда не перестанет!»
Так всё и вышло, как предсказал отец Евгений. Именно так!
Олег Моржавин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.